СЕО компании Antro рассказал "Омск Здесь", как он сам попал в мир IT (спойлер - быть разработчиком ему совсем не понравилось, и он пошёл по иному пути), какие требования предъявляет к своим сотрудникам, над чем команда работает сейчас и как он со своими коллегами справляется с эмоциональным выгоранием. Об этом и многом другом читайте в интервью с Евгением Князевым в нашей рубрике "Войти в IT".
Евгений Князев - СЕО в компании, которая занимается развитием и улучшением интернет-магазинов и сервисов с помощью продуктовых исследований, проектирования, дизайна и разработки. Они формируют стратегию развития так, чтобы бизнес получал больше выгоды, а пользователи - более качественные продукты.
- Насколько сейчас сложно найти хорошего разработчика и дизайнера, чтобы они выполняли свою работу так, как это должно быть?
- Я бы сказал, что достаточно сложно. С одной стороны, в силу сокращений, ухода с рынка европейских и западных компаний, появились специалисты более высокого уровня. С другой - часть IT-специалистов уехала. Сейчас мы пожинаем плоды бума на онлайн-образование, поэтому на российском рынке появился переизбыток джунов. Skillbox, "Нетология" (одни из лидеров онлайн-образования в России) и другие онлайн-школы выпустили много потоков программистов (и не только) и теперь эти люди ищут работу. Но, как правило, у них нет коммерческого опыта. Откликов на вакансию может быть сотни, но большинство нерелевантные. Опять же и компания компании, и специалист специалисту рознь. Иногда достаточно разработчика попроще, а на другом этапе развития нужен специалист высокого уровня. Если мы берём кого-то помладше, то долго его растим. На те же стажировки мы берём того, кто уже что-то умеет. Пусть и без коммерческого опыта. В мире IT всё неоднозначно. Одному парню мы отказали в стажировке, а другая компания взяла его джуном. Где-то до 2022 года был очень популярен аутстаф. Сейчас спрос на него ниже.
- И что это за аутстаф?
- Аутстаф - предоставление человеческого ресурса. Это когда одна компания даёт своего разработчика другой с почасовой оплатой. Компания, которая "покупает" специалиста, может платить 2-5 тысяч рублей в час за этого специалиста. И компании готовы платить и "покупать" на время специалиста. Потому что найти разработчика себе внутрь компании может быть дольше, а выполнить проект надо быстрее и, возможно, ещё дороже, чем купить на время извне. Аутстаффинг как отдельная конструкция формально запрещён, так как подпадает под определение заёмного труда. Однако привлечь персонал от другого работодателя можно через легальную конструкцию предоставления персонала. IT-мир очень сложный. В разные моменты времени всё выглядит по-разному.
- И всё же: вы берёте на работу только специалистов с репутацией или готовы взять новичка в IT и обучать сами, помочь ему достичь высокого уровня?
- Мы делаем и то, и другое. В компании должен сохраняться баланс джунов, мидлов и сеньоров. По официальной статистике, мидлы и сеньоры чаще меняют компании. В целом, рынок специалистов неоднороден, а у нас есть свои стандарты качества. Даже на стажировки, где мы учим, проводим отбор. Без хорошей базы к нам не попасть.
- Евгений, как лично вы попали в IT?
- Я окончил матфак ОмГУ (кстати, сейчас в ОмГУ работает IT-акселератор, который помогает юным разработчикам набраться опыта - прим. ред.), и ещё во время учёбы проходил стажировку разработчиком. Понял, что это не моё призвание. На практику пошёл в другую компанию аккаунт-менеджером. Работа аккаунтом была на стыке аналитики, продаж и проектного менеджмента. Я много взаимодействовал с дизайнерами, аналитиками и разработчиками, но уже в другой роли. В то же время начал лучше разбираться и в том, как устроена заказная разработка. После этого я выиграл грант на обучение в Европе, а через несколько месяцев после возвращения мой нынешний кофаундер (партнёр, соучредитель - прим. ред.) предложил мне заниматься бизнесом. Тогда мы ещё назывались Mojo. Так я оказался в этой сфере.
- Чем конкретно вы занимаетесь в компании?
Я - CEO, т. е. генеральный директор, соответственно занимаюсь почти всем. До того, как я стал СЕО, занимал должность директора по развитию. Выстраивал работу в отделе дизайна и исследований, помогал выстраивать работу графдизайнерам. Внедрял общие процессы. Работал и как HR, и как маркетолог, и как спикер. Участвую в продажах с ключевыми клиентами. Сейчас я больше занят стратегией развития и долгосрочным планом развития Antro.
- Вам нравится то, чем занимаетесь?
- Мне нравится. Регулярно бывает тяжело, но это нормально для предпринимателя. Меня поддерживает команда, у нас внутри компании тёплые человеческие отношения. Мы стараемся быть прозрачными и честными, ребята отвечают тем же.
- Какие требования вы предъявляете к своим сотрудникам?
- Сейчас больше скажу про soft-skills. Необходимо постоянно развиваться. Я заметил, что у нас в команде не приживаются люди, которые не стремятся развиваться. Сидеть на попе ровно - стратегия в корпоративной культуре совершенно нерабочая. Такие люди не могут интегрироваться в команду, а значит в дальнейшем выдавать хорошие результаты. Другое дело - ребята, которые настроены на собственный рост и развитие самой компании. Второй момент, на что я обращаю внимание, это коммуникация. Это суперважная история, если вы работаете в команде. Если вы не умеете общаться, то вы не работаете в команде, а занимаетесь лишь имитацией командной работы. Также для нас важен вопрос ценностей. Мы не занимаемся серыми и чёрными сферами. Если к нам придёт с заказом онлайн-казино, то мы откажем в работе. К нам приходили пирамиды, сетевой-маркетинг - мы им отказали. Хотя они предлагали большие деньги. Если сотрудник с нами не согласен в этом вопросе, то нам с ним не по пути. Важный факт - вопрос тайм-менеджмента. Человек должен уметь следить за своим временем, распределять его так, чтобы хватило на работу, личное развитие и отдых. Эти все требования выглядят простыми, но на самом деле если эти навыки не прокачивать (в нашей рубрике мы уже писали, как прокачать свои soft-skills), то их сложно выполнить. В остальном требования завязаны на hard-skills.
Опять же опыт опыту рознь. Можно быть в сфере 10 лет и заниматься только одной работой, по сути, ничего больше не уметь и не делать. А можно за год прокачаться и получить разные навыки, и тебя с удовольствием возьмут на работу. Важно то, чем ты занимаешься за то время, что в профессии. Если опыт интенсивный, то можем принять на работу джуна, который полгода в сфере. Если менее интенсивный, то с опытом от года. До мидла у нас в компании растут в среднем за год-два работы. С сеньорами сложнее. Мидлы выходят на плато, когда у них получается хорошо выполнять свою работу. Кто-то предпочитает так и оставаться просто хорошим специалистом. Кто-то идёт в жёсткий прокач узкого набора навыков и становится сверхспецом в них, кто-то уходит в управление и лидерство. У сеньоров значительно больше задач и не все они связаны с разработкой. Там уже и менеджмент, и работа с заказчиком, и обучение других сотрудников, вопросы тимлидерства (о том, кто такие джуны, мидлы, сеньоры и тимлиды, а также, сколько они зарабатывают, мы писали совсем недавно).
- Как понять, что всё, предел "моих" возможностей в конкретной области наступил и пора что-то менять?
- Смотря что называть пределом. Если "выгорел", то нужно отдохнуть, проанализировать, что пошло не так. После - обсудить это с менеджментом, чтобы ситуации не повторялись. Никому не нужен "выгоревший" сотрудник. Лучше заранее купировать эту ситуацию, дать отпуск или выходной и изменить процессы. Либо расстаться, так тоже бывает.
Симптомы выгорания достаточно известные:
- Снижение эмпатии. Коллеги начинают очень сильно бесить.
- Ангедония - ничего не доставляет удовольствия.
- Нарушения сна, аппетита, либидо.
- Снижение самооценки. На этом этапе может появиться трудоголизм, который только усиливает выгорание.
- Усталость.
Более узкие примеры - постоянно снится работа, перестаёт нравиться музыка, а мысли о задачах вызывают тошноту и моментальное ухудшение настроения. Здесь нужно быть осторожным и лучше обратиться к специалисту. Я сам занимаюсь с психологом на регулярной основе. Если же достиг "потолка" как профессионал, то я бы обсудил со своим лидом, в какую сторону мне двигаться, карьерный план. В случае с предпринимательством "потолка" не существует. Всегда можно что-то улучшить или начать выходить из операционки, чтобы больше посвящать времени себе. Нам пока до этого далеко.
- Что вы и ваши коллеги делаете, чтобы не выгореть на работе?
- Как ни странно, но… отдыхаем. Помимо этого жёстко контролируем переработки и работу на выходных. Хвалим и даём конструктивный фидбэк, поднимаем зарплату и повышаем в должности - у человека должен быть отклик, что он всё делает правильно. В IT большая проблема с этим, так как результат работы крайне отложен. К примеру, дизайнер может спроектировать решение, которое увидит жизнь только через месяц, и даже больше, разработки. Выезжаем куда-нибудь, проводим корпоративы и так далее. Также следим за физическим и ментальным здоровьем (ДМС, восполнения психолога), поощряем спорт. Проводим общение тет-а-тет (1-1) менеджера и сотрудника, чтобы вовремя замечать признаки выгорания.
- Вы неплохо работаете в этом направлении, а это значит есть внутренний ресурс, чтобы решать поставленные задачи. Какие интересные кейсы были у вашей команды последнее время?
- Не так давно мы в два раза подняли конверсию на сайте одного из лидеров по продаже товаров для сна. Мы проанализировали их интерфейс, посмотрели в чём там проблема, провели анализ вебвизора, посмотрели, какие метрики на каких страницах что у них показываются, сравнили с тем, какая норма на рынке, провели исследования, связанные с тем, как происходят покупки. Исходя из этого, изменили интерфейс, внесли правки, оптимизировали с точки зрения разработки небольшие баги, которые, к сожалению, сильно влияли на пользовательский опыт, увеличили скорость и вот смогли таким образом поднять конверсию.
Был сложный кейс с корзиной у одного из интернет-магазинов, потому что у них широкий спектр различных механик внутри. Там и бонусы от авиакомпании, и разные подарки, и одновременно стоимость, доставка и т. д. Мы потратили время на переработку чужого технического задания, потому что оно было написано длинно, неудобно и никто его до конца не понимал ни с одной, ни с другой стороны. Им можно было пользоваться, но неудобно. И в конечном счёте за одну-две итерации (организация обработки данных, при которой действия повторяются многократно - прим. ред.) сделали вот такую сложную механику. Для нас это был новый опыт, и мы быстро в него погрузились. Там была функциональная задача. Мы понимали, что есть набор вещей, которые нужно внедрить в рамках интерфейса и в рамках разработки. Такие механики, которые связаны с повышением количества авторизации на сайте во время покупки, с тем, чтобы люди копили бонусы, больше пользовались программой лояльности, повышали средний чек. Теперь, к сожалению, это долго разрабатывается, потому что задизайнить, когда речь идёт об интеграции внешних сервисов, быстрее, чем разработать.
Сейчас для юридической компании мы создаём цифровой юридический сервис. Мы цифровизуем весь опыт нашего заказчика и создаём то, чего на рынке ещё нет. Например, человек много помощи сможет получить без контакта с юристами. Сам наш клиент сможет отслеживать свой прогресс, смотреть, какие документы у него есть и заполнять их. У него будут шаблоны и постоянный фидбэк (обратная связь). Постепенно маленькими шажками выполняем задачу, всё тестируем, проверяем. Выглядит это всё пока очень многообещающе и прикольно.
Есть более приземлённые кейсы. Мы поправили приложение одному из сервисов по продаже премиум-вещей из рук в руки с проверкой на качество и оригинальность. Провели аудит их мобильного приложения, перепроектировали несколько экранов, связанных с авторизацией, логином, регистрацией. За счёт этого получилось на значительные пункты, порядка 20 %, увеличить конверсию именно в регистрацию и в первое взаимодействие. Плюс у них неплохо подрос рейтинг в App Store и Google Play.
- Как можно расшевелить себя и приступить к выполнению задачи с новыми силами и без вот этого: "Да когда же этот проект уже закончится"?
- Иногда никак. Бывает такое в жизни, что нужно двигаться на морально-волевых, потому что дал слово. В остальных случаях то, о чём мы говорим, - недостаток мотивации. Я стараюсь в такие моменты возвращаться к тому, зачем я это делаю, ради чего. Причём там есть несколько уровней: общий - зачем я вообще этим занимаюсь, и локальный - что даст выполнение этой задачи.
На обоих уровнях можно смотреть через несколько проекций:
- Что это даст лично мне? Я, Женя Князев, что с этого получу?
- Что это даст моим близким? Моей команде?
- Что это даст компании?
Лучше всего этот анализ проводить ещё до того, как берёшься за задачу. Плюс, надо разобраться, почему она такие негативные эмоции вызывает и как можно это исправить. Многие вещи можно решить с помощью коммуникации.
Себя в тонусе помогает держать спорт, регулярный сон, секс, сбалансированное питание. Дофаминчика добавляют какие-то спонтанные покупки. Если есть признаки выгорания, то нужно уже обращаться к психологу. Возможно, это вообще уже не выгорание, а депрессия, внезапно манифестировавшийся БАР, циклотомия или ещё что-то в таком духе.
***
Работодатели продолжают говорить о том, что хороших специалистов по-прежнему не хватает в IT-сфере. Поэтому тех, что есть, они берегут, как зеницу ока, и стараются поддержать всеми возможными способами. Вообще, все советы, которые прозвучали сегодня в интервью, относятся не только к айтишникам. Чтобы успешно выполнять задачи и не обозлиться на свою работу, надо отдыхать. С одной стороны - это просто, с другой - многие из нас просто не умеют этого делать. Прокачивайте этот навык. Начните с малого - отложите телефон, ноутбук и дайте себе 15 минут на то, чтобы выдохнуть в тишине или с чашкой кофе, любимого чая в руках. А дальше больше, так и научитесь отдыхать и переключаться в нужный момент.
Больше интересной и полезной информации о том, чем дышит мир программистов, читайте в нашей рубрике #ВойтивIT.
Фото: Юлия Зарецкая (предоставлены Antro)