Собака - друг человека, мы в ответе за тех, кого приручили… Эти фразы, такие знакомые людям, в реальности воплощаются не всегда. У проблемы бродячих собак две стороны, но решать ее хочется гуманно и по-человечески.
Есть в Омске муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство" (САХ). Именно туда звонят люди с заявками на отлов собак. Завелась где-то стая, которая бросается на людей, - специалисты приезжают, ловят собак, иногда применяя лекарства, и отвозят тех, кто уцелел, к себе, в вольеры на 2-ю Учхозную. Заявители довольны - до следующей стаи. Предприятие выполняет свою главную функцию: создание безопасной среды в городе. О том, что пойманным собакам жить остается максимум десять дней, мало кто задумывается. А ведь далеко не все из отловленных животных агрессивны и представляют опасность для людей, больше того - иногда в САХ попадают и домашние питомцы, особенно когда сотрудники выезжают в частный сектор.
129 собак. Столько сейчас находится в "Спецавтохозяйстве". Они сидят в вольерах - кто на улице, кто в помещении. В тесных клетках - от 1-3 до 8 собак. В момент приезда журналистов и трех депутатов горсовета - Алексея Ложкина, Ивана Ивченко и Дмитрия Петренко - еды у собак не было. Вместо воды - снег в тазиках. Кто лает, кто скулит, кто молча дрожит в углу клетки. И на каждом вольере - дата, когда собак поймали. Через 10 дней их усыпляют и садят в вольер новых. Это ждет всех собак, которых вы видите на фотографиях. Редкое исключение - щенки, которых удается пристроить в добрые руки. Но по закону нельзя делать даже этого - у САХ есть возможность отдавать только по ошибке пойманных собак их хозяевам.
- А на улице они бегают - воду пьют? Снег так же едят. Они живут здесь десять дней. Потом усыпляют и утилизируют. Кого-то забирают, если владельцы приходят, но в основном все бездомные. Щенков только раздаем, их разбирают, мы их не усыпляем, - отвечает на вопросы директор учреждения Владимир Плеханов.
Ветеринар в "Спецавтохозяйстве" тоже есть. Но средств на то, чтобы лечить собак или приобретать лекарственные препараты, предприятию не выделяют. Ветеринар только осматривает поступивших собак и по итогам визуального осмотра выявляет тех, кто опасен - например, болеет стригущим лишаем. Кроме того, врач готовит препараты для усыпления животных, которые вводят шприцем или выпускают из специального ружья.
Зоозащитники - волонтеры приюта "Друг" находятся за забором "Спецавтохозяйства". Здесь тоже сидят собаки в ста вольерах, они тоже едят снег и средств им тоже не на все хватает. Но у этих собак есть время и надежда. Их не усыпляют, их лечат, стерилизуют и стараются найти новых хозяев. Но основные средства, на которые существует приют, поступают от волонтеров, и сколько их будет, никто не знает.
- Я могу войти в любой вольер. Посмотрите, какие здесь собаки. Разве каждая из них агрессивна и опасна для людей? А еще я могу раздвинуть шерсть собакам, и вы увидите, сколько у них блох, - говорит директор приюта Татьяна Дугина, которая тоже пришла на экскурсию.
Что можно сделать сейчас, чтобы, перефразируя пословицу, и люди были целы, и собаки живы? Депутаты и зоозащитники намерены обратиться в прокуратуру, чтобы указать на незаконность такого небольшого срока содержания собак. По законодательству, их должны содержать не десять дней, а шесть месяцев.
Народные избранники изучат, как внести новую строку в решение горсовета. Дмитрий Петренко обещал рассказать об итогах экскурсии коллегам из горсовета, которые не участвовали в поездке. Сейчас у "Спецавтохозяйства" нет права передавать отловленных собак зоозащитным организациям или официально искать им новых хозяев. В идеале нужен новый регламент, где такое право прописали бы. Об этом заявил депутат Алексей Ложкин. Тогда сотрудники могли бы, возможно, вместе с приютами, пристраивать собак в добрые руки, в том числе через соцсети, и следить за их дальнейшей судьбой.
Как рассказала директор фонда помощи животным "Добрый мир" Елена Олюнина, несколько лет назад приюты выигрывали гранты на льготную стерилизацию собак в частном секторе. После этого стай в частном секторе стало намного меньше. Но эффекта уже практически не видно - в последнее время таких грантов нет.
Средства на содержание собак выделяются из бюджета Омской области. Сумму не повышают несколько лет подряд, хотя дорожают и корма, и препараты. И понятно, что денег в бюджете никогда не хватает на все. Но на то, чтобы жизнь у собак была не совсем собачьей, может хватить. Такое обращение зоозащитники намерены подготовить в адрес врио губернатора Омской области Александра Буркова.
Животных конечно очень жалко, но многие добрые люди сами концы с концами ели сводят, а вот те кто на воровался и реально мог бы помочь, думают только о себе и о том как бы новую площадь побольше незаконно продать.