21 и 22 ноября на площадке гимназии №117 для учеников 9-11 классов преподаватели "Высшей школы экономики" (ВШЭ) проводят образовательные мини-курсы. Сегодня в формате живого общения школьникам рассказали, как правильно писать эссе в рамках ЕГЭ и чем оно отличается от эссе для олимпиады. Завтра старшеклассники будут учиться анализировать визуальный материал и решать логические задачи.
Доцент факультета философии Национального исследовательского университета Иван Карпенко посоветовал школьникам при выборе темы эссе выбирать ту, которая близка и знакома из курса обществознания, либо информация в ней противоречит школьному курсу - тогда её будет легко доказать или опровергнуть в работе. Но главное, по мнению преподавателя Высшей школы экономики, тема не должна оставлять ученика равнодушным.
Школьники живо реагировали на задания преподавателя ВШЭ, старались вникнуть в новый материал и задавали много вопросов, обсуждали, как правильно писать эссе, как раскрывать тему, какую аргументацию использовать. В качестве одной из тем эссе ученики разбирали высказывание французского мыслителя Блеза Паскаля о том, что человек - это "мыслящий тростник".
По признанию Карпенко, аудитория интерпретировала цитату ничуть не хуже автора изречения: "Довольно сложно догадаться, что имел в виду автор. Школьники предложили свою версию - людей много, тростника тоже много; стремительное развитие человечества сравнимо с быстрым ростом тростника; но человек - это существо общественное и мыслящее".
Главное при написании эссе по обществознанию - помнить, что точка зрения не бывает правильной или неправильной, а высказывание может быть логичным и нелогичным. При этом проверяющие оценивают последовательность изложения мысли и аргументов, обоснованность выводов, корректность формулировок, владение навыками письменной речи.
Отметим, что преподаватели Высшей школы экономики проводят лекции и мастер-классы на самые разнообразные темы - от философии до экономики для того, чтобы помочь школьникам найти ответы на вопросы, связанные с таким важным моментом их жизни, как выбор профессии и поступление в вуз: Почему стоит участвовать в олимпиадах? Как эффективно подготовиться к олимпиадам и сдаче ЕГЭ? Какова специфика поступления и обучения в НИУ ВШЭ?
С начала этого учебного года уже прошли выездные встречи преподавателей университета в Барнауле, Владивостоке, Красноярске, Липецке, Мурманске, Самаре и Якутске.
Чтобы "переиграть" Паскаля, нужно представить образ мыслей его эпохи. Человек эпохи Паскаля не был существом настолько общественным, зато сам Паскаль был религиозен. Ему больше подходит идея, что Бог - владелец тростниковой плантации, а человек - выращиваемый на плантации тростник.
Вообще хорошо, что проводят такие выездные встречи для старшеклассников. Это очень полезно им будет и пригодится в будущем.
Жаль, что такие встречи проходят только в 9-11 классах, ведь многие дети уходят из школы в техникумы еще плохо ориентируясь во взрослой жизни и часто делают ошибку в выборе профессии и жизненных целей. А общение с такими образованными людьми, которые многого добились в жизни, стало бы примером для школьников.
Почаще бы такие мастер-классы проходили! Они помогают формировать жизненную позицию, стимулируют к открытым диалогам. Ребятам скоро во взрослую жизнь. И если нет жизненного ориентира, желания поступить не "куда-нибудь", а "куда тянет душа", будет очень тяжело.