Антон Кабаков: "Бытовые условия в Олимпийской деревне меня меньше всего волновали"
Интервью  •  СИ «Омск Здесь» 24 февраля 2014, 12:32  •  печать

Антон Кабаков: "Бытовые условия в Олимпийской деревне меня меньше всего волновали"

О сочинском олимпиадном закулисье, которое не стыдно всему миру показать, о любви, превращающей "бесплатный труд" в волонтёрство, и о том, что иногда, чтобы повстречать премьер-министра и "короля биатлона", далеко ходить не надо.

Антон Кабаков  •  волонтер Олимпиады-2014

Вы стали одним из первых волонтёров, вернувшихся с Олимпиады еще до её окончания. Расскажите, как Вы попали на Игры и чем именно там занимались.

Я попал в Сочи так же, как и все - подал заявку на сайте sochi2014.com. К тому же еще в 2011 году открыли Волонтёрский центр на базе нашего университета (ОмГУПС), и весь процесс проходил легче - можно было получить любую консультацию, так как определённые трудности при заполнении анкеты всё же были. Таких, как я, было больше 2-3 тысяч человек, при том что центр направил 800 человек. То есть желающих попасть на Олимпийские игры оказалось в несколько раз больше, чем было отправлено в Сочи. Сейчас мы готовимся отправить волонтёров на Паралимпийские игры. И это не только омичи. В нашем центре готовились волонтёры на транспорт, поэтому здесь принимались заявки на эту функцию от тех, кто географически был близок к Омску. К нам приезжали на обучение из Новосибирска, с Алтая, Урала. Также мы готовили волонтёров на функцию "спорт". Например, ребята из актива профсоюзной организации, где работаю и я, занимались подготовкой льда на хоккейных аренах, горнолыжных трасс для лыж и сноуборда. Трудясь непосредственно на спортивных объектах, они видели сами соревнования и спортсменов. Такая возможность была и у "транспортников", которые обслуживали пассажирские потоки, куда были включены практически все клиентские группы Игр, в том числе почётные гости и спортсмены.

Я работал на комплексе "Лаура", где проходят биатлонные и лыжные гонки. Сначала мы прошли обучающий тренинг на самом объекте, после чего нас распределили по конкретным точкам: на биатлонный, лыжный стадионы, канатную дорогу, остановки автобусов-шаттлов, которые развозят гостей по конкретным местам от "канатки". Для своей работы можно было выбрать любое место, какое больше понравилось - жёсткого ограничения не было. Мы могли поменяться, если что-то не нравилось. Мой функционал был шаттлы. Нужно было координировать пассажиропотоки между объектами, следить за тем, чтобы определенная клиентская группа села в нужный шаттл, за посадкой-высадкой пассажиров - чтобы никаких казусов не было. 

Так как мы стояли рядом с канатной дорогой, практически все гости и спортсмены проходили через нас. Мы встречали председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, президента Белоруссии Александра Лукашенко, олимпийского чемпиона-биатлониста Уле-Эйнара Бьёрндалена.

Как строился рабочий день волонтера?

Есть несколько смен: первая - с утра до обеда, вторая - с обеда до вечера. Они распределены заранее. Волонтеры получают аккредитацию на объект, где будут работать. У меня, кроме "Лауры", была еще аккредитация в Олимпийский парк. Селили нас в волонтёрской деревне. Ничего плохого о быте там я сказать не могу, тем более что мы приехали не для того, чтобы в комнате отлеживаться, а чтобы делать Игры лучше. Бытовые условия меня меньше всего волновали, хотя они были нормальные.

В большинстве своём олимпийские волонтёры - это студенты. Зачем туда едут люди более старших возрастов, в том числе и Вы?

Волонтёры - это не только студенты. Даже на нашем объекте были люди за тридцать, сорок и даже за пятьдесят лет. Это те люди, которые приехали своими глазами увидеть и помочь организовать одно из самых масштабных мировых событий. Несмотря на то, что функционал, казалось бы, простой - отправляй и принимай автобусы, следи за пассажирами, - без этой работы не было бы нынешнего облика Игр, который видят и иностранные гости. Приезжие в восторге от природы - пальмы и море соседствуют с заснеженными вершинами гор. Также иностранцы очень рады тёплому приёму, в том числе со стороны волонтёров, ведь это те люди, которые их встречают в аэропорту, на транспортных развязках, хабах, на железнодорожных вокзалах или выдают паспорта болельщиков и аккредитации. Везде витает дух Олимпиады, который не может оставить негативного впечатления.

Во время работы у Вас возникали недопонимания с организаторами или гостями?

Никаких проблем у нас с болельщиками не было. Если иностранец более-менее владеет английским языком, то можно найти волонтёра в смене, который сможет с ним объясниться. "Ненужных" волонтёров не было, ведь четко рассчитывалось количество человек, необходимых для каждого объекта. К тому же есть определённая норма, когда работа на объекте будет комфортна и для волонтёров, и для гостей. Не нужно думать, что волонтёр 6-8 часов стоит на одном месте и никуда не выходит. Все мы люди, и понятно, что нужно и перекусить сходить, и отдохнуть, и погреться. Неприятные мелочи есть всегда, но они решались оперативно.

Какие взаимоотношения выстраивались внутри волонтёрских коллективов? Не было ли среди добровольцев тех, кто ехал на Олимпиаду, как на большую вечеринку?

У каждого из нас был свой функционал, который он выполнял. В моём понимании, люди для этого в Сочи и ехали. Мы, волонтёры, - это те люди, которые создавали Игры изнутри, и каждый понимал, какая ответственность на нём лежит и что нужно делать, чтобы всё это прошло успешно. Я бы не сказал, что это - большая "тусовка", но это возможность пообщаться с людьми из разных стран. Например, в нашей деревне были волонтёры из Австралии, Америки, Европы. Также это определенный обмен опытом между жителями городов России. Среди добровольцев встречались очень интересные и абсолютно разные люди, в том числе лауреаты государственных премий в области молодёжной политики, музыканты, актёры. Это обмен контактами, который дает представление об иной культуре и уровне развития волонтёрства в других странах. А с соотечественниками из других городов есть ряд совместных добровольческих проектов, которые интересно запустить в Омске. Например, традиционно проходит несколько образовательных семинаров или всероссийский День донора.

Омичи, поехавшие в Сочи, имели опыт работы на крупных соревнованиях, или Олимпиада для них была некой "инициацией" спортивного волонтёрства?

От центра ОмГУПС на протяжении последних лет, когда олимпийская стройка подходила к концу, достаточное количество людей ездило на тестовые соревнования. Они участвовали в организации мировых первенств по горным лыжам, биатлону и пр. Поэтому некоторые объекты они знали до приезда на Игры. Также наши ребята ездили на Игры в Лондон. И я сейчас, посмотрев на то, как это всё было, буду искать возможности повторить такое на будущих летних или зимних Олимпиадах.

Наверняка перед поездкой у Вас были определённые ожидания. После встречи с реальностью разочарования не испытали?

Абсолютно нет. Я вернулся воодушевлённый и всем своим родственникам, друзьям, коллегам рассказываю, что не пожалел, что "потратил" время на поездку в Сочи. Я дома уже неделю и до сих пор переживаю за спортсменов, интересуюсь у ребят, что там у них происходит. И было очень приятно, когда на открытии Игр волонтёров поблагодарили представители МОК.

Что вам больше всего запомнилось в Сочи?

В первую очередь, открытие Олимпиады. Я не был на самой церемонии, но на её репетицию посчастливилось попасть. Стадион "Фишт", предназначенный для церемоний открытия и закрытия, был заполнен. Было огромное количество артистов - и взрослые, и дети, и не все из них когда-либо выступали при полных трибунах. Поэтому нужно было "прогнать" генеральную репетицию со зрителями, чтобы точно знать, когда, условно говоря, они закончат хлопать. Это ведь всё просчитывается по времени, чтобы церемония сложилась в целую картинку. По-моему, это получилось (улыбается). К тому же мне было с чем сравнить, потому что летом я ездил в Казань на Универсиаду. Её открытие было очень интересным и грандиозным, и поэтому мне вдвойне было интересно, что же будет в Сочи. На репетиции открытия я сидел и смотрел "с открытым ртом". Также запомнилось то, чем я занимался. Ведь в жизни у меня функционал совсем другой - я занимаюсь общественной работой. Лишним не был и опыт общения на иностранных языках. 

Запомнилась возможность сходить на олимпийские соревнования, в том числе на розыгрыш медалей. Так я попал на скоростной бег на коньках, где наша омичка Ольга Граф взяла бронзу - первую медаль России. Это было очень здорово.

Сама атмосфера в Сочи совершенно иная - олимпийская. Воодушевление создают и волонтеры, и болельщики. Хочется все это видеть снова и снова.

После возвращения из Сочи лично для вас волонтерство заканчивается?

Нет. Волонтёрство - это не одноразовая "вещь". Цель создания центра ОмГУПС - не подготовка непосредственно к Олимпиаде. Это лишь одно из направлений. Но центры по всей России создавались для того, чтобы оставить после Игр наследие в виде волонтёрского движения. В нашей стране добровольческое движение возрождается, в Омске оно получило распространение, в том числе, благодаря Олимпиаде и продвижению со стороны органов власти. Не для того мы участвуем в таких событиях, чтобы раз съездить, рассказать своим детям, что был там, и забыть. Хочется, чтобы ребята, увидевшие такой высокий уровень организации, могли применить полученные знания здесь. В Омске ведь тоже проходят соревнования международного уровня: Сибирский марафон, молодежный турнир по хоккею и др. Главное, чтобы ребята, работавшие в Сочи, помогали организовывать такие мероприятия. Недавно у нас была встреча с Министром по делам молодёжи, физической культуры и спорта региона Александром Фабрициусом, он высказал определенные надежды на развитие волонтёрского движения. Его ведомство тоже готово привлекать добровольцев для массовых мероприятий. Волонтёрство - это ведь достаточно высокий статус: наши люди владеют иностранными языками, знают, как необходимо организовать мероприятие. Я бы не называл это просто "бесплатной работой". Волонтёр - это не тот человек, который бесплатно работает, а тот, кто свои опыт, знания, силы и средства вкладывает в нечто большее. В данном случае волонтёр вкладывает в то, чтобы игры, честь проведения которых выпала России, состоялись на высоком уровне. Я патриот, и для меня вообще не было вопроса - надо ли ехать.

Фото: Екатерина Харламова; из личного архива Антона Кабакова

Читайте также