Уже посчитали сколько раз в 2024-м вы сходили в театр на мюзикл? Продолжаем подводить итоги года. Мюзикл - жанр неизгладимых впечатлений, вспомним наши самые яркие встречи с артистами жанра.
Отмечая десятилетие мюзикла "Опасные связи" (18+) - первого проекта Глеба Матвейчука - на московской сцене объединились артисты, которые в разных городах играют в этом мюзикле. Приоритет театральной компании Матвейчука - развитие отечественного мюзикла, особенно на региональных площадках. Так "Опасные связи" оказались в Омске - здесь мы рассказали о каждом шаге к премьере в Сибири; в Минске и Луганске. В "Опасные связи" обновлённой версии московские артисты мюзиклов регулярно вступают с 2021 года.
Как сценический эксперимент 2014 года спустя десяток лет обернулся отечественной франшизой - рассказали в нашем специальном репортаже.
"Герои должны восприниматься на генетическом уровне", - Глеб Матвейчук
В 2024 году театральная компания композитора и режиссёра-постановщика представила несколько премьер. Среди них - мюзикл по сказам Бажова "Хозяйка Медной горы" (12+), финал которой спустя несколько месяцев после премьеры был изменён. В этом и есть, по мнению Глеба Матвейчука, плюс отечественных проектов. Здесь режиссёр всегда "на связи" с аудиторией и, имея тот же менталитет, понимает, в чём нуждается зритель, чему отдать предпочтение: финалу с хэппи-эндом или же устроить тотальное затмение сердца трагедией.
- Мы анализируем всё, что происходит на мировой сцене, и предлагаем скомпилированный с нашим менталитетом продукт. Например, "Садко в подводном царстве" - моя версия "Русалочки", - отмечает Глеб Матвейчук.
Осенью премьера "Садко" (6+) прошла в Новосибирске, а обновлённая версия спектакля была представлена в Москве. В сказку зритель сегодня верит неохотно, но градус драматургии и мотивы, которые "врезаются" в тебя, не позволяют залу оставаться за бронёй скептицизма. Культурный код детей 21-го века, на взгляд композитора, формируют голливудские и диснеевские мультики. Поэтому своей задачей он считает объединять западный формат музыки с исконно русскими гармониями; делать так, чтобы народные сказки звучали для современного зрителя, как бы парадоксально ни прозвучало, как что-то очень генетически близкое и понятное.
Развитие жанра - за его распространением по стране и, конечно, кадрами. Как КВН способствует появлению новых людей в индустрии мюзикла? Почему юным артистам стоит верить, когда им в университете говорят: "Ты сможешь"? Всё это обсудили с выпускником ГИТИСа.
"Мюзикл - провокация на влюблённость", - Александр Шарабарин
Почему мы так хотим подпевать некоторым персонажам? И в чём сила парадоксов в рамках музыкального театра? Как учат играть любовь? И почему без неё в жанре, что называется, никуда?
- У нашего зрителя прям потребность! Потребность в сказке, потребность в высоких чувствах, когда ты на разрыв аорты хочешь кричать: "Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!" Желательно, чтобы об этом пели. Красиво! На французском! Почему у нас в Театре оперетты французские мюзиклы вошли в своё время в такой странный большой оборот? Потому что они в первую очередь про любовь. А нашим людям её всегда не хватает. По этой же причине в спектаклях, где любовью, казалось бы, и не пахнет, это чувство нарочито выдвигают на первый план, и это работает! - считает Александр Шарабарин.
В ноябре на фестивале и премии "Музыкальное сердце театра 2024" артист дебютировал в индустрии в качестве композитора, представив в рамках музыкальной лаборатории свой мюзикл "Тетрис". На вручении Премий фестиваля встретили и Юлию Дякину, артистку мюзиклов. Летом мы с ней поговорили о том, что каждый мюзикл - это завод, а спектакли Алексея Франдетти "Франкенштейн" (16+) и "Дорогой мистер Смит" (12+) - в равной степени доказательства идеи "человеку нужен человек".
"Чувство, когда в груди полыхает, - оно заставляет жить", - Юлия Дякина
Идеальное проявление любви в театре: поцелуй в щёчку или секс на столе? В какой момент на сцене артист вынужден сбросить маску и быть самим собой? Почему зритель ощутит слезу на щеке, когда артисты обнаружат между собой чувство, что они хотят друг друга коснуться? В ситуации, когда в театр ходит лишь 1 % населения страны, может ли мюзикл влиять на сознание людей?
- Он для людей, которые хотят чуточку больше счастья. Привычка "копать" у зрителя есть, поэтому сказка как явление сейчас воспринимается довольно тяжело, - говорит артистка Юлия Дякина.
Как фанатка Касты и Басты стала "голосом принцесс" и почему пребывает в восторге от мюзикла на двух стульях о трагедии башен-близнецов? Сумасшедшая фантазия, когда ты не боишься быть неподвластным стереотипам. Именно на этом, по мнению артистки, держится творчество и мир. Её героиня в мюзикле-мультике "Дорогой мистер Смит" убеждена, что каждый ребёнок не должен быть ничем обременён, иначе он даже не научится мечтать. Фантазия, которая может подарить его миру новые цвета, зачахнет - человек потеряется. В роли мистера Смита на сцену выходит Иван Ожогин - именно он помогает девчонке из приюта, которая не умеет быть такой, как все, разгадать один секрет, что есть у счастья - "чувствовать душой каждый миг, весь мир - он только твой"! А главное - сам начинает в это верить, и в "фарфоровом" фиолетовом человечке начинает биться жёлтое сердце.
"Шоу - оно в смыслах", - Иван Ожогин
В интервью разбираемся, почему интонациями играют лишь в плохом театре, за что Иван любит "нагруженные" тексты? Почему любую свою роль строит по закону: вышел на сцену одним человеком, а уйти ты должен совсем другим - должен измениться.
- "Ах" зрителя - для нас на первом месте, и вызывать его можно спектаклями разной формы. Мюзиклов должно быть столько, сколько есть. Достаточно их или недостаточно? Вопрос решается ответом на другой: спрос удовлетворён? Мне кажется, да. На спектаклях, где я работаю, залы полные. Думаю, мы развиваемся в правильном направлении, - делится Иван Ожогин.
При том, что на "Бал вампиров" с ним в главной роли люди ходили по нескольку десятков раз, артист замечает: для него вообще загадка, почему люди любят возвращаться. Сам же Иван сказал, что в своей жизни видел очень мало спектаклей не единожды, возвращаться и возвращаться хотел бы лишь на "Норд-Ост". Артист убеждён, мюзиклы, да и театр - это прощание с серостью будней, это про добро, про движение вперёд и вверх, про развитие внутреннее и духовное.
Пусть свет вашей звезды никогда не гаснет, а все театральные мечты сбываются: составы на мюзиклах будут "теми самыми", а любимые места всегда будут свободными. Где, если не в театре, лучше всего вспомнить о том, что любовь существует и бояться ничего не нужно, ведь каждый сюжетный поворот - он необходим. С наступающим!