Главный врач СПИД-Центра: "Женщины лёгкого поведения - пациентки с ВИЧ-инфекцией"
Интервью  •  СИ «Омск Здесь»  4 марта 2020, 11:26  •  печать

Главный врач СПИД-Центра: "Женщины лёгкого поведения - пациентки с ВИЧ-инфекцией"

Главный врач омского Центра СПИД Ольга Назарова рассказала, почему сегодня ВИЧ распространяется среди успешных людей, и как можно заразиться вирусом в обычной жизни.

Ольга Назарова  •  Главный врач омского СПИД-Центра

Фильм Юрия Дудя об эпидемии ВИЧ в России в несколько раз увеличил спрос россиян на сдачу теста на вирус иммунодефицита человека. Ранее мы писали о том, почему важно распознать ВИЧ на начальной стадии и встать на учёт, чтобы получать помощь от государства.  "Омск Здесь" поговорил с главным врачом Омского Центра СПИД Ольгой Назаровой о том, как пациенты узнают, что живут с ВИЧ-инфекцией, и как проходят их дни в борьбе с вирусом.

Ольга Ивановна, если человек узнаёт, что у него ВИЧ, и готов к лечению, каковы его действия?

Сейчас в РФ действует государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ. Она рассчитана до 2020 года. Эта стратегия предполагает, что до конца этого года мы должны охватить лечением до 90 % пациентов, которые стоят у нас на диспансерном учёте. Вакцина от ВИЧ ещё не разработана, но ВИЧ - управляемая инфекция, поэтому её можно и нужно лечить. На сегодняшний день терапия - средство лечения, которое улучшает качество жизни и продлевает её.

Сколько таблеток в день необходимо принимать ВИЧ-инфицированному?

Если пациент принимает по три таблетки в день, я считаю, это не так много. У нас есть пациенты с другими заболеваниями (сердечно-сосудистой системы, диабетом и т. п.), которые получают пожизненную терапию, и они достаточно молодые. Вообще человек должен понимать, что эта терапия пожизненная. У пациентов, которые правильно принимают терапию, без пропусков - нулевая вирусная нагрузка. Это значит, что вирус не убивается, а загоняется внутриклеточно. Но он не размножается в организме, и человек как источник инфекции перестаёт быть опасен для окружающих. Терапия - эпидемиологически значимое средство. Если человек получает терапию, то мы в эпидемиологическом плане уменьшаем источники инфекции.

Она бесплатная?

В нашей стране терапия абсолютно бесплатная для пациента, и каждый регион получает её за счёт государства. Министерство здравоохранения Омской области подаёт заявку в Министерство здравоохранения Российской Федерации, и далее для всей страны проводятся аукционы: один препарат - один аукцион. Это очень хорошо и правильно. Раньше выделялись средства на регионы, но надо было закупить этот препарат и привезти его, например, из Москвы в Хабаровск, или во Владивосток, и поэтому была разница в стоимости. Сейчас стоимость препаратов для всех одинаковая, и за счёт того, что препаратов закупается большое количество, их стоимость намного ниже, чем если бы регионы закупали их отдельно.

Какова стоимость препарата для одного пациента?

В среднем в месяц (в зависимости от вида терапии) от 3-5 до 30-40 тысяч рублей.

Есть ли в Омской области люди, которые отказываются от государственного лечения и сами оплачивают своё лечение?

Да, в фильме Юрия Дудя про ВИЧ об этом говорили, но там не говорят, почему люди отказываются от государственного лечения. Есть терапия первой линии: врач поставил пациента на учёт и видит, что на сегодняшний день сильные препараты ему не нужны. Для первого этапа, когда достаточное количество клеток и вирусная нагрузка невысокая, есть препараты так называемой первой линии терапии. Если сразу дать дорогостоящую мощную терапию, то что же мы будем делать дальше?

Вирус приспосабливается к этим препаратам, мутирует, вырабатывается устойчивость организма, особенно когда пациент принимает терапию не регулярно и делает перерывы. Поэтому сразу давать препараты резерва, если этого не требует организм, нет смысла. Есть средства, когда в одной таблетке три препарата, но его не всем можно принимать. Тем пациентам, у которых высокая вирусная нагрузка, его не дашь, поскольку он не подавит эту вирусную нагрузку. Его можно назначить тем, кто принимает терапию длительное время, у кого неопределяемая вирусная нагрузка и у кого высокий уровень иммунных клеток.

То есть, оплачивать себе лечение могут позволить люди, у которых есть возможность.

Поверьте, всю жизнь они не смогут покупать себе терапию. Поэтому в нашем регионе мы не выписываем препараты российским гражданам, которые можно купить за деньги. Если пациент хочет этого, это его право, и я не могу ему это запретить, это не запрещено законом. Но у нас врачи не выписывают препараты для получения в аптеке. Все препараты можно получить у нас в отделе СПИД-центра совершенно бесплатно.

Пациенты соглашаются на все препараты?

Я понимаю, против каких они препаратов. Например, против "Эфавиренза". Кто-то его хорошо переносит и просит не менять, у кого-то развиваются побочные эффекты, тогда, конечно, мы его меняем. Терапия - это тандем врача и пациента. Врач назначил, пациент даёт согласие, что он принимает строго, как положено (мы обязательно берём у него письменное согласие). Мы ведём мониторинг, человек сдаёт анализы - у него должна снижаться вирусная нагрузка, повышаться иммунные клетки.

Если всё идёт нормально, нет побочных эффектов, а иммунные клетки растут - это прекрасно. Если возникают побочные эффекты, жалобы на изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т. д., тогда врач подбирает другую терапию и назначает другой препарат с согласия пациента. Поначалу идёт притирание к терапии, ведь организм должен приспособиться.

Сейчас в нашем регионе есть все препараты и никому из пациентов ещё не было отказано в терапии?

Бывает такое, что в самом начале какое-то время человек может жить без терапии, но он обязан раз в полгода сдавать анализы. Как правило, мы рекомендуем, когда уровень клеток падает ниже 500, подключать антиретровирусную терапию. Ведь если есть терапия, то микроорганизмы приспосабливаются. В своё время пенициллин произвёл революцию, но сейчас им никто уже не лечит. То же самое и с вирусами.

Если сначала мы лечили одним "Азидотимидином", то сейчас назначаются три препарата при терапии, препараты более сильные. В популяции вирус тоже мутирует. Поэтому, если человек пьёт препараты, то он не должен прекращать это делать. Если приём лекарств прекратить, происходит мутация вируса, он приобретает устойчивость, и человек становится источником инфекции этим устойчивым штаммом - вот в чём ещё опасность.

Сколько лет человек может жить после заражения, не зная о ВИЧ?

Если раньше такие люди могли жить годами, то сейчас мы, к сожалению, выявляем людей, у которых с предполагаемого момента заражения проходит полгода-год. Вирус действует очень агрессивно. Сейчас при попадании в стационар у пациента должны взять кровь на ВИЧ. Это постановление Главного государственного санитарного врача Омской области. Потому что ВИЧ-инфекция может протекать под видом пневмонии или другого заболевания. В хирургических стационарах обязательно берут анализ на ВИЧ.

Да и портрет ВИЧ-инфицированного изменился?

Да, если раньше это был наркозависимый или ведущий беспорядочную половую жизнь человек, то сейчас это социально адаптированные люди. Они семейные, работающие, зачастую это люди с достатком. Поэтому мы всех врачей настраиваем на то, что не надо смотреть на то, какой социальный статус. Обследовать надо всех. Мы настраиваем на это и педиатров, потому что бывают разные случаи.

Например, вот такой случай: женщина из благополучной семьи была беременна, муж работает на хорошей должности, самодостаточные люди. Она, будучи беременной, попадает в больницу, рожает, а он, видимо, заскучал, провёл время с женщиной, вовлечённой в секс-бизнес, заразился. Жена выписалась из больницы, и он, конечно, заразил жену, а она через грудное молоко заразила ребёнка. Многие, кстати, не знают, что через грудное молоко можно заразить ребёнка. А между тем ВИЧ находится во всех секретах человека: в слюне, в слёзной жидкости, в крови, в сперме, в вагинальном секрете.

Но при этом через поцелуи нельзя заразиться?

От поцелуя в щёчку точно нельзя.

А что касается бытового способа передачи?

У нас был случай передачи в быту через кровь, когда ВИЧ-инфицированная мама заразила дочь. После родов мы всех женщин обязываем принимать терапию. Была женщина, которая родила здоровую девочку, но потом бросила терапию. Как все ВИЧ-инфицированные, она оказалась подвержена гнойным инфекциям, и у неё образовалась флегмона в области бедра. Ей сделали операцию. Семья жила в частном доме, в одной комнате, и женщина с дочкой спала в одной постели. Женщина обрабатывала ранки и давала дочке выбрасывать эти бинты. Возможно, ей где-то в ранку попала кровь матери, и девочка заразилась. Эта женщина не наркоманка. А если бы мать была на терапии, она бы не заразила свою дочь.

Женщины во время беременности и родов, а также после пьют препараты. Ведь после родов особенно снижается иммунитет. Конечно, грудным молоком они не кормят, и им выдаются смеси в поликлиниках.

Если человек не проверялся именно на СПИД, но при этом сдавал кровь на другие анализы, могут ли они показать какое-то отклонение?

Конечно. Если у человека снизилось общее количество гемоглобина, лейкоцитов, тромбоцитов, лимфоцитов и высокое СОЭ, врач может заподозрить, что что-то не так, и направить сдать анализ на ВИЧ.

В фильме также поднимают тему того, что общество так и не научилось принимать ВИЧ-инфицированных людей и многие из них вынуждены скрывать свой диагноз.

Понимаете, это стигма. За своё здоровье человек должен отвечать сам. Мы же к каждому пациенту не приставим по врачу, чтобы он заставлял пить препараты и сдавать анализы. Сейчас государство сделало диспансеризацию всем - идите и проходите! Я считаю: обязательно нужно сдать кровь, проходить флюорографию и смотровой кабинет, где проверят лимфоузлы, железы, проведут гинекологический осмотр. Сделайте это хотя бы раз в год. Общий анализ крови тоже может о многом сказать.

Обязательно используйте презерватив, особенно если вы часто меняете половых партнёров или если вы ему не доверяете. Женщины с низкой социальной ответственностью, которые стоят у нас на Красноярском тракте, - в большинстве случаев наши пациентки! Они рассказывают, что предлагают клиентам секс с презервативом, но те отказываются. Мужчины не понимают, едут на дорогих машинах, снимают этих дам и заражаются. Потом они несут эту инфекцию в семью. Нужно беречь себя и своих близких!

Читайте также