8 февраля отмечается День российской науки. Это праздник академиков, учёных, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной деятельности. История этого праздника берёт своё начало ещё в XVIII веке. 8 февраля в 1724 году был издан императорский указ о развитии науки в Российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств. Сейчас по всей России работают сотни лабораторий, институтов и научных центров.
Омский педагогический университет уделяет особое внимание научно‑исследовательской работе. Ректор ОмГПУ Иван Кротт рассказал о фундаментальных научных исследованиях учёных университета, которые важны для региона.
Исследования для Красной книги Омской области
Научная лаборатория биологического мониторинга ОмГПУ по государственному контракту проводит исследования актуального состояния экосистем и проблем сохранения биоразнообразия региона. В 2025 году в регионе будет издана новая версия Красной книги, которая будет составлена по результатам исследований учёных Омского педагогического университета.
Инновационные исследования в области биохимии
В научно-исследовательской лаборатории биохимии ОмГПУ проводятся исследования слюны и её применения в клинической лабораторной диагностике и экологическом мониторинге. Учёные работают над созданием эффективной модели диагностики онкологических заболеваний на ранних этапах.
Решение задач для геологии и почвоведения
Научно-исследовательская лаборатория диэлькометрии и петрофизики ОмГПУ занимается разработкой методов измерения диэлектрической проницаемости, измерением диэлектрической проницаемости природных сред в широком частотном диапазоне. Это необходимо для создания диэлектрических моделей сред, которые используются при интерпретации зондирования сред электромагнитными волнами. С точки зрения фундаментальной науки учёные ОмГПУ решают задачу о распространении электромагнитных волн в веществе.
Исследования почвенных дождевых червей
Научно-исследовательская лаборатория систематики и экологии беспозвоночных ОмГПУ исследует дождевых червей. Проект "Последствия межвидовых взаимодействий аборигенных и чужеродных собственно почвенных дождевых червей в Западной Сибири" в 2021 году получил финансовую поддержку РНФ и Правительства Омской области. Учёные исследуют процесс, который может оказать серьёзное и длительное воздействие на наши экосистемы. Дождевые черви - это "инженеры", которые определяют многие особенности и характеристики экосистем.
Междисциплинарные археологические раскопки
Омский педагогический университет имеет большой опыт в археологии и давно ведёт археологические раскопки в Омской области и за её пределами. В 2021/2022 гг. археологи и студенты ОмГПУ продолжили полномасштабные раскопочные работы курганов саргатской культуры в Горьковском районе Омской области. Раскопки прошли в крупной научной коллаборации с Институтом истории и археологии УО РАН, Институтом проблем освоения Севера СО РАН и Уральским федеральным университетом. Сейчас в Омске в историческом парке "Россия - моя история" готовится открытие мультимедийной выставки "Сибирские древности. Омская стоянка", поддержанной фондом "История Отечества". Авторы экспозиции - коллективы парка и музея археологии и этнографии ОмГПУ.
Преподавание математики в смешанном формате обучения
Научная лаборатория кафедры математики и методики обучения математике ОмГПУ по госзаданию Минпросвещения РФ проводит исследование по теме "Методика преподавания математики в общеобразовательной организации с учётом реализации моделей смешанного обучения".
Исследования гибридного обучения
Междисциплинарная группа исследователей ОмГПУ реализует проект "Профессиональная компетентность педагога для реализации гибридного обучения". Учёные сделали вывод, что гибридное обучение является не промежуточным звеном между очным и дистанционным, а следующей, более сложной с точки зрения организации и методики обучения моделью.
Исследования в области педагогики
В научной лаборатории персонификации образования ОмГПУ учёные исследуют стратегии индивидуализации школьной образовательной среды, изучают опыт ведущих школ России в области персонификации образования. Эта сфера педагогики в настоящее время является одной из самых передовых.
Исследования в сфере функциональной грамотности
С 2021 года преподаватели ОмГПУ работают над научно-исследовательской темой "Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования". Учёные ОмГПУ предложили своеобразный прототип, на базе которого учителя России могут строить свою работу по формированию функциональной грамотности, варьируя региональный компонент. Результаты исследований 2022 года обобщены в монографии "Региональная система развития функциональной грамотности школьников: профессионально-педагогические и лингвокультурологические решения", учебном пособии "Функциональная грамотность. Омск: книга для учителя с заданиями и методическими советами", статьях и докладах.
Коммуникативное воспитание и коммуникативная безопасность
На кафедре русского языка и лингводидактики при поддержке гранта фонда развития науки ОмГПУ работает лаборатория развития коммуникативной компетентности. Учёные предложили концепцию коммуникативного воспитания, его содержания, методов, инструментов, описали ценностно-смысловой и технологический вызовы, стоящие перед субъектами коммуникативного воспитания, определили его перспективы. В поле зрения остаётся интернет-коммуникация, в частности рассматривается требование грамотности как фактор, приводящий к конфликтам и разрыву коммуникации в интернет-среде.
Воспитательная работа в регионе
Лаборатория Омского научного центра РАО "Воспитание детей и молодёжи в условиях цифрового общества" разрабатывает научно-методические материалы для образовательных организаций Омска и Омской области. Лаборатория помогает омским школам в организации воспитательной работы и проводит оценку качества содержания рабочих программ в этой сфере.
Инженерно-политехническое образование детей
Научно-исследовательская лаборатория инженерно-политехнического образования детей "КОНСТРУКТОРиУМ" помогает развивать инженерно-политехнические умения с помощью различных конструкторов. В лаборатории занимаются разработкой теоретических основ и методических аспектов инженерно-политехнического образования детей. "КОНСТРУКТОРиУМ" организует научно-практические семинары, мастер-классы, конференции для педагогов и студентов, проводит выставки, конкурсы и олимпиады по конструированию для школьников, студентов и педагогов. В лаборатории разработали программу дополнительного образования "Инженерная школа Cuboro" для педагогов региона. Помимо этого, в свет вышел одноимённый учебно-методический комплекс, состоящий из методического пособия для учителя и трёх рабочих тетрадей для учеников начальной школы.
Фото предоставлено пресс-центром ОмГПУ