26 апреля в российский прокат выходит фильм "Танки" режиссера Кима Дружинина, известного своим проектом "28 панфиловцев". Единственным городом, в котором он представил фильм, стал его родной город Омск. "Омск Здесь" поговорил с Кимом Дружининым о его новой картине, о том, почему в его фильмографии только исторические картины, и о том, какое кино он мечтает снять.
Ким, о чем лично для вас фильм "Танки"?
Это фильм о пробеге Харьков - Москва на танках T-34, который совершил советский инженер-конструктор Михаил Ильич Кошкин. Фильм основан на реальных событиях - пробег был в марте 1940 года.
Так все-таки "Танки" основаны на реальных событиях или есть место выдумке?
Наш жанр - это старое советское приключенческое кино. Это давно забытый жанр, и со времен "Неуловимых мстителей" и "Пиратов XX века" ничего подобного не было. У нас была сложная задача: с одной стороны, взять за основу реальный исторический факт - пробег, а с другой стороны, попробовать сделать из этого приключение. Мы постарались аккуратно пройти по этой грани.
Но, конечно же, в первую очередь - это приключенческое кино, и не надо от него ждать исторической достоверности. Это семейное кино, кино выходного дня. При этом доступным молодому зрителю языком мы говорим о ценных для нас вещах. И если, выходя из кинотеатра, кто-то из ребят заинтересуется судьбой Михаила Кошкина, значит, наша задача выполнена.
Представлять картину в Омске - ваше личное желание?
Да, это единственный город, в который я лично приехал представлять картину, по другим городам с презентаций поедут актеры. В родном городе страшнее показывать свою картину, чем в Москве. Всегда волнительно, понравится или не понравится, поймут - не поймут.
Несколько показов картины состоялись в Сирии, как военные отзывались о фильме? Есть планы выйти в международный прокат?
Я, к сожалению, не был на показе, потому что началась плотная подготовка уже к следующему показу. Но говорят, что они тепло отзывались о нем, культурный центр базы был полон зрителей. И в мировой прокат картина выходит, но этим занимаются продюсеры, и я уже к этому никакого отношения не имею.
Сколько длилась работа над фильмом? Есть ли разница по сравнению с "28 панфиловцами"? В "Танках" к тому же вы приглашенный режиссер.
Мы начали работу в начале 2017 года, готовились примерно четыре месяца, сняли картину всего за три месяца - в течение 35 смен. Это две совершенно разных картины, и сравнить работу над ними сложно.
Это и разные жанры, и разный подход. Реальный пробег Харьков - Москва ведь был, когда еще лежал снег. Но мы сознательно выбрали летнюю натуру, чтобы она была яркая и красочная. Так как это приключения, и картинка должна быть интересной для зрителя. Когда ты работаешь над материалом в качестве приглашенного режиссера, начинаешь выправлять историю, чтобы она соответствовала твоим ценностям. В любом случае, нужно постараться сделать историю интересной для самого себя.
Я снимаю кино, которое, в первую очередь, интересно увидеть мне. Все съемки проходили в Подмосковье, в городе Воскресенске. Здесь и сосновый лес, и березовые рощи, и поля. С "Панфиловцами", как и с "Танками", было сложно в том плане, что тоже не было никаких документов, которые точно описывали все происходящие события.
А что тогда служило основой?
Пробег был секретный, и, конечно, информации о нем было немного, да и сам Михаил Ильич был засекречен, и до сих пор в интернете можно найти только две его фотографии. Пришлось поднимать много технической документации, чтобы узнать, как выглядели танки, они ведь отличались от серийных. И специалисты, которые будут смотреть фильм, думаю, оценят наши попытки приблизить уже более современный танк Т-34 к тому прототипу, который участвовал в пробеге.
Вообще, документов о танке Т-34 сохранилось не так много, некоторые до сих пор не рассекречены. В целом, работа была проведена серьезная всей съемочной группой - нам нужно было восстановить ту эпоху. Есть полное описание до минуты всего пробега и ничего интересного там не происходило: ломались - чинились, ломались - чинились. Кошкина вообще сняли с середины пробега, и потом он только в конце присоединился к нему, на сам смотр опоздали на два дня. Но фраза: "Танки будут ласточками наших антибронетанковых сил", сказанная в конце фильма Сталиным, была. Сталин ее действительно сказал.
Расскажите немного о новом проекте?
Это пока секрет, но могу сказать, что это восьмисерийный фильм про КГБ 80-х годов для Первого канала. Но пока рано о нем говорить, съемки начнутся 28 апреля. Это не первый мой опыт работы в сериале, у меня их уже много было.
Над сериалами сложнее работать?
Это тоже разные вещи - разный подход и разные правила игры. Нужно уметь хорошо делать и то, и другое.
У вас личный интерес к военной теме или так получается, что снимаете исторические фильмы?
Так сложились обстоятельства (улыбается), лежит очень много сценариев, но хочется, чтобы исторический был последний. Но есть много других интересных тем, про космос, например. По ходу съемок приходится изучать исторические факты, знакомиться с людьми, которые в то время жили. Для меня всегда интересно узнавать что-то новое для себя.
Не боитесь, что вас будут считать исключительно режиссером исторических фильмов? Не хотите попробовать себя в другом жанре?
Знаете, мне просто интересно рассказывать захватывающие истории про достойных и интересных людей. А в каком жанре это будет, поглядим. Есть уже конкретные герои, но кто именно, пока секрет. Но могу сказать, что все они достойные. У меня отец - летчик, и очень хочется снять фильм про самолеты (улыбается).
"Танки" сейчас дышат в спину "Тренеру" Данилы Козловского. Смотрели уже?
Нет, пока не было возможности, но да, мы дышим, получается (смеется). Вообще сложно понять сегмент кино, и какой зритель, пересекаемся мы с "Тренером" по аудитории или нет. Но то, что "Мстители" заберут зрителя и у "Тренера", и у "Танков", даю сто процентов. К сожалению, пока ситуация складывается таким образом.
А что нужно, на ваш взгляд, чтобы получилось хорошее кино? Изначально выигрышная история или внушительный бюджет?
Чтобы снимать хорошее кино, должна быть задача снять хорошее кино. Это должна быть единственная задача, и никаких побочных. Не должно быть такого: "Мы сейчас снимем хорошее кино и денег заработаем". У нас с "Танками" было всего 35 съемочных дней, не было права на ошибку. 95 % отснятого материала вошли в фильм. Бюджет у фильма небольшой, примерно такой же, как и у "28 панфиловцев".
Вас уже называют питерским режиссером, но в Омске по-прежнему считают своим, все-таки как вы себя ощущаете?
Большую часть своей жизни я провел в Омске и, наверное, пока что я омский режиссер. К сожалению, редко приходится бывать здесь и только в основном, чтобы представить фильм.
Как думаете, изменился город со времени вашего последнего визита?
Да, изменился, но в лучшую сторону или нет, не знаю. Знаю, что дороги появились, мэр появился - женщина решила взять на себя эту непростую ношу. Я помню Омск еще зеленым, а сейчас он какой-то каменный, и деревья куда-то ушли, остались только здания. Тот Омск мне нравился больше (улыбается).
Фото: Илья Петров
Мне кажется многое зависит от жанра фильма, если это боевик с большим количеством экшена, взрывов и.т.п, то о бюджете все таки подумать придется :) Но конечно здорово, когда ничто не ограничивает тебя и можно сосредоточится непосредственно на съемочном процессе.