Специалисты Омского государственного педагогического университета начали работу над научным проектом, нацеленным на борьбу с токсичным поведением в омских школах по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Работа "Профилактика буллинга и формирование инклюзивной культуры в школе" включает перечень методов для снижения количества случаев травли детей и разработку методических материалов по формированию инклюзивной (равноправной - прим. ред.) культуры среди учеников.
Возглавляет проект завкафедрой дефектологического образования ОмГПУ Татьяна Четверикова. По её словам, работа над программой началась после неоднократных обращений директоров школ с просьбой оказать им методическую помощь в сопровождении инклюзивных практик. Руководители образовательных учреждений отмечали, что в омских школах с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а педагоги затрудняются выстраивать с ними работу.
На первоначальном этапе проекта разработчики не имели теоретических и практических наработок, поэтому им пришлось изучать научные труды зарубежных авторов, чьи социокультурные традиции сильно отличаются от российских.
- Учитель, не имея опыта обучения детей с нарушениями развития, старается исключить себя из этой образовательной практики. Он прямо или косвенно действует через детский коллектив, и дети с нормальным психофизическим развитием, для большинства которых учитель является авторитетом, поддаются на скрытую провокацию и выражают негативное отношение к сверстникам, которые имеют нарушения развития. Следовательно, даже если ребенок с ОВЗ готов к совместному обучению со здоровыми ровесниками в познавательном и речевом плане, то в условиях некомфортной образовательной ситуации он оказывается не готов к нему психологически, - отметила Татьяна Четверикова.
Сейчас заинтересованные педагоги уже начали изучать практики, исключающие превосходство одних учеников над другими, а за детьми с нарушениями развития закрепили тьюторов-старшеклассников. В дальнейшем специалисты рассматривают возможности обучения школьников с разными нарушениями: слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и другими. Работа над научным проектом "Профилактика буллинга и формирование инклюзивной культуры в школе" продлится до декабря 2024 года.
Хочется отметить, что вопросами травли в школьной среде озадачены не только учёные ОмГПУ, но и активисты из Омска. Так в январе этого года в городе состоялось родительское собрание, на котором специалисты обсудили, как оградить детей от токсичного поведения своих сверстников. Активное участие в мероприятии приняли отцы и те мужчины, которые только готовятся к рождению ребёнка.
Кроме того, один из телепроектов омской Школы телевидения телеканала "Продвижение", посвящённой этой же социальной проблеме, завоевал главный приз в рамках III Международного многожанрового конкурса-финала гран-при TURGENEV FEST. Награда досталась работе "Буллинг. Как выстоять", её отметили в номинации "Социальный проект". По словам директора Школы телевидения Светланы Друковской, ученики Школы сами инициировали его создание, потому что буллинг- это та тема, к которой им хотелось привлечь внимание больше всего.