Сегодня в рамках литературного проекта сайта "Омск Здесь" #встречисавтором свой рассказ "Обратитесь ко мне за помощью" представил Дмитрий Кононов.
- Я прочитал сборник "Второй город", в который входит этот рассказ. Судя по прочитанному, у вас вызывает особую рефлексию фраза-мем "Не пытайтесь покинуть Омск". Какой ваш личный опыт на эту тему? Ведь по текстам чувствуется любовь к родному городу.
- Эта фраза - такая же пустая чушь, как и любой затертый от частого использования мем. Люди повторяют её к месту и не к месту, ничуть не задумываясь. Я пока не пытался покинуть Омск, не вижу причин. Писательство для меня сейчас - основное направление деятельности, и я утверждаю, что писателю всё равно, где жить. Материала довольно везде. Стремление уехать прочь из депрессивного города низких зарплат в поисках лучшей жизни сродни жалобам актёров провалившегося спектакля, которые во всём винят художника декораций. Плохому танцору мешает пол, апатичному лентяю - город. Ответить, за что я люблю Омск, мне проще всего. Я много путешествовал, но нигде и никогда не видел такого прекрасного неба, как в нашем плоском городе.
- Вы написали роман "Собачка бежит по кругу". Предлагали его издательствам?
- "Собачка" - мой первый роман, я писал его два года, пусть и с перерывами (я человек ленивый и легко отвлекающийся). Он в чём-то автобиографичен, подводит итог десятилетнему периоду моей жизни между Омском и Новосибирском, среди возлюбленных "ужасных детей", моих ровесников, инфантильного, играющего, растерянного поколения, детей советских интеллигентов. В романе я не сужу их и, боже упаси, не читаю им приговора: и то, и другое я оставляю читателю. Разумеется, я разослал рукопись во все более-менее крупные издательства, ниоткуда не получил ответа. Должно быть, роман слабоват. Или просто не ко двору. В ноябре 2019 года с удивлением узнал, что "Собачка" прошла в финал Национальной премии "Русские рифмы. Русское слово". Первый приз, опять-таки, не получил, хотя и скатался в Москву за казённый счёт. До сих пор не вполне понимаю, как мой роман прошёл в финал чего бы то ни было. Неудачи такого рода меня давно уже не задевают, я просто осознаю, что должен стараться писать лучше. Это я и сказал бы любому молодому автору: не причитай, что твой талант никто не замечает, а просто стисни зубы и работай, оттачивай стиль, делай объём. Если твои тексты чего-то стоят, тебя заметят, рано или поздно. "Собачку" я в итоге опубликовал, получив стипендию от Союза российских писателей, за что очень признателен Омскому отделению этой организации, всем людям, кто меня поддержал.
- Как вы оцениваете современный литературный Омск? Насколько заметны наши авторы в масштабах страны? Кого вы лично выделяете и кого советуете читать?
- Не думаю, что вправе оценивать современный литературный Омск: нос не дорос. Опять-таки, заметность автора - крайне растяжимое понятие. Вася Пупкин, пятый год подряд участвующий в интернет-конкурсе юмористического рассказа "Собака-улыбака", заметен среди завсегдатаев этого конкурса. Мишель Уэльбек, в свою очередь, заметен как выдающийся современный французский прозаик. Выделять кого-то из омских авторов, как писатель, я уже точно не могу - у меня маловато писательского опыта (упаси меня боже, ещё и учить кого-либо писательскому мастерству). Выделять кого-то из омских авторов как читатель я не хотел бы: здесь мы ступаем на тонкий лёд таких понятий, как "вкусовщина" и "нравится/не нравится", так что объективности быть не может. А когда её нет, я предпочитаю не сотрясать воздух.
Фото: Илья Петров