Как открыть успешное дело в Омске, преодолеть кризис и вывести своё дело на мировой рынок? "Омск Здесь" встретился с участником конкурса "Предприниматель ГОроДА" и владельцем мастерской Drevo dar Валентином Левашем и узнал, в чём секрет успешного бизнеса, почему 90 % его покупателей с другого континента и зачем он учит детей столярному ремеслу.
- Вы участвуете в конкурсе "Предприниматель ГОроДА". Чего вы от этого ждёте? Знакомств, возможностей?
- Предпринимательствую я всего два года. Первый был для меня очень сложным и тяжёлым. Поэтому на конкурсе я в первую очередь хочу показать себя, своё дело. Это для меня возможность для продвижения. Моя компания уже достаточно известна по миру благодаря маркетплейсам, а вот в Омске этого не хватает. Поэтому я хочу громче заявить о себе здесь и добиться не меньшего успеха. Благодаря конкурсу я узнал о магазине фермерских продуктов "Томат", с которыми мы сделали коллаборацию. Мы работаем в разных направлениях, мы не конкуренты, но благодаря такому объединению мы усилили друг друга и стали более стабильными на рынке.
- Кто ваши клиенты?
- В основном мои клиенты - это женщины старше 25 лет, которые следят за своим здоровьем и здоровьем семьи, которым небезразлично, на чём они готовят. А я как раз и занимаюсь производством кухонной утвари, которая позиционируется как безопасная. На деревянных изделиях не размножаются пищевые бактерии по типу кишечной палочки и прочих. Вторая категория моих потребителей - это более-менее состоятельные люди. Для них я произвожу мини-бары, например. Это достаточно дорогая, даже премиальная, сувенирная продукция. К тому же такой подарок можно сделать человеку, у которого всё есть и нужно как-то выделиться. Цена продукции формируется арендной платой, зарплатой сотрудников и, конечно, затраченным материалом. Порода дерева, сложные и декорирующие элементы - всё это определяет конечную цену. В среднем разделочные доски, например, стоят от тысячи рублей. Мини-бары от 3 до 7 тыс. руб. Самая дорогая работа была продана за 70 тыс. Это была эксклюзивная резная торцевая доска с логотипом размером с половину стола для одного омского суши-бара.
- С чего начиналось ваше дело? Это было хобби, которое переросло в бизнес, или вы целенаправленно хотели его открыть?
- Это тот случай, когда хобби переросло в дело. Мне всегда нравилось работать с деревом. А началось всё со школьной скамьи и уроков технологии. Позже, когда выпустился из школы, увлечение никуда не пропало. Кто-то любит по выходным на лыжах ходить, кто-то бегать, а мне было прикольно деревяхи пилить. Моя центральная нервная система таким образом отдыхает. У моей супруги дед занимался пчеловодством, и у него была мастерская, где он ульи для пчёл строгал. Там был весь необходимый набор инструментов: от ручных до электрических. Он уже в возрасте, сейчас ему 84 года, он просто устал заниматься этим. И мастерская простаивала. Я взял это под своё шефство, и у меня появилось нормальное место для своего занятия. На тот момент у меня была основная работа. Я был инженером автоматизированных систем производства. А в мастерской я работал по выходным с утра до вечера. Хотя я это не считаю работой, для меня это отдых. Начинал с самого простого (разделочные доски, кухонные лопатки), накапливал опыт. Впоследствии научился делать резные доски с орнаментом, торцевые, стал придавать им причудливые формы, например, гитары. Постепенно нарабатывался опыт, стал делать шкатулки, различные ящички, декоративные тарелки. Изделия становились всё сложнее и качественнее. Потом я расширил своё дело, и у меня появились мастера, у которых я тоже кое-чему научился. За счёт того, что и у меня, и у них был свой уникальный опыт, мы смогли расширить ассортимент продукции и сделать её более привлекательной для покупателей.
- Почему вы выбрали именно дерево?
- Просто у меня душа к этому лежит. Вообще, если искать корни моей любви к работе с деревом, то они в детстве. Я из детей девяностых, и денег тогда у нас было не особо много. Поэтому мой отец собирал всю мебель сам. А я играл с его инструментами. У меня в три года даже был свой молоток, я так им гордился. И когда отец возился с мебелью, я постоянно крутился рядом и просил его дать мне чего-нибудь покрутить, постучать, попилить. Можно сказать, что отец мне привил любовь к работе с деревом.
- Где вы закупаете материалы? В России или за рубежом?
- У меня есть два поставщика: один из Краснодара, второй - с севера Омской области. У первого я закупаю дуб, ясень, граб, иногда редкие породы, типа амаранта. А у второго беру лиственницу, кедр и сосну. Правда, сейчас из-за сложившейся ситуации всё это стало дороже. Например, ясень до пандемии стоил 67 тыс. за кубический метр, после нее - 78 тыс. Соответственно и мои работы подорожали.
- Когда появились клиенты и кто был первым?
- Первым клиентом была моя мама. Сначала она скептически относилась к моему занятию, потому что я просто делал какие-то изделия и дарил их. И как-то раз она собралась в гости в Казахстан и попросила сделать меня торцевую разделочную доску. Я сделал, и для меня сняли реакцию человека, которому сделали подарок. И это видео я разместил у себя в Instagram. До этого я просто фотографировал какие-то свои работы и выкладывал у себя. Было ощущение, что я просто собираю портфолио. Не более. А после этого видео пошли первые клиенты.
- Что составляет основу ассортимента ваших изделий и как придумываете их дизайн?
- В основном это кухонная утварь. Также я делаю элементы декора и сувенирную продукцию: это панно, резные рамы для картин, чайные столики, мини-бары. Не буду скрывать, что продумывая оформление работ, периодически использую так называемый "зырим-тыринг". Где-то что-то подсматриваю и потом дополняю или переделываю по своему вкусу. Ориентируюсь на Запад и американский рынок, потому что технологии там в этой области шагнули дальше, чем у нас, и смотрю на работы российских мастеров, использующих традиционные приёмы столярного дела. Поэтому у меня получается некий симбиоз современных технологий и исконно русских традиций.
- А если я захочу что-то особенное, можно ли к вам обратиться со своей "хотелкой"?
- Меня обычно просто спрашивают: "Валя, можешь?" Говорю, что могу. А потом пытаюсь понять, что именно человек хочет, как он видит это у себя в голове. Мы долго рисуем, обсуждаем. И когда мы уже закрепим образ на бумаге, начинаем его корректировать, дополнять, изменять. Один раз ко мне обратилась девушка, хотела, чтобы я ей сделал шкатулку. Показывает мне руками примерный размер, а я ей говорю: "Замри", беру рулетку и делаю замеры. Таким образом мы сняли мерки будущей шкатулки.
- Есть разница между омским и зарубежным спросом на ваш товар?
- В Омске основные продажи происходят на ярмарках. С одной стороны - меня уже знают как бренд, но с другой, сказать, что я здесь много продаю, не могу. Большинство заказов у меня уходят за рубеж и в другие города России.
- В какой момент вы поняли, что нужно расширяться и выходить за пределы города и страны?
- Мысль про мировой рынок давненько закралась. Но, поскольку у меня техническое образование, я столкнулся с тем, что ответов на некоторые экономические вопросы у меня нет. Надо было восполнять пробелы, поэтому решил пройти курсы подготовки в Центре инноваций социальной сферы. Там-то мне и порекомендовали "играть по-крупному". Зарегистрировался как физическое лицо на eBay и получил стартовый лимит на 10 позиций продаваемого товара. Продажи у меня начались очень быстро. Буквально через неделю после регистрации мини-бар в виде велосипеда с тележкой уехал в США. Работы было очень много, но я быстро забросил это дело, потому что меня засыпали местными заказами. Чтобы вы понимали, разделочная доска, которую обычно мы делаем за пару часов, мы делали месяц! А потом пришла пандемия. Она-то и стала главным триггером к моему возврату на маркетплейсы. Была ситуация, когда в один, не очень прекрасный момент, ко мне пришли из Роспотребнадзора и сказали: Валентин Витальевич, собирайте манатки, прикрываем контору, пандемия. И пригрозили полумиллионным штрафом. В итоге у меня закрылись все торговые точки и производственный цех. Ну раз нет продаж внутри, пойду наружу. Обновил eBay и сделал там так называемый boost. Это функция, которая будет показывать искавшему деревянные изделия человеку мои товары через рассылки на почту и контекстную рекламу. Разумеется, это платно, но за 5-8 % от продажи с каждой позиции, eBay сделает всё, чтобы ваш товар заметили. А дальше у меня есть такая тема, как свободная цена. То есть, со мной можно торговаться. Например, мини-бар у меня стоит 60 долларов, а американец хочет купить его за 40. В итоге мы сходимся на 50 долларах, и в течение 60 дней он получает свой заказ.
- Какой процент заказов уходит за границу и почему?
- У меня 90 % поставок в США. Я связываю это с их высоким уровнем жизни и готовностью платить за эксклюзивные вещи. Тем более у меня, по их меркам, недорогие и при этом качественные товары. К тому же, когда я только вышел на eBay, я не видел там ничего подобного. Это сейчас уже есть и китайские, и европейские копии.
- Есть ли ещё какие-то направления, которые бы вы хотели освоить?
- Я развиваю сейчас направление мастер-классов, обучаю детей столярному ремеслу в детском центре "Подсолнухи". Для меня было большим удивлением, когда ко мне пришли десятилетние пацаны, и они впервые у меня взяли ножовку. Просто для меня это шок, я-то с трёх лет с инструментами, а они - нет. И я хочу это изменить, научить их всему, что сам знаю. Я считаю своей миссией сделать этот мир лучше. По моему мнению, мужчина считается таковым не только по гендерным признакам, а в первую очередь он - хозяин в доме. Я стараюсь привить детям любовь к труду. Условно говоря, на примере ножовки показываю, что сначала будет трудно пилить, а на следующее занятие уже легче. Так же и в жизни. Я хочу научить их преодолевать трудности и привить упорство. Меня даже родители спрашивают: "Как вы их удерживаете?". Мол, на уроках они постоянно бесятся, кричат, шумят, а у меня они сидят спокойно. Всё просто, они делом заняты, они работают. Если говорить о планах на перспективу, то мы совместно с моим партнёром, магазином "Томат", готовим образовательную программу для мастеров и ремесленников. Ведь у нас в Омске очень много различных мастеров, но им не хватает знаний, например, в области ведения бизнеса. Мы хотим помочь им получить эти знания.
- Как открыть успешный бизнес в Омске?
- Нужно чётко понимать, зачем тебе это. Когда я понял это, у меня многое поменялось. Я не просто делаю товар на реализацию, в этом моя философия. Я создаю экологичные товары с заботой о здоровье потребителя и за счёт этого делаю мир лучше. Бизнес в Омске не то что можно - нужно делать. Просто не каждый это потянет, потому что больших денег здесь сразу не будет, а это многих останавливает. Это долгий и кропотливый труд. И результата тут можно добиться только упорством. Но я бы советовал не концентрироваться только на нашем городе и расширяться и выходить за пределы Омска. И чем скорее, тем лучше, потому что это добавит устойчивости бизнесу.
- Что бы вы посоветовали людям, которые собираются открывать своё дело?
- Я советую найти человека, который уже достиг успеха в той нише, в которой вы собираетесь открывать бизнес и прийти к нему за советом. Я мало встречал людей, которые отказывают. Разумеется, если вы придёте и скажете "дай денег", вам их никто не даст, а вот в совете, небольшой консультации не откажут. Постарайтесь влиться в тусовку таких людей, быть открытым, не стесняться, спрашивать, узнавать. Ведь самый глупый вопрос - это тот, который не задали. И, наверное, самое главное - не бояться. Страшно всем. Мне было страшно, когда я начинал, да и сейчас, бывает, боюсь. Преодоление этих страхов закаляет. Страх - это путь в неизведанное, когда ты не знаешь, чего ожидать, а общение с этими наставниками, менторами, помогает просчитать риски и быть увереннее в том, что ты делаешь.
Фото: Илья Петров