- Эмма Викторовна, вы получили должность в одном из престижных университетов Санкт-Петербурга. Расскажите подробнее.
- Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица - место сильное и атмосферное, с большой славной историей, талантливым творческим сообществом. Здесь я и работаю в должности начальника управления инноваций, коммуникации и молодёжной политики. Вуз очень творческий - 16 кафедр, связанных с креативными индустриями, начиная от декоративно-прикладного искусства. Керамика, стекло, металл, ювелирные украшения, мебель, промышленный, графический дизайн, мода... Моя задача - поддерживать и развивать интересные междисциплинарные, молодёжные, международные проекты. Конечно, должность обязывает думать о стратегическом планировании, проектировании новых программ вуза. Уже прошло более полугода моей работы в академии, есть и результаты по задуманным стратегическим трекам. Накопленный омский бэкграунд помогает в этой работе. Я рада, что могу применить то, в чём я сильна, уже в Санкт-Петербурге.
- Почему культурная столица?
- Этот вопрос сам за себя отвечает. Санкт-Петербург как город близок мне по духу. Художественная среда, невероятная история, атмосфера, смыслы современной культуры - всё идёт в унисон моим ценностям в жизни. Как человек, дизайнер и креативщик, я многое искала и открывала для себя там, где богатый творческий климат, где много инициативных и действующих личностей. И это в большей степени крупные города, Москва или Санкт-Петербург, поэтому сейчас и сама здесь. Потенциально творческого развития и возможностей для экспериментов тут больше.
Посмотрите, как развивается центральный выставочный зал "Манеж", какие события в новом Эрмитаже, сколько кругом галерей, креативных пространств: от скромных персональных до больших арт-театральных. Несмотря на затишье арт-рынка, маленькие галереи Санкт-Петербурга активны. Художественное сообщество очень разнообразное и большое. Сам город - архитектура и природная территория, где происходит большой обмен энергиями; среда, которая воспитывает визуально красиво и задаёт планку дальнейшего движения. Сейчас чувствую, что мой переезд был закономерным. Каждый ищет для себя окружение, где ему интереснее и комфортнее жить. Ты понимаешь, что есть некий потенциал и нужно развивать его дальше, желание создавать новое.
- Омск сдерживал вас в этом?
- Омск очень ровный, особенно последнее время. Хорошо, что ещё есть сообщества умных и талантливых людей, кто верит в город и развивает творчество в Омске. У меня в какой-то период времени пришло понимание, что я уже максимально вложила силы и как-то кружусь по одной оси. Это произошло с ощущением себя в городе, команде, работе и во времени.
Сейчас на новом месте начинаешь применять знания и умения, которыми давно владеешь. Другая среда, люди, история раскрывают и тебя - другого. Есть плюсы и минусы подобных изменений, но мне нравится - это сложный и яркий опыт. Здесь большой потенциал абсолютно новых направлений развития. Удивительно для меня, сколько в нашу академию поступает предложений извне о совместной деятельности - от администрации, бизнеса, институций. Они предлагают реальную помощь, как в открытии новых кафедр, классов или трудоустройстве студентов, так и в проведении проектов, конкурсов, фестивалей. И процесс взаимообмена какой-то безграничный, мы не всегда успеваем этой возможностью пользоваться. Так получилось, что я приехала в юбилейный год вуза, сразу окунулась в 145-летнюю историю.
- Много ли омских дизайнеров живут и работают в Питере - из тех, с кем вы работаете и дружите?
- Не могу сказать, что я сильно дружу с ними, пока просто не хватает времени, если честно. Знаю, что в Санкт-Петербурге много наших выпускников работают и вообще омичей, и думаю, что для будущих проектов эти связи постепенно настрою. Надеюсь, услышите про наши добрые творения. Сейчас передо мной стоят абсолютно другие цели. Адаптация и знакомство с новыми мирами людей… и моим собственным. И у академии много амбициозных планов - нужно быстро ориентироваться в сторону этих задач и проектов.
- Что сейчас с Омской арт-резиденцией? Вы участвуете в её развитии сейчас или разделили свои полномочия и просто остались идейным вдохновителем?
- Мои впечатления сегодня, что нет смысла грустить, поскольку осталась прекрасная команда ребят благодаря поддержке Омского государственного технического университета. Миссия Омской арт-резиденции - менять мир к лучшему через правильные культурные смыслы. Да, сегодня я, скорее, все еще остаюсь идейным вдохновителем арт-резиденции. Многие проекты, которые реализуются в этом году, обсуждались нами еще до моего отъезда. Мы создали некий задел на исследования в креативных индустриях. Мне хотелось больше рефлексии о творчестве, думала об арт-лаборатории… Но жизнь продолжается, команда делает красивые интересные события для города. Лестно и радостно, что проект живёт, несмотря на то, что его инициатор уже не в Омске.
- Возможна ли творческая коллаборация Омска с Питером?
- Всё возможно, главное - заинтересованность обеих сторон. Творческий потенциал и там, и там есть, всё зависит от желания вступить в коллаборацию. Очень надеюсь, что нас ждут совместные проекты.
- Не так давно совместно с Музеем прикладного искусства Академии Штиглица по городам России "проехала" выставка платков участников международного конкурса "Русский квадрат" Омской арт-резиденции.
- Проект получился удачным: ещё на стадии начала поддержан грантом Президента РФ. Сразу задумывался как передвижная выставка экотематики по городам России. Начало проекта - в Омске, потом - Санкт-Петербург, Кострома. Неожиданно арт-кластер "Таврида" и, может быть, ещё Тамбовская областная галерея.
Выставка получила широкий общественный резонанс и прошла на свободной волне по всем телеканалам Санкт-Петербурга. Сложилась современная текстильная инсталляция на контрасте в исторических залах нашей Академии. Кострома встретила восторженно, собрали вдохновляющие отзывы. Это очень мотивирует!
Вообще у проекта есть потенциал для дальнейшего развития. Несмотря на то, что сейчас все твердят про экологию, про осознанность, мы сказали своё особенное слово в защиту надежды на спасение лесов одними из первых. Тема экологии в текстиле перспективна, и, думаю, нужно сделать её модной. Как? Это уже дело технологий.
- Вместе с экс-зампредом Правительства Омской области Владимиром Компанейщиковым вы инициировали создание Агентства развития креативных индустрий. Какова судьба этого проекта?
- Агентство делает небольшие проекты, всему нужно дать время. Сейчас многие говорят о важности креативных индустрий, даже есть те (тут стоит помолчать), кто развивает их в стране. Мы же пока находимся в поиске нужных и востребованных идей, чтобы делать масштабные проекты.
- Вы внесли большой вклад в становление и популяризацию омской школы дизайна. Сегодня для вас это пройденный этап? Считаете ли вы, что сделали всё, что было в ваших силах и нужно перелистнуть страницу?
- Это прекрасный и судьбоносный этап моей жизни. Очень яркий, надеюсь, что самый яркий ещё впереди, жизнь продолжается, и краски всё сочнее. Эта же страница пока закрыта. Закончился учебный год со студентами на кафедре дизайна костюма, и остаться на следующий год мне не предложили. Я очень благодарна моим близким коллегам/друзьям Наталье Сосниной, Юлии Герасимовой, Елене Азиевой, учителям - Галине Васильевне Толмачёвой и другим чудесным людям. Со многими мы стали за время работы большими друзьями и партнёрами. Это для меня время взаимообмена энергиями, взаимопомощи, время становления меня как преподавателя, как человека, как руководителя. Более 20 лет я развивалась вместе с омской школой дизайна, оттачивала свой стиль и эстетику. Желаю школе замечательных выпускников и дальнейшего яркого пути в креативных индустриях.
- А какие сегодня перспективы, по-вашему, у омской школы дизайна и у театра мод "ОбраZ", руководителем которого вы были долгие годы?
- 25 лет моей жизни, это большая любовь. Всегда чувствовала, что могу вдохновлять людей на креативные идеи и нестандартные решения. Раскрывала неожиданные таланты в студентах, когда мы занимались проектированием спектаклей. Каждый мог найти свой интерес в театре - музыка, движение, постановки, сценография, видеоарт и т. д., поскольку модный театр - бесконечно мобильный. Я не режиссёр, но мне приходилось играть эту роль, придумывать темы и режиссуру спектаклей, визуально собирать красивые "картинки" из людей/манекенщиков в действо и вместе с ребятами искать решения. Мои дизайнерские навыки сработали на общую концептуальность постановок в подборе костюмов, сценографии, музыки, света, видео.
Очень надеюсь, что в это время мы дарили зрителю радость сотворчества и эйфории. Конечно, хотелось бы пожелать продолжения красивой истории новому "ОбраZу". Сама я не отказываюсь участвовать в ней, но уже в роли ментора, готова делиться всем, что чувствую в этом времени. Команда театра привозила перформанс на открытие проекта "Русский квадрат" в Санкт-Петербург. Мне показалось, что сейчас в театре есть некая растерянность, пока идёт поиск пути скорее на ощупь. Сейчас много ходов, как можно развиваться, но всегда сложно найти то настоящее и важное.
С одной стороны, грустно, но с другой стороны, радостно. Когда происходят перемены, всегда появляются новые возможности. Думаю, в скором времени будет удивительный маршрут в будущее обновлённого театра мод "ОбраZ".
- О вас часто говорят, что вы такая хрупкая, но в то же время сильная женщина, которая на себе "тянула" креативные проекты. Это сложно в Омске? Кто были ваши главные единомышленники?
- Может с виду и хрупкая, но надеюсь, внутренний стержень попрочнее будет. Когда ты организатор или куратор проектов, ты берёшь персональную ответственность за дело, как его развивать, его результаты и перспективы. Проект подразумевает, что он должен быть уникальным, и я всегда стремилась к этому. Проекты должны обладать оригинальностью, быть не похожи один на другой. Думаю, что удалось сделать несколько особенных в Омске. В этом году исполняется 10 лет Всероссийскому фестивалю дизайна и искусства "Сибирская этника", автором идеи и инициатором которого я являюсь и сейчас. Фестиваль изначально задумывался событием с этнотематикой, каждый год мы с командой проекта запускали в него новые смыслы про нашу сибирскую локальность. В прошлом году звучала тема осознанности в моде, в этом году концепт развёрнут на исследования. Конечно, пора менять формат, двигаться дальше. Мода сильно изменилась за два года пандемии. У меня есть идеи (улыбается).
Надеюсь, что в 2021 году мы проведём юбилейное знаковое мероприятие, очень сильно рассчитываю на поддержку Омского технического университета.
- Какие проекты вам так и не удалось реализовать?
- Проект Омская арт-резиденция задумывался как креативное пространство в Омске. Почти во всех городах-миллионниках сегодня есть арт/дизайн-кластеры. И это правильно, потому что такие сгустки энергии творческого потенциала должны соединяться, встречаться друг с другом, взаимодействовать. Творческие люди не могутсуществовать разрознено. Важно, чтобы было место, куда ты можешь прийти и понять, что ты не один. Сегодня для творцов, особенно начинающих, необходима поддержка профессионального сообщества. К сожалению, так сложилось в Омске, что ни администрация города, ни администрация области четыре года назад так и не поддержали проект развития креативных индустрий. Наверное, моего упорства не хватило, а, может быть, не то время было, в общем, я так и не смогла реализовать эту идею.
Ну и, конечно, театр мод "ОбраZ", который тоже мог бы иметь свою стационарную площадку. Да, она есть в институте дизайна, но это не то театральное пространство, в котором можно создавать новые спектакли на фоне, простите, оранжево-синего цвета стен актового зала... Может быть, это вообще утопическая история для Омска, но мне всегда казалось, что театр моды при такой сильной школе дизайна - это правильно. Сейчас смотрю на это со стороны. Определённого разочарования нет, но хочется, чтобы всё сложилось качественнее, более гармонично.
Я не буду говорить о тех проектах, которые не были реализованы, может, они когда-нибудь и реализуются. Никогда не говори никогда, и я не говорю Омску прощай (улыбается).
- В своё время Институт сервиса настороженно относился к объединению с ОмГТУ. Как сейчас оцениваете это слияние, как оно сказалось на омской школе дизайна?
- Я считаю, что есть уникальные истории, которые нет смысла размывать. Когда работаешь точечно, избирательно, не массово, получаются ценностно проработанные продукты - неважно, для какого рынка. Изначально моё мнение было таким, и я не хотела этого слияния. Сейчас уже не мне судить, какие плюсы, какие минусы от этого получились. Через какое-то время будет видно, может быть, я окажусь не права вовсе. Критическое мышление и право на исключительность мнения присутствуют во мне постоянно.
- Как проводите свой досуг в Санкт-Петербурге?
- Город меня вдохновляет и восхищает. Каждый день прохожу с десяток километров по прекрасным улицам и каналам. В этом году стоит очень жаркое лето, и от Петербурга ощущение, как от Италии, с таким итальянским солнцем, зеленью, травой и… палаццо. Это наслаждение от архитектуры и природы.
Не скажу, что посещаю много выставок. Последняя, куда удалось попасть, - экспозиция в галерее-мастерской Михаила Аникушина. Он творил в советскую эпоху, среди его работ - памятник Пушкину, Ленину и другим известным личностям. Сегодня его мастерская стала арт-галереей с интерактивными инсталляциями. Просто рекомендую - удивлена приятно. Ещё с прошлого года совершенно по-другому открыла Финский залив с его необыкновенным колоритом. Серые ритмы воды, перламутровая туманность неба, сизость камней, голубизна воздуха - вот она прозрачная северная красота.
Ну и, конечно, досуг занимают проекты, которые постепенно начинаются. Много прекрасных людей, с которыми я знакомлюсь, - это среда, которая сильно вдохновляет. Ты начинаешь ощущать себя в нужной обстановке и энергии творчества, и это бодрит. Я люблю этот поток и надеюсь на взаимность.
- Питерская интеллигенция не видит ли в вас провинциалку?
- Мне кажется, здесь всё зависит от того, как ты себя ощущаешь, позиционируешь. Мне кажется, провинциальность - это то, когда ты плохо делаешь своё дело, когда ты невнимателен к окружению, когда ты не понимаешь, в какую среду ты попал. В этом и проявляется провинциальность. Я, наверное, себя провинциалкой не ощущаю, потому что я всегда стремилась к высшей планке. А это требует и определённой отдачи и глубокого погружения в профессиональную деятельность вне зависимости от географии. Я всегда старалась эту планку держать и работать по-настоящему, честно и искренне. Мне не очень нравится такое определение, как "понаехавшие". Мне кажется, если ты понимаешь, для чего ты приезжаешь, видишь цель, всё уходит на задний план.
- Стали ли вы счастливее после переезда?
Счастье - понятие относительное, и моменты счастья могут быть где угодно. И в Омске, и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в Нью-Йорке. Ты можешь быть счастлив и несчастлив везде. Это зависит в первую очередь от обстоятельств, и про счастье здесь говорить очень сложно. Могу сказать, что здесь у меня появилось много возможностей, новых идей, другое окружение.
Наверное, было бы глупо сказать, что я полностью счастливый человек, но мне кажется, я вообще счастливый человек, потому что и в Омске меня окружали прекрасные люди, работа. В Санкт-Петербурге другое окружение и другой мир, и в нём я тоже счастливая. Везде есть свои плюсы и минусы, просто ты как-то поменял свою оболочку и начинаешь двигаться дальше.
- О чём мечтаете в данный момент?
В Омске моё личное творчество было связано в первую очередь с театром мод "ОбраZ". Как бы пафосно сейчас ни звучало слово "творчество", я очень много туда вложила идей и смыслов, вообще в проекты, которые вела в Омске.
Сейчас у меня счастливый момент самоопределения и мечты о каком-то новом творчестве. Может быть, оно будет связано с личной историей, а, может быть, с общественной. Сейчас уже есть большой опыт за плечами. Я стараюсь достаточно озорно оглядываться назад и идти вперёд.
Моя мечта - видеть вокруг себя своих любимых, близких людей здоровыми и радостными. Это, наверное, самое главное. Хочется также видеть себя творчески настроенной и полной энергии. И, наверное, найти какой-то новый поток в этой жизни, попробовать его поймать и реализовать на новом месте.