Владимир Алексеевич, разговору с Президентом предшествовал семинар "Совет Федерации и законодательные инициативы регионов: новые решения". В своем выступлении Вы обратили внимание на то, что в отраслевом законодательстве существуют системные проблемы.
Да, мы видим, что в совершенствовании законодательства нуждается не только региональное, но, прежде всего, и федеральное законодательство. Дело еще и в том, что они между собой не всегда синхронизированы. В последнее время вообще сложилась такая тенденция, что в силу разных мотивов Государственная Дума почти не рассматривает законодательные инициативы субъектов федерации, в том числе и те, что носят для регионов консолидированный характер. От такой практики нужно уходить. Мое предложение состоит в том, чтобы провести ревизию находящихся в Госдуме законодательных инициатив и сосредоточить внимание не на точечных законах, а сделать акцент на целевом подходе, системном и тематическом законодательстве.
В каких сферах, на Ваш взгляд, эти пробелы наиболее ощутимы?
Один из самых ярких примеров – Жилищный Кодекс и все правовые акты, которые связаны с его реализацией. Вопиющие проблемы с обманутыми дольщиками, необоснованным ростом тарифов на коммунальные услуги, отсутствием контроля за деятельностью управляющих компаний - все эти вопросы должны быть законодательно урегулированы на федеральном уровне. А у нас как? Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Можно смотреть на проблему по-разному. Первое, что кажется очевидным - неудовлетворительное исполнение федерального закона на местах. Но это не единственная причина. По моему мнению, напряженность ситуации в жилищной сфере - еще и прямое следствие правовых пробелов, исправлять которые необходимо. В общем, какую отрасль ни возьми, везде положение аналогичное. Взять, к примеру, Административный, Бюджетный, Налоговый кодексы. Все они дают простор фантазии по их практическому использованию, а известный 131-й Федеральный Закон о принципах организации местного самоуправления не решает всех возникающих вопросов, как и многочисленные законы, которые приняты ему вдогонку, ситуацию коренным образом изменить не способны. Чаще всего на местный уровень передаются полномочия, которые финансово не обеспечены, что только усугубляет и без того тяжелое положение муниципальных образований.
В чем выход?
Повторюсь, но я вижу его в том (и об этом говорил на семинаре), что надо работать не над отдельными точечными изменениями в законах, а работать с имеющимися проблемами системно. То есть, к примеру, каждая комиссия Совета законодателей берет остропроблемный блок и сосредотачивается на его решении вместе с комитетами Совета Федерации и Государственной Думы. Аналитическую работу мы можем строить на основе высоких информационных технологий, проводить тот самый системный анализ, о котором я говорю, и вырабатывать комплексные предложения, не разрывая концептуальную ткань законодательства, а при необходимости ее и корректируя. Если мы пойдем по системному пути, то и режим работы с региональными парламентами изменится, они будут заинтересованы как в продвижении законодательных инициатив, так и формировании всего пакетного блока законов, относящихся к той или иной сфере политической, экономической, социальной жизни.
Иными словами, Вы считаете, что нужно повысить статус законодательной власти субъектов федерации?
Безусловно. И об этом я говорил на Совете законодателей, состоявшемся на следующий день, 25 апреля. Я полагаю, что из всех субъектов законодательной инициативы регионы менее всего политически и экономически ангажированы. Почему мы обращаемся с законодательной инициативой? Да потому что есть реальная проблема, вызванная либо неопределенностью правового регулирования, либо конкретным пробелом в законодательстве. В этом году ко мне поступает много обращений в связи с изменением порядка расчета страховых взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию для индивидуальных предпринимателей. Смысл их сводится к тому, что увеличение размера страховых взносов ведет к массовому сворачиванию предпринимательской деятельности, сокращению занятости и числа налогоплательщиков, росту цен на услуги для компенсации затрат. Хотелось бы также заметить, что мы в регионах не претендуем на авторство законодательных инициатив. Нам важен результат. Главное, чтобы наши предложения позволили сформулировать наиболее общую норму права. На мой взгляд, здесь свое слово должен сказать Совет Федерации. Он может как обобщать законодательные инициативы регионов, так и оценивать необходимость их разработки, а то и конкретной доработки, позволяющей избежать в законе внутренних противоречий, дублирования действующих норм и т.д.
А сам-то Совет Федерации активен в законотворчестве?
Тут весьма интересная статистика. По состоянию на сентябрь 2012 года за период работы Госдумы VI созыва 7% от общего числа принятых законов - это законопроекты, внесенные парламентами субъектов федерации, 2,5 % - членами Совета Федерации, и 0% - самим Советом Федерации. Более того, процесс рассмотрения законопроектов в Совфеде зачастую затягивается, и уже назрела необходимость регламентировать сроки их рассмотрения.
Получается, что даже принцип "пожаротушения" срабатывает не всегда?
Хотя, действительно, СФ часто идет на поводу у текущих потребностей, потом и эта мотивация уходит на второй план. На мой же взгляд, наиболее оптимален вариант перспективного, стратегического планирования, в котором должно быть строго определено и место консолидированной законодательной инициативы регионов, и процедура их прохождения, и приоритетный характер рассмотрения.
А какие позитивные новости Вы привезли из Ново-Огарево? Можно ли и удалось ли Вам в президентской резиденции продвинуть интересы Омской области?
Я говорил Президенту о том, что ежегодное сокращение в два раза государственных субсидий на пригородные железнодорожные перевозки в России является для регионов очень болезненным, и предложил ограничиться 15 процентами. Владимир Путин меня поддержал. "Я знаю, насколько это болезненно для регионов. Минфин, правда, наверняка уже заложил трехлетние планы по снижению, но мы вернемся к этому и еще проработаем", - так отреагировал Президент на мои слова. На примере Омской области я показал, как подписанное несколько лет назад между Правительством Омской области и омским отделением ОАО "РЖД" соглашение позволило не только пригородному сообщению выжить, но и успешно развиваться. Судите сами. В 2003 году в Омской области на условиях софинансирования была создана компания ОАО "Омск-пригород". Построен специальный вокзал пригородных сообщений. Многое сделано для укрепления материально-технической базы пригородных перевозок. На 2/3 обновлен парк составов повышенной комфортности, они укомплектованы мягкими креслами, телевизорами, библиотеками, беспроводным интернетом и т.д. Установлены четыре лифта-подъемника по программе "Доступная среда" для инвалидов, проводится гибкая тарифная политика. И как результат - пассажиропоток по итогам прошлого года составил 3 миллиона человек. Есть планы по дальнейшему совершенствованию системы пригородных перевозок, в том числе и по запуску городской электрички, которая поможет частично разгрузить транспортную сеть областного центра.
О каких еще омских проектах шла речь в Ново-Огарево?
Так совпало, что когда я был в Москве, в Омске прошла официальная презентация завода по производству полипропилена "Полиом". Я рассказал об этом президенту. Он знаком с проектом Михаила Сутягинского "ПАРК" еще со времени его первого представления на Красноярском экономическом форуме. Владимир Путин там присутствовал в качестве премьера и высоко оценил перспективы. Президенту было приятно услышать, что поддержанная им инициатива успешно реализуется.
Если судить по тому, что Вы рассказали, общение законодателей друг с другом и Президентом России оказалось продуктивным.
Приятно осознавать, когда высказанные тобой на федеральном уровне предложения не просто вежливо выслушиваются, но еще и попадают в тщательную проработку, становятся основанием для пересмотра планов, а главное - появляется реальная надежда получить дополнительное финансирование на социально-экономическое развитие региона из федерального бюджета. Если это получается, значит, усилия потрачены не напрасно.