Сходил на мюзикл и несколько дней или даже лет не можешь забыть музыкальные номера? В голове так навязчиво звучат мотивы? Получается, однажды вы попали на качественный мюзикл! Как создаётся музыка для этого жанра, как с её помощью можно развивать персонажа и как звучит любовь?
Ответы на эти вопросы мы будем искать с композитором мюзиклов "Декабристы" (12+), "Винил" (12+), "Три товарища" (16+), "День влюблённых" (16+) Евгением Заготом. Мы встретились с ним на премьере его нового проекта в Санкт-Петербурге - а-капелла-мюзикле "Айсвилль" (18+) в постановке Алексея Франдетти на сцене петербургского "Приюта комедианта".
- Евгений, давайте начнём с самого начала: что такое музыка для мюзикла?
- Я не знаю! (смеётся)
- Падам пада бам! (смеюсь)
- Это умение рассказывать истории и делать это по-разному. Музыкальный театр тем и хорош, что, если ты будешь говорить о разном, ты должен никогда не повторяться и постоянно искать новое звучание. Для одной истории сто авторов напишут кардинально разное - ты ведь отображаешь то, что у тебя в голове. Со временем у тебя появляется почерк, при том, что в каждом проекте у тебя может быть своя манера.
- А что в музыке этого жанра должно быть железобетонно?
- Хиты. Мотивы. Классные характерные номера. Шикарные массовые номера. И яркие характеристики персонажей.
- Как рождаются эти характеристики?
- Долго думать приходится: что это за человек такой? На кого он похож из знакомых? Как он ведёт себя каждый день? Какую музыку слушает? Если бы он спонтанно запел, что бы он запел? Как? Так и подбираешь стилистическую одежду.
- То есть процесс довольно отработанный, а чисто технически производить хиты - реально?
- Невозможно. Как и объяснить его формулу. Возможно, кто-то умеет писать хиты лучше, кто-то хуже. Скажу по своему ощущению и на своих примерах: в "Виниле" так называемых хитов много - просто там музыка расставлена так, что каждый номер - это законченная песня и там почти нет сквозных номеров. И было бы странно, если бы в "Декабристах" хитов было много. Наверное, это было бы неплохо (улыбается), но это дало бы эффект, который я ненавижу, - французский (когда классная история доводится до категории попсы). По крайней мере, в таких случаях берите плоские истории, и всё будет классно.
-А мюзиклы могут превращаться в попсу?
- Если так случается, значит, композитор в них использовал какой-то особый приём, который "зашёл".
- Допустим, песня стала настолько популярной, что абсолютно вылетела из контекста спектакля - это попса с кармическим знаком минус?
- Это счастье, если такое происходит. Не каждый автор способен на такое. Если песня становится популярной, то невозможно ничего сделать, ты обречён (улыбается). Но если честно, возьмём, например, песенку Герцога из оперы "Риголетто". Все знают, как она звучит, но те, кто приходят на оперу, очень удивляются тому, как она реализована. Особенно, когда звучит в опере второй раз на моменте глубочайшей трагедии. Да, кто-то боится, что текст его песни "разлетится" раньше времени, но давайте заметим, что сейчас, чтобы стать популярным, нужно просто пользоваться интернетом, а раньше в этом мире бардам приходилось бродить по миру, физически разносить свою музыку, платить шарманщикам, чтобы они пели то, что ты написал, - такие были PR-технологии.
- Расскажите о музыкальной драматургии мюзиклов. Как в музыке происходит развитие персонажей - от "ой, прикольный" до "извините меня, какая у него драма, я в слезах"?
- Существует арка персонажа. В первую очередь ты должен заявить характер персонажа, показать его состояние в исходных обстоятельствах. Потом он благодаря новым обстоятельствам выходит из зоны комфорта - музыка как бы меняет звучание, и зритель физически чувствует, что персонаж стал совсем другим. Ближе к финалу тема героя может иметь совсем иную характеристику, а может пойти реприза, но в абсолютно новой аранжировке. Лейтмотивы конкретных персонажей обычно претерпевают изменения: мажор на минор, например, или другой вариант диссонанса.
Смотрите, это всё приёмы, которые надо иметь в виду и знать, что они существуют, - их не нужно использовать везде просто потому, что они никогда не сработают одинаково. Иначе не было бы никакой головной боли у композиторов (улыбается). Как говорил Рахманинов, если бы в музыке всегда было важно что-то одно, никакого фокуса бы не было.
- Как так складывается, что одни музыкальные номера две минуты, а другие семь - от чего это зависит?
- Здесь всё зависит исключительно от количества событий. Может быть так, что на событие у героя реакция "одноклеточная", а, возможно, он споёт часть "а", "б" своего монолога, и тут другой персонаж приносит ему известие - музыкально происходит переломный момент, герой должен вокально на это среагировать - идёт бридж. Вот вам и все шесть минут. У каждой минуты должен быть смысл, не надо искусственно удлинять - музыка не придумана, чтобы путать, она в мюзикле объясняет персонажа.
- Хороший мюзикл можно смотреть с закрытыми глазами?
- Оперу можно. Мне кажется, есть спектакли, которые можно просто слушать: "Отверженные", "Шахматы" (12+) - это примеры, когда музыкальный материал настолько сильный, что я осмелился бы сказать, что он тут даже сильнее, чем драматургия.
- К презентации музыкального материала, который планируется раньше самого спектакля, многие относятся очень полярно. Вы за или это сомнительная история получается, когда человек идёт чисто на любимые хиты?
- С этим нужно быть осторожным. Вбросы обязательно нужны. В конце концов треки - это так называемые тизеры. А чтобы люди к тебе в театр пришли, иногда нужно им что-то дать услышать и в это время выделиться на фоне того, что они уже слышали.
- В музыке есть что-то невозможное?
- Музыке подвластны эмоции. Информацию передать можно, но это, скорее, станет
проблемой, чем классным решением. Поэтому для информации есть текст. Музыка ради информации не очень интересна, и тогда возникает вопрос: "Зачем она нужна?". Давайте лучше вообще без неё - всё должно решать свои задачи.
- Мюзикл без музыки - парадоксально, но как оказывается, возможно. Евгений, как рождался первый а-капелла-проект в этом жанре?
- На самом деле а-капелльная музыка не сильно отличается от формы той музыки, которую мы обычно подразумеваем под этим словом. Здесь точно так же нужно написать тему, совместить её с песенным текстом и сделать не музыкальную, а вокальную аранжировку. Конечно, иногда во время разработки партий я пользовался музыкальными инструментами, но у нас есть номера, которые стандартным способом не напишешь (улыбается), - у нас много саунддизайна - хлопки, бодиперкашен (в качестве инструмента используется тело, а не голос - прим. ред.). Мы старались максимально расширить палитру звуков и использовали всевозможные краски. У нас появляется искусственный звук за весь спектакль лишь однажды, но и тот записывается в режиме реального времени при зрителях каждый раз прямо на сцене. У нас здесь нет ни одного звука, который можно назвать ненатуральным!
- Все "ту дю дю дю" прописаны буквами?
- Да!
- Получается, легче от того, что это а-капелла, никому не стало? И вам, как композитору в первую очередь, одной мелодией для голоса обойтись не удалось. Получается, писать для симфонического оркестра даже проще?
- Да, это проторенная дорожка. Вот написал ты тот же любовный дуэт, понимаешь, что сыграют его на скрипках или фортепиано, и хочешь-не хочешь - он классно работает, влияет на зрителя просто потому, что это красиво. А тут тебе нужно добиться такого же впечатления, используя только голоса. Но с другой стороны, есть номера, где голоса максимально необходимы. Песня Мэра, например, это же секс и занятия любовью в прямом смысле слова - только голоса здесь могли сработать должным образом. В то же время есть джазовый номер Евы - просто поставь туда квартет сейчас, и это будет просто классная джазовая песня. Поэтому, когда ты работаешь в формате а-капелла, без аранжировки не обойтись, наоборот, нужно придумывать что-то такое, чтобы потом приёмы можно было использовать как лупер (специальный инструмент - прим. ред.) в рэпе. Как мне кажется, чистое а-капелла в 21 веке без приёмов и фишек скучновато. Поэтому решил добавить технологических тонкостей. Кстати, когда писал демо для артистов, то и там одной мелодией не обходилось, - прописывал все дорожки, чтобы чувствовать весь музыкальный объём. Что касается мелодии, то в этом смысле проект не отличается от других работ - нужно было создать образы - задача решена, замерзающее нордическое звучание найдено. В музыке всё не просто так, музыка всегда решает задачи.
- Прошёл первый показ на зрителя. Не могу не спросить - как вам премьера?
- Чтобы всё было точно, как задумал, никогда не бывает. Масса факторов срабатывает, артисты партитуры затачивают под себя. Думаю, через год столь сложный спектакль придёт в идеальную форму. Сегодня же ребята прыгнули выше головы - это очевидно. Все ужасно нервничали, объектов внимания очень много: ушной мониторинг, ансамбль, мизансцены, световые точки, всё отыграть, ничего не забыть. Нужно время, чтобы всё окончательно встало на места. Если бы я не был композитором и просто пришёл сегодня в зал, ушёл бы под сильным впечатлением.
Фото автора и скриншоты Musical Universe