В число предприятий, которым удалось не только выжить, но и приумножить свою прибыль, вошло производство по пошиву женской одежды, расположенное в Омске. Одна из совладелиц фирмы, Татьяна Метелица, рассказала "Омск Здесь", как они сохранили свой бизнес и подстроились под реалии. В самом начале эпидемии коронавирусной инфекции "Омск Здесь" уже беседовал с основательницами бренда. Тогда они только начинали заниматься пошивом защитных костюмов для врачей, за несколько месяцев производство медицинских изделий стало для них одним из ведущих направлений.
- Как сейчас вы оцениваете влияние пандемии на ваш бизнес?
- Пандемия стала для нас временем переосмысления. В сфере лёгкой промышленности некоторым производствам пришлось закрыться, но мы поняли, что этот вариант нам не подходит, нужно было идти вперёд. Всё началось с защитных масок, около месяца их отшивали, в день отгружали по 10 тысяч штук. Но рынок стал насыщаться, так как производить их достаточно просто, и мы ушли немного в другую область. Министерство промышленности Омской области дало нам поручение разобраться в теме пошива защитных костюмов и обеспечить регион средствами индивидуальной защиты. Кстати, прежде мы пробовали заниматься пошивом спецодежды, корпоративной одежды. Но все эти ниши уже были заняты, мы в них заходили, но масштаб был не тот, который мы себе представляли. И вся ситуация с эпидемией направила нас в ту сферу, которой мы сейчас занимаемся.
- И как сейчас обстоят дела по пошиву защитных костюмов для медиков?
- Костюм - более сложный продукт для пошива, чем маска. В комплект входит комбинезон на молнии, шапочка и бахилы. Сложность несколько месяцев назад заключалась в нехватке сырья, так как получить ткань, из которой изготавливаются костюмы, можно было только по заявкам через Росхимзащиту. Сейчас мы вышли на прямые закупки с заводов, потому что берём не по 100-200 кг, а отгружаем материалы сразу фурами. Таким образом, мы встали в карусель постоянных партнёров на трёх заводах, что даёт нам право закупать сырьё с определённой частотой, например, раз в месяц.
Теперь речь идёт не только о пошиве защитных костюмов, но и о расходниках для хирургических операций, то есть, об изготовлении специальных хирургических комплектов: простыней, материалов для проведения полостных, гинекологических операций и др. В данный момент у нас идёт ремонт цеха, заточенного под изготовление медицинских материалов, он должен быть определённого класса чистоты. Изделия, которые у нас будут отшиваться, в дальнейшем будут отправлять на стерилизацию. Этим занимаются в новосибирском Академгородке: там специалисты стерилизуют радиацией готовый и упакованный в коробки товар. Думаю, что такие изделия мы начнём выпускать в октябре.
Сейчас мы занимаемся тем, что расширяем ассортимент. У нас будут изготавливать одноразовые и многоразовые хирургические костюмы, 10 видов бахил, 10 видов защитных шапочек, около 20 комплектов для хирургии.
Мы начнём участвовать в торгах. Если раньше мы напрямую продавали больницам, то сейчас это снова запретили, и госучреждения должны покупать средства индивидуальной защиты через аукционы. Для этого нужно получить специальный сертификат, который выдают в торгово-промышленной палате. Сейчас мы зафиксированы в реестре Росздравнадзора, а после получения сертификата попадём в реестр Минпромторга.
- Не пришлось ли вам сокращать штат швей? Все работники сохранили свои места?
- Мы набрали дополнительный штат. Сейчас у нас трудятся 80 человек. В начале пандемии у нас было около 30 работников.
- Стоимость одного костюма для медучреждения осталась прежней - 548 рублей?
- На сегодняшний день цены на рынке становятся более реальными по всем продуктам: по фурнитуре, спанбонду, и наш итоговый продукт тоже получается дешевле. Сейчас мы снизили стоимость на 100 рублей.
- Удалось ли заработать на пошиве костюмов для медработников?
- Конечно, выручка у нас выросла. Полученные средства мы вкладываем в своё развитие. Ремонт цеха для производства медицинских материалов - это немалые средства, нужны деньги на разработку необходимой документации. Мы уже получили регистрационные удостоверения на изготовление хирургических халатов. Мы зарабатываем, чтобы развивать наш бизнес.
С теми, кто занимается такой же деятельностью у нас в Омске, мы не знакомы. Для нас серьёзные конкуренты - это производства в Иваново и Подмосковье. Там располагаются огромные фабрики, где работают по 300 швей. Они сильно роняют цены, и нам приходится жить в этих условиях. Сейчас мы подходим к более реальным цифрам. Это связано с тем, что в самом начале цены на рынке были завышены. Сейчас потихоньку и спанбонд, и молнии становятся дешевле.
- Костюмы, которые вы шьёте, распространяются только по больницам Омской области?
- Мы работаем на всё Зауралье и Сибирь: с Абаканом, Хабаровском, Иркутском, Ханты-Мансийском, Сургутом. В европейскую часть мы пробраться не можем, там работают свои производства.
- Вы продолжаете заниматься пошивом женской одежды? Пользуется ли это спросом?
- Сейчас мы занимаемся продажей женской одежды через интернет. Не могу сказать, что нас засыпали заказами, но спрос есть. Мы поддерживаем, развиваем свой бренд, создаётся новая коллекция. До пандемии мы планировали открыть в столице магазин, где можно купить одежду нашего бренда офлайн. Сейчас в помещении идёт ремонт, и в скором времени, в конце сентября-октябре, планируется открытие. Заработанные деньги мы вкладываем в развитие и этого направления. В первую очередь, мы тратим средства на своё продвижение.