"Давай один на один": как развивались многопользовательские игры
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 19 октября 2024, 10:03  •  печать

"Давай один на один": как развивались многопользовательские игры

Игры на протяжении тысячелетий развлекали людей всех возрастов. Но также они стали отличным способом для оттачивания своих навыков, а навыки интересно проверять с другими людьми. Именно поэтому так популярны кооперативные, соревновательные и многопользовательские игры. В этом тексте рассматриваем, как развивались совместные игры и какие проекты повлияли на это.

Игроки часто спорят, какие тайтлы хочет видеть сообщество. Кажется, что в последнее время стали более востребованы качественные сюжетные проекты - с глубокой и интересной историей, проработанным миром, в который веришь, и всё такое. Но списывать со счетов онлайн-игры не стоит: Counter-Strike 2 (18+), Dota 2 (18+) или PUBG: Battlegrounds (16+) вовсе не собираются покидать топы Steam даже спустя годы после релиза.

Скриншот из игры Dota 2 (Источник: store.steampowered.com)

Эти игры уже стали соревновательной классикой, но индустрия прошла долгий путь до их появления, а ведь есть ещё кооперативные игры и игры с асимметричным геймплеем. Но обо всём по порядку.

Собиратели монет

1958 год. Пройдёт ещё много лет, прежде чем на карте de_dust2 из CS начнутся жаркие битвы, Рошан из Dota 2 ещё не начал ежедневно погибать тысячу раз за день, а виртуальные просторы Азерота ещё не заполнились ордами игроков. В этот год была создана игра Tennis for Two. Её геймплей был максимально понятен: есть "поле" с сеткой и есть точка-мяч, который два игрока перебрасывали, почти прямо как в настоящем теннисе. Задумка простая, но она показывает, что совместная игра была заложена прямо в ДНК индустрии. В 1973 году порубиться уже можно было в аркадном автомате Pong Double - версии хита Atari под названием Pong. Обе игры мы вспоминали в тексте об истории киберспорта.

Уже аркадные автоматы позволяли игрокам полноценно играть вместе, причём в проекты разных жанров. В 1985 году в Gauntlet от Atari Games команда игроков бродила по подземелью, сражалась с монстрами и собирала сокровища - играть можно было в пати до четырёх человек. Проект стал одним из ранних представителей жанра hack and slash - игр, в которых основной геймплей заключается в сражениях с толпами монстров в ближнем бою. Gauntlet получила несколько продолжений, последнее из которых вышло в 2014 году. Как и многие другие фэнтези-проекты, корни Gauntlet ведут к Dungeons & Dragons - настольной ролевой игре, кооператив в которой является важнейшей составляющей.

Скриншот из игры Gauntlet (Источник: youtube.com)

Quartet тоже давал проводить время с тремя друзьями. Этот проект представляет ещё один классический жанр аркадных игр - run and gun. В таких тайтлах игрок или игроки передвигаются по карте и отстреливают противников. Игра Rampage (1986 год) предлагала команде до трёх человек стать гигантскими монстрами, которые превращали в руины виртуальный город. Этот проект, кстати, оставил свой след и в современной культуре - в 2018 году по мотивам него вышел фильм с Дуэйном Скалой Джонсоном.

Аркадные автоматы - это здорово, но рано или поздно игры обжились в домах геймеров, и любители интерактивных развлечений перебрались из залов к экранам телевизоров и компьютеров.

Кооп и киберспорт

Классика игровых консолей тоже включала возможность играть в паре. Такие игры, как знаменитая Contra или beat 'em up (игры, в основу которых положены рукопашные драки с волнами противников) Double Dragon (16+) и Streets of Rage (16+) позволяли играть вдвоём.

Позднее кооперативные или соревновательные игры часто становились хитами. Играть в коопе можно было в платформеры, а выяснять отношения и показывать, кто лучше владеет игровыми навыками, - в файтингах вроде Street Fighter (16+) или Mortal Kombat (18+).

Скриншот из игры Mortal Kombat (Источник: youtube.com)

В это время на ПК царили шутеры. Первый DOOM (18+) и так стал законодателем моды на динамичные жёсткие игры, а многопользовательский режим сделал это безумное веселье ещё и коллективным. Творение id Software можно было пройти в кооперативном режиме с несколькими игроками, а можно было зайти в режим Deathmatch, в котором геймеры становились противниками друг другу.

Позднее возможность состязаться с живыми игроками принесла славу сериям Quake (18+), Unreal Tournament (18+), а затем CS и множеству других франшиз. Режимы, в которых игроки бьются каждый сам за себя или командой на команду, стали важными для дальнейшего развития киберспорта.

Конечно, развитие многопользовательских игр не остановилось на соревнованиях. Параллельно появлялись и такие проекты, которые вновь объединяли игроков против общей угрозы. Одним из значимых тайтлов стала Left 4 Dead (18+) и её сиквел от Valve. В них команда до четырёх человек проходила карты, наполненные различными зомби, - некоторые из них имели особые способности: Курильщики могли схватить персонажа длинным языком и притягивать к себе, Жокеи запрыгивали на выжившего и лишали игрока управления, а Ведьмы просто сидели и завывали, не обращая внимания на игрока, если их не трогать…

Скриншот из игры Left 4 Dead 2 (Источник: store.steampowered.com)

В игре было несколько режимов, один из которых всё же давал любителям соревноваться такую возможность. Игроки могли также примерять роль заражённых и сражаться с выжившими.

Модель, сделавшая L4D популярной, потом встречалась в других играх. Одной из самых успешных стала Payday: The Heist (18+) и Payday 2 (18+). В этой франшизе игроки становились грабителями банков в масках. Payday предлагала большой арсенал, развитые ветки навыков, которые влияли на стиль прохождения: какие-то из них были заточены под скрытное прохождение, другие - под "громкий" подход.

Целые миры

Квинтэссенцией идеи совместных игр стали MMO - массовые многопользовательские онлайн-игры. История знает множество удачных и не очень опытов в этом направлении. Какие-то игры вроде Ultima Online (16+) от Ричарда Гэрриота стали классикой. Перед игроками здесь раскидывался большой фэнтези-мир, в котором могло произойти практически что угодно - даже убийство лорда Бритиша, правителя этих земель. Лорд Бритиш - это персонаж, за которого играл сам Ричард Гэрриот, который был неуязвимым для атак. Однако во время стресс-теста игры один из игроков бросил в Бритиша "Огненную стену" и, к удивлению всех, убил непобедимого персонажа - Гэрриот просто забыл включить себе особый режим.

Такие истории, которые помнят даже спустя годы, - одна из причин любви к MMO. Даже если какие-то интересные случаи не вышли за пределы игрового опыта одного из геймеров или его гильдии, они являются важной частью погружения. Огромные открытые миры, населённые живыми игроками, - это бесконечный генератор историй, которые потом передаются на форумах и в чатах.

Скриншот из игры EVE Online (Источник: store.steampowered.com)

Не все ММО-игры завоёвывают любовь на многие сотни часов, но есть те, которые довольно долго держатся за счёт фанатской любви и добавления нового контента.

В космических пространствах доминирует EVE Online (16+) - игра, которую сложно осмыслить. Она предлагает гигантские просторы космоса для изучения, игроки становятся пилотами, путешествуют, сражаются и вступают в крупные объединения, чтобы противостоять другим альянсам.

Но главной многопользовательской игрой всех времён и народов до сих пор считается World of Warcraft (16+), даже несмотря на периодически звучащую критику в сторону разработчиков из Blizzard. Азерот - живой и сказочный мир, полный своих героев и злодеев, причём как среди неигровых персонажей, так и самих игроков.

Такие разные игры

Возможность играть с ограниченным кругом друзей или сотнями незнакомцев даёт совершенно другой опыт, нежели сюжетные проекты, поэтому не все игроки могут найти баланс между хорошей историей и безудержным весельем в кооперативе.

Матчи в CS или зачистка данжа (подземелья) в WoW - это уже привычные будни геймеров. Но мультиплеер или кооп существуют не только в таких признанных и проверенных временем гигантах.

К примеру, есть такие специфические игры, как Agar.io. Как ни странно, но простота геймплея этой игры отлично отражает желание игроков побеждать и быть лучшим. Игрок принимает управление цветным кругом - бактерией, а полем битвы становится чашка Петри. Игроку нужно передвигать свой круг, поедая питательные гранулы, увеличивая свой размер и снижая свою скорость. Когда "персонаж" достигает достаточного размера, можно замахнуться и на другие круги.

Как и в любой другой соревновательной игре, зайти сюда просто, но удержать преимущество уже сложнее. И ещё сложнее заметить, как быстро за игрой пролетел урок информатики, обеденный перерыв на работе или дорога на метро.

А такие проекты, как It Takes Two (16+), возводят в абсолют идею о том, что играть нужно сообща. Двум игрокам на разделённом экране необходимо работать вместе, чтобы добиться цели.

Скриншот из игры It Takes Two (Источник: store.steampowered.com)

Существуют игры с асимметричным геймплеем - например, хорроры Dead by Daylight (18+) или Friday the 13th: The Game (18+) по мотивам известной франшизы. В них часть игроков принимает роль выживших, но ещё одному достаётся роль маньяка. Обычным беднягам нужно найти путь на свободу и спастись от убийцы, который будет их преследовать.

Сюрреалистичной вселенной Rusty Lake тоже оказались не чужды идеи сотрудничества. Серия квестов заработала любовь фанатов своим необычным, запутанным повествованием и происходящим на экране безумием в стиле Дэвида Линча. И вдруг внезапно, в 2022 году, выходит игра The Past Within (18+), в которую можно играть с другом. Сюжет этой части разворачивается в двух временных линиях. Один из игроков оказывается в прошлом, а другой - в будущем. Им нужно общаться и объяснять то, что они видят (иногда это очень сложно), чтобы совместно решать головоломки. Геймплей местами напоминает Keep Talking and Nobody Explodes (12+), в которой один из игроков пытается обезвредить бомбу, а второй с инструкцией в руках раздаёт ценные указания.

Скриншот из игры The Past Within (Источник: store.steampowered.com)

******

Хорошая история в игре - это всегда замечательно, но игровая индустрия на всех этапах своей истории показывала, как важно игрокам разделять опыт в одних и тех же проектах. Поэтому неудивительно, что многопользовательские игры привлекают внимание всё новых и новых игроков.

Главное фото создано с помощью Midjouney

Читайте также