Урбанист Вукан Вучик шокирован омским транспортом и хочет отправить его в музей

Один из лучших в мире специалистов по городскому планированию дал свои рекомендации по развитию транспортной сети Омска, раскритиковав метро и проект электрички. Впрочем, часть его идей уже реализует местный Дептранспорта, на остальное традиционно нет средств.

Вукан Вучик прилетел в наш город накануне. Сегодня, 29 марта, он прочёл публичную лекцию "Транспорт в Омске. Проблемы и решения". Профессор университета Пенсильвании и ведущий эксперт министерства транспорта США, консультировавший руководство крупных европейских и американских городов, досконально проанализировал ситуацию, сложившуюся с транспортом в Омске, и дал свои рекомендации по его развитию.

Перед лекцией специалиста поприветствовал первый зампредседателя облправительства Вячеслав Синюгин: "Мы готовы заслушать мирового эксперта. Надеюсь, мы идём правильным путём в плане развития транспортной инфраструктуры. Спасибо вам за активную позицию".

В презентации Вукан Вучик перечислил наибольшие проблемы Омска: строящееся метро, городская электричка и возведение дорог в центре города, а не на окраинах. Урбанист заметил, что метро - двигатель крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, а в Омске нет ни денег на такой крупный проект, ни людей, нуждающихся в нем. Полезность же городской электрички снижена, и столь масштабный проект пассажиров не спасёт.

Ошибка же нашего города заключается в том, что общественный транспорт отодвинут на задний план - его абсолютно не развивают. Вучик с уверенностью заявил, что в первую очередь нужно улучшать общественный наземный транспорт и добиваться того, чтобы жители пользовались им активнее. Это позволит сократить пробки и решить проблему с парковками в центре города. (Отметим, что такую же позицию занимает глава муниципального Дептранспорта Олег Осинский.) А вот развитие дорожной сети, наоборот, приведёт к резкому увеличению количества личных автомобилей.

Я видел карту Омска и сеть общественного транспорта. Я бы сказал, что трамвайных и троллейбусных сетей недостаточно для города-миллионника, - говорит Вучик. - Эти сети не связаны друг с другом, а строящееся метро не имеет контакта с наземными сетями. Очень важно, чтобы они были связаны друг с другом.

Деньги, уже потраченные на строительство подземки, по словам профессора, могли бы расходоваться разумнее, например, на создание логичной трамвайной дороги, которая будет сообщаться с другими транспортными сетями.

- Утром я проехал по вашему городу и увидел много широких улиц, где можно было организовать пересадочные пункты. Это не так уж и дорого. Ваш общественный транспорт - шок. Я никогда не видел такого состояния трамваев. Они как будто идут без рельсов. Они были построены ещё в 20-х годах прошлого века и сейчас не развиваются. Ваши трамваи надо помещать в музей, - посочувствовал омичам специалист.

Также отрицательно Вукан Вучик высказался о "маршрутках". По его мнению, неправильно, что они перевозят большую часть пассажиров, принося немалые потери муниципальным транспортным предприятиям.

Я проехал в "маршрутке", и это было шоком: водитель говорит по телефону и ведёт машину. Меня беспокоит, что "маршрутки" перевозят 40% пассажиров. Это показатель неразвитости городов. Общественный транспорт в Омске деградирует, и растет количество личных авто.

Оптимальным для нашего города Вучик считает легкорельсовый транспорт, значительно отличающийся от традиционного трамвая. ЛРТ может работать как на пешеходных зонах, так и на окраинах, развивая скорость до 100 км/ч.

- Надо сделать так, чтобы вы не потеряли уже потраченные деньги. Метро нет, и на его достройку требуется 24 млрд рублей. Преимуществом будет развитие ЛРТ: за меньшие деньги вы получите больший эффект. Если использовать уже существующую инфраструктуру метро, выйти на поверхность и подключить новые трамвайные линии, это решит проблемы. Но нужно понимать, что ЛРТ требует отдельной площади. Для него необходимо выделить 2 полосы из существующих 8-10 полос, - отметил профессор.

Он добавил, что такая система позволит сократить время движения с Левого берега до центра города с 45 до 20 минут, с Железнодорожного вокзала к центральным улицам - с 60 до 45 минут. Но это возможно только при условии закупки новых подвижных составов и отказа от старых, не способных развивать большие скорости (сейчас омские трамваи изношены на 97%). Параллельно необходимо вводить плату за парковки и организовать работу с пешеходными зонами, в частности, велодорожками.

Как заметил Вучик, универсального ответа на транспортные вопросы всех городов нет, так как на ситуацию влияет много параметров:

- Я пытаюсь в каждом городе понять стиль жизни и климат. Важно увидеть текущую ситуацию. В Омске, например, я увидел очень широкие улицы, поэтому реализация нашего предложения будет простой - можно с небольшими затратами организовать выделенные полосы для движения легкорельсового транспорта.

После доклада Вукан Вучик ответил на вопросы аудитории. Впрочем, далеко не на все. К примеру, американский специалист не назвал источники данных о пассажиропотоках Омска, на основе которых разработал свои предложения. Также без ответа остался вопрос о едином проездном билете на всех видах транспорта.

 

Финансовая часть доклада вообще оказалась самой слабой. Кроме заявления о необходимости отказаться от дорогостоящего метро, другой конкретики не прозвучало. "Я не знаком с тем, как финансируются отдельные транспортные проекты. Если в стране много людей с низкими зарплатами, тарифы должны быть низкими и субсидироваться за счёт правительства", - отметил он.

Стоимость полной реализации проекта ЛРТ в Омске Вукан Вучик оценил в 35-37 млрд рублей, минимальный "набор" - 10 млрд. Стоит отметить, что годовой бюджет Омска составляет около 14 млрд рублей.

Цену своего приезда урбанист назвать отказался: "В проекте я буду участвовать столько, на сколько меня пригласят. Я здесь не продаю себя, - на этом моменте зал наполнился бурными аплодисментами. - Я на пенсии и работаю экспертом. Мои достижения хороши, основная моя заслуга в том, что мои ученики стали ведущими экспертами. Один построил метро в Афинах, другой - в Гонконге. Это мне и приносит удовольствие".

Олег Осинский, внимательно слушавший доклад, похвалил выступление. Корреспондент поинтересовался у главы Дептранспорта, насколько реально воплотить идеи Вучика. "Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно заглянуть в бюджет", - ответил Осинский.

Такого же мнения придерживается Вячеслав Синюгин. Он рассказал, что доклад специалиста понравился губернатору Виктору Назарову, однако не смог пообещать, что на его реализацию будут выделены областные или федеральные деньги.

Читайте также

Комментарии
Добавить свой
Олеся Емелина  •  31 марта 2014, 10:01

Еще некоторые водители курят! Я бы за такое отдельно штрафовала!

Валентина Марчук  •  31 марта 2014, 09:58

Бедного Вучика шокировали наши маршрутки! И правда ведь, очень часто водитель по телефону разговаривает или просто слушает радио, не обращая внимание на просьбы пассажиров...

Оксана Никушина  •  31 марта 2014, 09:55

Идеи очень интересные, очень хочется, чтобы что-то воплотилось в жизнь.

Игорь Ухов  •  30 марта 2014, 13:03

Осинский интересен. А как же 1млрд, который сейчас выделяется на метро? Деньги на метро явно выделяются не из городского бюджета, в который он предложил заглянуть.