Как классно может быть. Проекты из других городов, которые могут удивить и вдохновить Омск. Часть 1
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 16 августа 2023, 10:34  •  печать

Как классно может быть. Проекты из других городов, которые могут удивить и вдохновить Омск. Часть 1

Всё это немного субъективно и не всегда стопроцентно реализуемо. Но почему бы не подсмотреть, как можно, и стремиться к этому?

Фестиваль "Золотая капитель", который с 1996 года проводится в Новосибирске и является одним из крупнейших архитектурных фестивалей России, подготовил онлайн-экспозицию проектов, поданных на рейтинг 2023 года. На серебряные и золотые награды претендуют 95 работ из разных городов - от столичных до сравнительно небольших, но с большим потенциалом и амбициями. В том числе есть омская работа - "Остров-молл". 

Итоги фестиваля станут известны в сентябре. А пока мы решили поближе рассмотреть актуальные и более ранние проекты, которые могли бы изменить любой город.

ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЧКОЙ ПРИТЯЖЕНИЯ

Целью архбюро "Гора" было организовать транзит над объездной дорогой, огороженной отбойниками, в городке Бор Нижегородской области. В итоге в проекте получилось соединить центральную часть с берегом реки, решить вопрос безопасного перехода, открыть доступ к воде и создать пешеходный мост и смотровую площадку с панорамой на Нижний Новгород.

Пролёты перехода-моста - из алюминиевого сплава. Обшивка - из бруса лиственницы. Ограждение - стеклянное со светодиодной подсветкой. Это уже не концепция, а реализованный в этом году проект.

 

Не самыми эстетичными переходами грешат многие города (фото справа выше). Конечно, их создавали не с целью радовать глаз или быть комфортными, а решить вопрос безопасности. Но почему бы не совместить?

В Омске особые вибрации, например, можно поймать в подземном переходе на Любинском проспекте. Казалось бы, кому захочется находиться среди бетона и земли? Но нет, лавочки вместо киосков стали решением, которое привлекло не люмпенов, а творческих натур и молодых людей, и переход превратился в пространство локальных околотусовок.

Ещё есть надземный переход на ж/д вокзале. Тот, который без крыши, с советскими шарами фонарей, чернёным ограждением и проходящими внизу поездами. Тёплой осенью с опавшей листвой под ногами это место для ламповых снимков с индустриальным оттенком. Но есть нюанс. Привокзальные районы в российских городах обычно притягивают определённый контингент, так что, глянув на город с высоты и спускаясь вниз, будьте внимательнее.

 

Омску немного не хватает обзорных площадок, чтобы подняться (желательно бесплатно) и полюбоваться городом с высоты, не замечая оставшихся внизу недостатков и шероховатостей, а потом поделиться фото в соцсетях и добавить баллов имиджу региона.

Эту функцию частично пыполняют два колеса обозрения. Но представьте, что если открыть "рубку" речного вокзала на слиянии Оми и Иртыша? Или сделать видовую площадку на реку и метромост у "G-Drive Арены". Территория в границах Лукашевича и набережной Иртыша как раз в разработке. Правда, благоустройство пока ограничивается земляными работами, фонарями, лавочками и урнами.

УЧАСТКОВЫЙ ПУНКТ ПОЛИЦИИ, ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ КОТОРОГО ТАК И НЕ СКАЖЕШЬ

Да, это полиция. Да, это в России. Внезапно, но это так. Причём проект уже реализован и претендует на лавры архитектурной премии этого года. Заказчиком выступил местный кооператив, исполнителем - "ПромГражданСтрой". Найти их творение можно в новом микрорайоне под Новосибирском. Даже улица там называется не Светлая или Калиновая, а квартал Джобса.

- В здании предусмотрены рабочие места для двух участковых, инспектора по делам несовершеннолетних, а также комната видеонаблюдения для охраны микрорайона, - гласит описание объекта. Идиллия.

 

Плоская кровля, максимальная простота линий, панорамное остекление отсылают обычный пункт полиции к стилям Фрэнка Ллойда Райта, законодателя органической архитектуры, и хай-теку. Внутри - никаких крашеных в бледно-зелёный или голубой цвет стен и здоровых тёмного дерева шкафов, а белая штукатурка, белая мебель и белая оргтехника с чёрными акцентными пятнами.

АЭРОПОРТ, ИЗ КОТОРОГО МЫ (ВОЗМОЖНО) ОДНАЖДЫ ПОЛЕТИМ

Омичам разбередили старую рану и вновь дали надежду на новый аэропорт Фёдоровка. Озвучен 2028 год. Но нужно порядка 36 млрд рублей. Процесс совсем не быстрый. Поиск финансирования, разработка и согласование проекта, собственно строительство (если до этого дойдёт). Пока же можно подглядеть проекты реконструкции других аэропортов.

Проекты аэропортов в Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде участвовавали в рейтингах прошлых лет. Их подготовили выпускники Рязанского института (филиала) московского государственного машиностроительного университета и Нижегородского архитектурно-строительного университета соответственно. Первый - футуристичный и обтекаемый. Второй отличается "узором" крыши и некоторых вертикальных поверхностей. Он прошёл в шорт-лист конкурса. 

- Особое внимание уделяется созданию необычного, запоминающегося образа расписной шкатулки. В качестве узора взята всеми узнаваемая хохломская роспись, ставшая символом не только Нижегородской области, но и всей России. Также хотелось придать статичному, внушительных размеров объёму здания воздушности. Днём узоры отбрасывают эффектные, постоянно меняющиеся тени. В тёмное время суток сквозь узоры пробивается свет и аэропорт начинает светиться изнутри, - делились авторы проекта. 

 

В свежем рейтинге представлен реализованный проект нового терминала новосибирского аэропорта Толмачёво. Его фасады представляют собой единую стеклянную "ленту", чтобы пропускать дневной свет. Частый приём среди зданий аэропортов. Матированный козырёк частично сохраняет отражающую способность, но создаёт "лёгкий муар", отмечают авторы. Доминантами внутреннего пространства служат четыре 30-метровые колонны, составленные из "рёбер" со светодиодами и расширяющиеся кверху, словно турбины.

 

- Основная идея фасадного решения - максимальное взаимопроникновение интерьера в экстерьер. В тёмное время суток это поддержано за счет отсутствия внешней подсветки, что позволяет полностью просматривать внутреннее освещённое пространство. Установленные светильники на рёбрах декоративных колонн усиливают эффект прозрачности и одновременно максимально проявляют конструкции "турбин", - так описали работу авторы. 

Разработкой архитектурного решения занималось бюро "СПИЧ". Заказчиком выступила компания "Новапорт", которая, кстати, не раз называлась в числе потенциальных инвесторов реконструкции омской Фёдоровки.

ГОРОД ГАРАЖЕЙ, В КОТОРОМ ЗАХОЧЕТСЯ ПОБЫВАТЬ

Можно спрятать новый паркинг под землю, но как быть с существующими гаражными "агломерациями"? На эту тему пофантазировали выпускники магистратуры Института архитектуры и дизайна Ярославского технического университета Анастасия Данилова и Дмитрий Чижов, научруком выступила доцент кафедры "Архитектура" Татьяна Сиротина.

- Гаражи - это пространства, олицетворяющие свободу деятельности (культурный код среднестатистического российского мужчины, заставшего СССР), которые на сегодняшний день утрачивают свою прямую необходимость (привет дворам, заставленным машинами) и минимальный эстетический вид. Отсутствие гуманной инфраструктуры гаражных "агломераций" является основной проблемой их существования в современном городе, из-за чего создаётся гнетущая, заброшенная среда, - пояснили авторы концепции, опубликованной в номинации HumanSPACE - "Пространство для людей".

Они ссылаются на исследования, согласно которым в "гаражную экономику" вовлечены в среднем 15 % трудоспособного населения крупных, но небогатых городов России. Но она не особо законна. Отсутствие прав на различную деятельность и свободу в гаражном кооперативе лишает интереса в реализации своих идей потенциальных мастеров и стартаперов.

 

Решение, по мнению авторов, в актуализации некоторых подобных агломераций, проработке транспортной доступности, зонирования. А главная идея - создание гаражных единиц-модулей разной наполненности: хостел, бар, мастерская, теплица, кафе, музыкальная студия, спорт.

Тогда "гаражное гетто" может стать новым объектом притяжения населения, не создающим при этом неудобств существующему кооперативу. Проект, к слову, получил несколько наград "Золотой капители" в прошлом году, а ранее стал лауреатом петербургской премии "Золотой Трезини".

- Существуют предложения по реновации территорий гаражных кооперативов. Но большинство из них предполагает уничтожение уникального русского гаражного феномена и может стереть сложившийся "культ гаражиста". Для нас важным было сохранить этот уникальный микромир, расширив его и дополнив новыми площадями, - отметили разработчики.

ДЕРЕВЕНСКАЯ ШКОЛА, В КОТОРУЮ ЗАХОЧЕТСЯ ХОДИТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЕРЕВЕНСКИМ И НЕ ТОЛЬКО ШКОЛЬНИКАМ

Глядя на эти эскизы, чувствуешь, как внутри ломается какой-то навязанный стереотип. Почему школа должна быть аляповатой и с огромным количеством цветовых пятен? Да, считается, что так дети узнают мир, но ведь не обязательно всё лепить на одну стену. Такого подхода придерживалась 16-летняя ученица новосибирской студии проектного творчества "Контур" Алиса Овчинникова, представляя свою работу в рейтинге-2023:

- Идея точечно распространяющихся новых школ в областях России имеет большой потенциал и даёт надежду на светлое будущее, в то время как старые школы теряют свою актуальность в современной среде. Моё искреннее желание. Дети деревни, как и городские, нуждаются в хорошем образовании. Современные условия привлекут современных специалистов, что сделает деревню точкой притяжения.

Юная архитектор спроектировала школу для новосибирской деревни Сарапулка, расположенной на берегу реки Иня. Там живёт всего около тысячи человек. Окружающая среда - ценность этого места, которую подчёркивают невысокая этажность, простая вытянутая форма, деревянный фасад и прозрачность.

 

В основу проекта легла идея улицы - именно здесь происходит общественная жизнь, пояснила автор. Так и в школе: широкий двухуровневый пассаж проходит красной линией вдоль функциональных блоков школы, рекреаций и оранжерей. Концы "улицы" - видовые точки, которые продолжаются снаружи и ведут к воде, детским площадкам, спорткомплексу. Внутри запроектированы помещения как учебные, так и свободного назначения, которые за счёт раздвижных стен могут создавать новые пространства. Школа в деревне должна быть многофункциональным и доступным объектом, который смогут посещать не только 150 учащихся, но и жители, уверена архитектор.

Что тут ещё добавить? Эстетика и простота. Таких объектов много не бывает ни в деревне, ни в городе. В России тенденции в проектировании образовательных учреждений понемногу смещаются в сторону просторных атриумов и уютных пространств для отдыха, а не только с досками и партами. Нечто похожее начали строить в Омске на Левом берегу.

- Мы проектировали школу как многофункциональный объект, разрабатывали спецтехусловия, чтобы, когда МЧС смягчит программу по охране школ, по закрытию территорий, её можно было бы открыть и сделать общественным центром микрорайона. Там много мест для социализации. Все эти вертикальные связи в виде атриумов, двухцветные пространства, насыщение холлов, широких коридоров. Мы попытались максимально расширить функционал школы, что-то подглядеть у коллег. Но опять же у нас в Омске всё медленно. Мы эту школу придумали пять лет назад, - рассказывал нам архитектор Кузьминок Леонид Гусельников в видеоподкасте "Зерно архитектуры".

ВЕРА В НОВОМ ПРОЧТЕНИИ, КОТОРАЯ МОЖЕТ НЕ СМУЩАТЬ

Архитектурная группа "Среда" предложила не совсем типичный проект для храма Иконы Божией матери "Споручницы грешных" в Петербурге.

- Человек, повидавший церковь Покрова на Нерли хоть раз, уже никогда не забудет этот изумительный храм и окружающий его пейзаж, или волшебство мастеров, создавших белокаменную резьбу Дмитриевского собора во Владимире. Здесь нет излишней роскоши и блеска, они не подавляют человека своим масштабом, всё очень человечно, - пояснили авторы.

Они попытались создать лаконичную и в то же время величественную композицию, в силуэте которой прочитывается отсылка к храмам древнерусской архитектуры. Декоративная обработка фасадов включает панели с барельефами, копирующими сюжеты каменной резьбы на тему сотворения мира.

 

Но проект, поданный на рейтинг-2020, остался нереализованным. Многие современные архитекторы готовы реализовывать такие решения, но не всегда к этому готов заказчик, рассказывала "Омск Здесь" архитектор-реставратор Татьяна Малиновская в подкасте "Зерно архитектуры". Для этого, видимо, должно пройти время.

- Нужно, наверное, не быть столь консервативным в отношении церкви. Нужно понимать, что у нас же церкви стояли и на торговых площадях. Это же не значит, что наше отношение как-то менялось в зависимости от того, что там вокруг происходит. Поэтому, может, стоит изменить это отношение к церковным сооружениям, сделать их более демократичными, притягательными. В том числе за счёт каких-то мероприятий <…>. В церковь нужно и с радостью идти, не только с печалью, как принято у нас, - уверена омский архитектор-реставратор Татьяна Малиновская.

По её словам, построение традиционных частей - алтарной, храмовой - можно реализовать и с другим формообразованием. Совсем не обязательно, чтобы это было та же церквушка, к которой все привыкли: внешне это могут быть совершенно другие формы. Например, реальный Свято-Троицкий собор в Париже, построенный в 2014-2016 годах для Русской православной церкви. Экстерьер отличается от традиционных храмов. Закомары сделаны более монолитными, облицованы вытянутыми каменными панелями под разными углами. Нет присущих стилю кокошников и ряда других элементов. Каноничными остались луковичные купола из сусального золота.


Это была первая часть нашей подборки. Что-то могло отозваться в сердечке, с чем-то можно быть несогласными. Продолжение вот здесь.

Фото: открытая экспозиция zkapitel.ru, скриншот сервиса "Яндекс. Карты", архив "Омск Здесь"

Читайте также