Все же понимают, что грамотность - это не столько изнурительные занятия по русскому языку, сколько наш образ? Большинство из нас вольно или невольно обращают внимание на тренды в моде и гаджетах, формируя свой внешний вид. Подобный образ и представление о нас складывается в соцсетях и мессенджерах из того, как мы общаемся и что отправляем в чаты.
О наболевшем речь шла в рамках фестиваля русского языка "Грамотные выходные", который принимал ОмГУ имени Ф. М. Достоевского. Омская область стала одним из четырёх регионов, где прошли офлайн-мероприятия. Стала ли "авторка" литературным выражением и какие новые слова появились в русском языке, ранее рассказал глава филологического совета "Тотального диктанта" и научрук портала "Грамота.ру" Владимир Пахомов.
А мастер-класс по цифровому этикету, к пониманию которого все мы в идеале должны бы прийти, провела руководитель фестиваля, специалист по коммуникации Ольга Суслова. Она начала с того, что в 90-е о таком особо не задумывались по естественным причинам. То есть цифровая мораль ещё весьма молода и формируется сейчас практически на наших глазах.
Даже если человек не знает в теории этих законов, он учится на своём опыте. Мы стараемся уловить все нюансы, когда общаемся с человеком, который нам важен. Я вижу тенденцию, что люди стремятся быть понятыми. Неважно, цифровая среда или обычная. Молодое поколение, которое большую часть времени проводит с гаджетами, эти нюансы чувствуют ярче, чем люди постарше. Нужно просто внимательно относиться к тому, как нам отвечают.
Единственное, что я бы посоветовала, - быть толерантнее. Потому что есть люди, которые не очень хорошо умеют общаться через цифровые средства. Это не значит, что они плохие. Они могут неуместно использовать смайлики или отправлять мигающие картинки ко всем праздникам. Молодым кажется, что это смешно и нелепо, но это не так. Это их способ коммуникации. Мы должны быть толерантны друг к другу, потому что никаких законов, кроме как быть добрыми друг другу, нет, - поделилась с "Омск Здесь" Ольга Суслова.
Итак, всегда ли уместны эмодзи и стикеры?
Казалось бы, кто не любит котиков? Стикерпаки с ними есть у каждого третьего и даже не один. Но мультяшный стиль как бы намекает нам, что они слабо вписываются в серьёзную деловую переписку. Допустить их можно в общении с собеседником, которого вы давно знаете, и если уверены, что он их поймёт и оценит. Иначе может повиснуть неловкое многоточие.
Когда мы общаемся лично, есть масса нюансов, с помощью чего мы получаем информацию: мимика, жесты, интонация. Такая коммуникация в меньшей степени состоит из слов. Но в мессенджерах у нас базово есть только текст. На помощь ему приходят смайлики и стикеры. Это не сигнал того, что гибнет язык, - отметила эксперт. - Это сигнал того, что людям важно передавать эмоции.
Нюанс ещё в том, чтобы правильно декодировать подобный визуал, чтобы оба собеседника одинаково понимали, что означает та или иная мордашка. Эмодзи "смеяться до слёз" и "плакать ручьями", очевидно, не всегда подходят для одних и тех же ситуаций.
Когда можно звонить?
Мошенники сделали нас недоверчивыми, а вечная гонка со временем - избирательными. Не каждый ответит на незнакомый номер. Нельзя забывать о разнице часовых поясов и о банальном неудобстве в виде разговора за рулём или в общественном транспорте, где вообще-то не очень прилично обсуждать личные и другие дела, которые заставят остальных пассажиров чувствовать испанский стыд.
Звонок сегодня воспринимается как вторжение в жизнь человека. Альтернатива как раз-таки в мессенджерах. Прежде чем звонить незнакомому человеку, можно написать ему: рассказать, зачем он вам нужен, и договориться о созвоне.
С другой стороны, есть те, которые априори должны быть готовы к общению с незнакомцами: сотрудники сферы услуг, фриланса, публичных профессий.
Нужно ли ставить точку в конце предложения?
Есть версия, что без неё экономится время. Но верится в неё слабо. Да и эпоху СМС, где каждый символ был буквально наперечёт, мы тоже пережили. Судя по ответам аудитории, большинство не ставят точку (и не считают это зазорным). Во время офлайн-диалога мы ведь не отворачиваемся от собеседника после высказанной мысли. А в сети отдельные сообщения и так оформлены графически, поэтому границы в виде точки излишни.
Из-за точки даже обычный диалог создаёт ощущение, что что-то не так. Кажется, что присутствует некая суровость. На нас не кричат, но зарождается червь сомнений и беспокойства.
Одно время роль точки играла скобочка. Небольшая улыбка, которая посылает позитивный настрой. Сегодня это менее актуально. Тем не менее, если вам прислали предложение с точкой, не факт, что вас ненавидят. И наоборот, сообщение без точки не значит, что его автор безграмотный.
Как общаться голосовыми, чтобы вас не хотели убить?
Больше всего холиваров и мемов, пожалуй, о голосовых сообщениях. Мем сегодня - это вообще такое социальное зеркало. Если исходить из принципов цифрового этикета, то голосовые, скорее, нарушают его, если автор не придерживается пары советов, рассказала специалист по коммуникации Ольга Суслова.
Во-первых, отправлять голосовые можно только в том случае, если человек согласился их получать. Во-вторых, прежде чем записывать аудиосообщение, подготовьтесь к тому, что именно хотите сказать, выстройте мысли. "Ой, подожди, расплачусь, оденусь..." и так далее - неуместная информация. Не говоря уже о словах-паразитах, ненужных повторах.
Правда, есть ситуации, которые можно понять. Порой передавать информацию приходится на ходу. Тогда безопаснее, если уж вопрос времени, отправить голосовое, чем смотреть в экран телефона, набирая буквы. Но не лишним будет за него извиниться. Да, так делают, и это нормально.
Вообще, есть целый блок информации, которая не подходит для передачи ни голосовым сообщением, ни фотографией: адрес в сети, номер телефона, номер счёта и подобное. Их как минимум неудобно переписывать с картинки и переслушивать. Плюс, если информация важная, по поиску в мессенджере вы её потом не найдёте.
Страшнее этого могут быть только голосовые сообщения в групповых чатах. Делать так совсем нельзя, подчеркнула спикер.
В итоге как стать классным? (Если, конечно, вы не тролль)
Первое. Помните, что вы говорите с человеком, а не с телефоном. Первого можно ранить.
Второе. В цифровом пространстве придерживайтесь тех же правил, что и в жизни. Например, вы мало к кому вот так запросто придёте в гости посреди ночи. С сообщениями то же самое. В помощь функции отложенной и беззвучной отправки.
Границы, в какое время вас можно тревожить, если речь не о близком контакте, а о деловом, лучше сразу обозначить прямым текстом.
Третье. Уважайте время других. Помните, что на ответ человеку понадобится время, а порой и трафик. Сегодня большинство тарифов имеют запас гигабайтов, но если собеседник, например, едет в поезде, не стоит отправлять ему неизвестный файл в 200 Мб без какой-либо подписи, что в нём и насколько срочно его нужно открыть.
Четвёртое. Позаботьтесь о том, как вы "выглядите". То есть пишите грамотно и вежливо. Ошибки могут расцениваться не только как слабый уровень грамотности, но и как неуважение к собеседнику. Не лишним будет проверить сообщение перед отправкой. Носители имени Юля поймут.
Пятое. Уважайте личную жизнь других, не читайте чужую переписку. К сожалению, сегодня нужно помнить, что любая переписка может быть опубличена, несмотря на законодательство. Не отправляйте того, о чём можете пожалеть.
Вычистить интернет практически невозможно, а попытки что-то удалить или запретить могут, наоборот, вызвать эффект Стрейзанд - социальный феномен, когда попытка изъять определённую информацию из публичного доступа приводит лишь к её более широкому распространению. Назван по истории, когда певица Барбра Стрейзанд пыталась отсудить деньги за фотографию её дома на побережье, сделанную для совершенно других целей.
Ещё один нюанс цифрового этикета касается офлайна. При личной встрече доставайте телефон только по необходимости и отключайте звук.
Меня, наверное, сегодня уже не раздражает ничего, - призналась специалист по коммуникации. - Я с очень большим количеством людей общаюсь. Но есть несколько вещей, казалось бы, совершенно невинных, которые раздражают очень многих. Это, например, фраза "доброго времени суток". Она стремится быть вежливой, но на самом деле безграмотна и неупотребима в обычной речи.
Вторая такая нелепость - постановка буквы "ё". Она необязательна. По рекомендациям лингвистов, "ё" ставится только в книгах для детей и для иностранцев. В большинстве случаев мы и так однозначно понимаем, какое слово имеется в виду.
В заключение топа-3 можно, наверное, включить безграмотность в сообщениях. Я к этому отношусь спокойно, потому что даже грамотный человек может торопиться, произойти автозамена. Это просто слова, но они могут сильно раздражать очень многих.
Как ни странно, но на наш язык может повлиять даже появление вывесок "шаверма" вместо "шаурма". О неожиданных подвижках языка, почему апологеты соблюдения правил не всегда правы и как относятся к "душнилам" филологи, мы ранее подробно говорили вот здесь.