11 октября 1984 года авиалайнер Ту-154Б-1 авиакомпании "Аэрофлот" выполнял транзитный рейс по маршруту Краснодар - Омск - Новосибирск. На взлётно-посадочной полосе по роковому стечению обстоятельств производили работы, с машинами спецтехники и столкнулся при пробеге севший лайнер. На его борту находились 179 человек, девять из которых были членами экипажа. Выжило всего пятеро. Крушение Ту-154Б-1 в Омске стало крупнейшей авиакатастрофой на территории России за всю историю полётов.
Пресс-служба ГУ МЧС России по Омской области приводит воспоминания участника ликвидации авиакатастрофы, ветерана противопожарной службы Геннадия Александрова:
Погодные условия были обычными для октября в сибирском городе. Не самые лучшие, но всё же подходящие метеоусловия для посадки, - говорит ветеран.
По словам спасателя, аэропорт в тот день работал в штатном режиме, ничего не предвещало беды. Позже после проверок выяснилось, что диспетчер старта был обязан доложить коллегам о снегоуборочной технике на полосе, но случайно уснул. Экипаж несколько раз пытался добиться у него разрешения на посадку, и с третьей попытки диспетчер дал добро. Лайнер с тремя тоннами багажа, тремя центнерами почты и 179 людьми на борту столкнулся со снегоуборочной техникой на взлётной полосе.
Через 50 секунд на месте трагедии уже были пожарные подразделения аэропорта. После столкновения произошёл взрыв семитонных ёмкостей с керосином на двух аэродромных машинах. Фюзеляж лайнера развернуло влево, разломило, его передняя часть перевернулась и загорелась. Всего 95 метров отделяло изуродованный самолёт от здания аэропорта. Эвакуация пассажиров самолёта при столь стремительном развитии событий была невозможной.
- Когда мы прибыли к месту аварии, было страшно, ведь четыре куска самолета - это четыре очага пожара, - вспоминает страшные события Геннадий Александров. - И кругом обгоревшие трупы. Не то, что ликвидировать такую авиакатастрофу, увидеть её я никому не пожелал бы никогда. И сам до сих пор пытаюсь забыть события того страшного дня. Это случаи, которые происходят очень редко, и они остаются в памяти на всю жизнь.
Интересно, а сейчас тоже диспетчер должен сказать, что есть препятствия на полосе или это делается как-то автоматически (камеры слежения, сканирование или еще что-то такое)?