Олег Михайлович, недавно завершилась разработка стратегии развития Омской области. Однако у нас ведь уже были подобные попытки…
В 2006 году программа развития Омской области даже была утверждена. Потом появился "План Полежаева" и программа "100 шагов как сделать Омскую область лучше", которые официально не являлись стратегией.
Предыдущие планы, на Ваш взгляд, были неэффективными, или просто с новыми лицами пришли новые предложения?
Тут два момента. Первый – это, безусловно, новая власть. Было бы странно, если б новый губернатор действовал по плану, разработанному предшественником. Во-вторых, предыдущая инициатива разрабатывалась на технологиях нестратегического планирования. Для стратегии характерна четкая увязка разработки плана с его реализацией. "План Полежаева" затрагивал главным образом только намерения, а в новой стратегии введен так называемый проектный офис, который закрепляет за чиновниками перечень определенных направлений и строгую степень ответственности за их реализацию. Более того, в контракты министров прописываются соответствующие положения, определяющие эффективность с реализацией плановых показателей. Такая технология вообще редко встречается в современной системе стратегического планирования, потому что многие просто разрабатывают планы, вывешивают их на сайт и потом про них забывают. А вообще, вы знаете, больших отличий предыдущих стратегий и планов от нынешних, разработанных новой командой, я не вижу. Серьезных противоречий там нет.
Мы говорим о "Плане Полежаева" и "100 шагах…"?
Да. Фактически все кластеры остаются. Пока только кремниевый повис. Надо сказать, что по-другому и быть не может. У нашей области не так много резервов и точек роста, чтобы открывать что-то новое. Другое дело, что различия существуют, может быть, в детализации.
Например?
Ну, вот усомнилась новая команда в существовании логистического центра, в необходимости разрабатывать и строить аэропорты. Для этого, конечно, есть определенные основания, хотя мне кажется, что через 3-4 года к этому можно будет вернуться, потому что стратегический план – это не документ, который директивно определяет ситуацию, но он может меняться в зависимости от условий. Сейчас мы, безусловно, проигрываем в логистике и Екатеринбургу, и Новосибирску. Однако если туда сейчас направить львиные средства, то мы просто потеряем эти деньги. Сегодня у Омской области есть более приоритетные задачи: развивать промышленность. В новом плане как раз прописаны направления, по которым эту цель удастся успешно реализовать.
В предыдущем плане очень большое внимание уделялось пропаганде и развитию малого предпринимательства, но в последнее время, если судить по заголовкам новостных лент и неофициальной информации, бродящей в кулуарах Правительства, складывается впечатление, что это отошло на второй план…
Я бы не сказал, что этот раздел в плане отвергнут. Может быть, действительно, он не так сильно прописан. На мой взгляд, все-таки, основным должно быть крупное предпринимательство, потому что этот акцент, который при реализации стратегии идет на поддержку малого бизнеса, часто дает сбои из-за отсутствия питательной среды, которую формируют крупные предприятия. А с ними у нас за последние 20 лет произошел крупный "завал". Сегодня крупные предприятия по большей части влачат жалкое существование, поэтому в первую очередь нужно что-то сделать с ними. Затем и малый бизнес начнет подтягиваться. Структуры, которые созданы в рамках всех мер поддержки малого бизнеса, не делают погоды.
Но ведь Президент Владимир Путин говорил, что страна нуждается в пропаганде и поддержке малого предпринимательства…
Что касается идеологии и пропаганды малого бизнеса – это да. Но мне кажется, что это не предмет стратегического планирования. Вообще, получается так же, как с учеными. Вроде бы все говорят о модернизации и науке, тем не менее, никаких институтов и учреждений не создается. Малый бизнес – это элемент инфраструктуры, но предприниматели должны идти вслед за реальным спросом на услуги малых предприятий.