Профессионал начинает погружение ещё со школьной скамьи. Рассказываем, откуда берутся айтишники
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 29 октября 2023, 10:09  •  печать

Профессионал начинает погружение ещё со школьной скамьи. Рассказываем, откуда берутся айтишники

Сегодня поговорим о том, почему директора IT-компаний переключились на школьных учителей, почему бизнес считает нужным поддерживать молодых математиков и информатиков и чем в развитии IT-сферы может помочь "старая гвардия" педагогов.

В Омске сегодня стартовал конкурс для молодых учителей математики и информатики "Ученье - свет". В рамках рубрики "Войти в IT" "Омск Здесь" поговорил с одним из организаторов конкурса, председателем жюри в секции "Информатика", директором IT-компании 7bits Анной Тарасенко. Вместе с ней мы разобрались, когда именно начинается подготовка айтишника, что сейчас происходит в школьной системе образования по профильным направлениям, а также попытались понять, почему молодые учителя не спешат идти работать в школу.

- На ваш взгляд, когда начинается реальная подготовка айтишников, настоящих специалистов своего дела?

- Кто такой айтишник? Например, человек, умеющий писать код. Код - это набор символов, выполняющих определенные операции, то есть некоторый алгоритм. Навыки построения алгоритмов, выполнения операций мы получаем ещё в школе на уроках математики и информатики. Так что профессионал своего дела начинает погружение ещё со школьной скамьи, правда не многие это понимают. А есть другие айтишники - аналитики, дизайнеры, тестировщики. Их подготовка тоже может начинаться в школе.

- А сейчас система образования в школах по математике и информатике способна дать необходимую начальную базу для будущих IT-специалистов?

- При правильном подходе - да, может. Но не каждый учитель готов найти силы и время на тщательную подготовку не только к ЕГЭ, но и к обычным урокам, на которых школьников учат не решать задачки, а разбираться в понятиях. Где не нужно зубрить материал, а надо его понимать и находить закономерности. Также в ЕГЭ не входят многие темы, которые требуются для обучения в вузе на математических и ИТ-специальностях, а все, что не входит в ЕГЭ, обычно не даётся на уроках, нет мотивации этим заниматься.

- Насколько готовы учителя в школах давать необходимые знания? Педагогический состав неизбежно стареет, как бы грустно и грубо это ни звучало, поколение учителей 55+ может дать необходимые начальные навыки? Особенно пресловутые soft skills?

- Мы предполагаем, что учителя старой закалки точно готовы, а вот среди молодых ещё нужна поддержка и помощь, которой часто не хватает. Сейчас критический момент, когда наше образование может пройти точку невозврата, после которой всё придётся восстанавливать из руин. Советская система физико-математического образования являлась одной из лучших в мире, что до сих пор подтверждается успехами бывших советских граждан в других странах. Так что пока в школах есть поколение учителей 55+, мы можем совместить разные подходы, мировой и советский опыт, опыт новой России, учесть труды великих российских и советских педагогов, авторские школы. Надо действовать.

- А что про soft skills?(Кстати, мы уже писали про топ-5 soft skills, которые обязательно пригодятся в работе и жизни)

Как раз учителя советской школы занимались не только передачей знаний по предмету, но и воспитанием личности. Почти любой учитель был готов поговорить о жизни, дать какой-то совет, поделиться опытом. В современной школе возник термин "образовательная услуга", который предполагает лишь передачу знаний. Мы бы хотели взять лучшее из старых и новых подходов.

- Почему молодёжь не хочет преподавать в школах?

- По нашим исследованиям проблема заключается в том, что их смущает невысокая зарплата, отсутствие роста и возможностей. Да, сейчас молодые учителя в первые три года работы получают надбавку, но потом надо как-то работать дальше, а нагрузка увеличивается. Они часто стоят перед выбором: взять несколько ставок, работать без выходных и получать зарплату больше или иметь время на качественную подготовку к урокам, но получать меньше. Выбор, к сожалению, порой очевиден.

- Даже если молодой учитель (до 30 лет) встречается в школах, то вызывает удивление, сразу закрадывается мысль: а что с ним не так, почему он в школе? Как быть с такими стереотипами?

- Такие стереотипы стоит разрушать (да, достаточно банальный ответ), может как раз из-за них студенты и боятся идти в школу? Кто знает… Но ведь часто мы вешаем ярлыки на работу учителя, что это сложно, тяжело и нет перспектив, а так ли это на самом деле? С нашей стороны мы готовы помочь педагогам, показать, что этот процесс может быть интересным и перспективным, оказав поддержку в сложных моментах.

- С чего начался конкурс "Ученье - свет"? Почему решили его проводить?

- Мы заметили, что найти сотрудника в компанию становится всё тяжелее. Начали работать с университетами, чтобы помогать им в образовательном процессе, но спустя время осознали, что этого уже мало, надо идти дальше - в школы. 

У нас есть проекты и для школьников, но в них не хватает системного и регулярного подхода. Учителя - это те люди, которые проводят много времени с ребятами, учат их и помогают найти верный путь. Проведя исследование, в рамках которого выяснилось, что не многие студенты после вуза готовы идти в школу, мы решили попробовать поработать с ними. 

Конкурс - это первая ступень работы. В планах развить педагогическое сообщество, в котором будем помогать, поддерживать развитие и учить находить баланс между тетрадками и выдачей материала, журналами и подготовкой к урокам, работой и жизнью.

- Молодые учителя математики и информатики активно откликаются на него?

- Да, достаточно. По сравнению с первым конкурсом мы видим прирост участников, причём много новой аудитории. Сейчас ориентировочно охвачено около 20% молодых педагогов и студентов соответствующих направлений. Это не 100%, но и сильно больше 0.

- С чем они приходят на него и с чем потом уходят?

- Приходят чаще всего с желанием получить приз и проверить свои силы, уходят с мотивацией и намерением развиваться и расти профессионально. Мы всего лишь подсвечиваем ценности работы и показываем, что их труд важен для нас, как будущих работодателей их обучающихся.

- В чём выгода (я не про материальную составляющую, хотя про неё тоже можно) для вас, организаторов?

- Если глобально, то выполнение личной миссии по развитию общества, в котором мы живем. Нельзя сказать, что это материально выгодно для нас сейчас, это больше вклад в наше будущее.


Профессионал своего дела начинается именно в школе. В тот момент, когда он с жадностью и любопытством впитывает информацию от своих учителей и наставников. А насколько интересна и разнообразна жизни IT-мира вы можете убедиться, прочитав материалы из нашей рубрики "Войти в IT". Изучайте, пробуйте, дерзайте, делайте ошибки (и правильные выводы из них), решайте поставленные задачи. Главное не сидеть на месте.

Фото предоставлено героиней публикации, генерации Midjourney

Читайте также