Русалочьи сказки, лирическая клоунада и семейный театр. Омск на неделю захватят театральные эксперименты
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 21 сентября 2024, 18:48  •  печать

Русалочьи сказки, лирическая клоунада и семейный театр. Омск на неделю захватят театральные эксперименты

Рассказываем, что ждёт омичей на фестивале "Неделя экспериментального театра" в этом году.

В это воскресенье, 22 сентября, состоится открытие Межрегионального театрального фестиваля "Неделя экспериментального театра" (12+). Уже в 13-й раз проект объединит любительские, независимые и профессиональные коллективы из разных городов России.

"Неделя экспериментального театра" - это возможность познакомиться с постановками театров, ориентированных на эксперимент, участвовать в обсуждениях увиденного с экспертами фестиваля, а также посетить мастер-классы творческой лаборатории.

В этом году в фестивале участвуют 13 театров из шести городов России: Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Братска и Омска. Участников отобрали из 73 коллективов, подавших заявку на фестиваль. "Неделя экспериментального театра" станет пространством для диалога людей разных поколений. Тема фестиваля 2024-го - "В театр вместе".

- В этот раз у нас фестиваль тринадцатый, но от этого числа мы ожидаем только хорошее. Берём себе на вооружение, что тринадцать было любимым числом Вахтангова, поэтому надеемся, что всё у нас будет хорошо, театрально и, как всегда, в дружеской атмосфере, - поделилась с "Омск Здесь" один из организаторов фестиваля, создатель и главный режиссёр театра "ШуМиМ" Анна Козловская. - Мы подбирали спектакли, которые бы отражали тему нашего фестиваля. В афишу вошли постановки, которые можно посетить и взрослым, и подросткам, и детям. Есть спектакли для детской аудитории - например, сказка "Большой и маленький" (0+), которую представляют "Городские актёрские мастерские" из Екатеринбурга, есть постановки, которые будут интересны молодёжи, подросткам, а есть спектакли для взрослых, вечернего репертуара. Мы хотели привлечь внимание к тому, что театр доступен и может быть интересен всем зрителям, самых разных возрастов.

Фестиваль 2024-го демонстрирует разнообразие жанров - в программе сказки, драмы, автофикшн, притча, клоунада, трагифарс. Есть среди постановок и очень экспериментальные вещи. Например, паническая атака в одном действии. Такой жанр для своего моноспектакля "Тревожно" (18+) определила Нижегородская мастерская театральных экспериментов "5". Постановку покажут 27 сентября в 16:00 в кинозале ГЦНТ (ДИ им. А. М. Малунцева). Главный герой спектакля - мелкий чиновник, социопат. Коллеги по работе дразнят его "Сусли-Мысли" потому что он "отсиживается от жизни", спрятавшись в ванной. Самоанализ, рефлексия, триггеры и вечное ковыряние в своём прошлом - то, чем живёт этот человек, боясь выйти из зоны комфорта и признаться себе, что ты живёшь "как-то не так". Единственное светлое пятно в его жизни - воспоминания о несостоявшейся любви. Образ главного героя и всех остальных персонажей этой истории воплощает на сцене актриса Аделия Жамлиханова.

- Мы ни в коем случае не читаем нотации - как не нужно, как не стоит. Мы говорим: посмотрите, что случится, если вечно грызть себя тревогами. Мне кажется, этот спектакль - акт поддержки от нас современному зрителю. Мы с вами, мы рядом, каждому человеку тревожно. Мне было бы сложно воспроизвести это на сцене, если бы я не понимала, что ощущает герой, - рассказывает Аделия Жамлиханова. - Мне кажется, в какие-то моменты спектакля, возможно, зрителю будет неприятно, он захочет отвернуться, а какой-то момент - себя обнять.

Будут на фестивале и музыкальные эксперименты. Театр актуального искусства "1961" из новосибирского Академгородка представит омичам постановку "Русалочьи сказки" (16+) по текстам Алексея Толстого и мифам северных народов России. Показ спектакля пройдёт 23 сентября в 19:00 на сцене театра "Студии" Л. Ермолаевой. В основе сюжета - сказка о мистическом демоне Челбегене. Герои в ней мифические, но их боли очень знакомы обычным людям. Каждая история в спектакле имеет своё музыкальное сопровождение. В исполняемых актёрами композициях соединены славянские мотивы, тексты песен из 2000-х и неожиданные музыкальные инструменты.

- Спектакль "Русалочьи сказки" рождался прежде всего из звуков и песен. Мы исследовали разные музыкальные инструменты, и давно витала идея использовать их в спектакле. Поэтому значительную часть репетиций мы играли и слушали, пели и импровизировали… Иногда первой приходила песня, и под неё строился сюжет, а иногда наоборот. Создание любого спектакля - живой процесс, и никогда не знаешь, откуда придёт вдохновение, - делится режиссёр спектакля Дарья Шелковникова. - Мы никогда не думаем о том, что должен или не должен зритель. Главное, чего хотелось бы, - зацепить его внимание, удержать и сохранить на протяжении всего действа. А то, что зритель вынесет после, - исключительно его право. Мы не закладываем легкочитаемые смыслы, мы создаём мир, передаём ощущения. Каждый видит в спектакле что-то своё, и иногда это сильно отличается от того, что витало в воздухе во время репетиций. Но если спектакль породил у человека мыслительный процесс, вызвал эмоции и желание подумать, осмыслить - это уже успех.

Наш город на "Неделе экспериментального театра" будут представлять сразу три театра. В день открытия фестиваля, 22 сентября в 20:00, театр "Третий круг" покажет у себя на сцене постановку "Маленький принц" (6+) - философскую сказку по повести Антуана де Сент-Экзюпери. 25 сентября в 19:00 на основной сцене ГЦНТ театр "ШуМиМ" сыграет для гостей фестиваля драму с элементами мистического абсурда "Нехорошая квартира" (12+) по творчеству Михаила Булгакова.

"Нехорошая квартира" в представлении театра "ШуМиМ"

27 сентября в 19:00 на камерной сцене ГЦНТ омский театр "КС" представит зрителям лирическую клоунаду - "Оч(с)ень хочется тепла" (12+) - авторский спектакль, созданный в сотворчестве актёрами и режиссёром театра. Создатели постановки вдохновлялись творчеством выдающихся клоунов Леонида Енгибарова, Вячеслава Полунина, Бастера Китона. Режиссёр театра "КС" Наталья Козловская рассказывает, что к жанру "клоунада" коллектив шёл не один год. Актёр, работающий в нём, должен обладать опытом, образным мышлением, хорошими навыками в пластической школе и пантомиме. Погружаясь в тему, артисты театра создавали клоунские миниатюры, которые переросли в полноценный спектакль.

- Конечно, это очень сложный жанр, потому что он очень тонкий. Вообще, смешить или быть смешным - гораздо сложнее, чем, наверное, даже вызвать слёзы и сопереживание. А жанр "лирическая клоунада" - это такой смех сквозь слёзы, которого добивались мастера, чьим творчеством мы вдохновлялись, - рассказывает Наталья Козловская. - Название появилось ассоциативно, потому что многие миниатюры про взаимоотношения людей, про поиск "своих". Ну и потом - за окном осень, и, действительно, хочется быть с кем-то поближе, быть где-то, где уютно и тепло, и в душе хочется найти такое состояние, когда будет хорошо, понятно, спокойно, как в осенний солнечный день в компании хорошего или любимого человека.

По традиции в работе фестиваля примет участие экспертный совет - представители современного театра с богатым профессиональным опытом, демонстрирующие экспериментальный подход в творчестве. В их числе Татьяна Тарасова - режиссёр, старший преподаватель кафедры режиссуры ГИТИСа. Татьяна делится, что театральные фестивали в провинциальных городах для неё интересны тем же, чем и столичные - новым словом, остротой мышления, поиском и смелостью художественных решений.

- Понятие "провинция" весьма условное сегодня. Чтобы ощущать время, не обязательно быть в центре мира, интересен мир в центре художника, - делится Татьяна Тарасова. - Спектакль - это всегда высказывание. Мне интересно, какие темы поднимает постановочная группа, что волнует и какими средствами они рассказывают свою историю. Спектакль - это всегда боль, даже есть она сладкая.

Также на "Неделе экспериментального театра" актёров и режиссёров ждёт серия мастер-классов, а ещё на фестивале будет работать "семейная" лаборатория. Её проведёт режиссёр и театральный педагог из Екатеринбурга Татьяна Павлова. В лаборатории примут участие подростки, занимающиеся в театре, и их родители, а итогом работы станет совместный творческий показ. Татьяна едет в Омск впервые. Делится, что ей любопытно познакомиться и с городом, и с фестивалем.

- На мой взгляд, театральное творчество полезно всем, а в количестве семейном - это ещё один способ увидеть друг друга. Не с другой стороны, а просто увидеть. Увидеть, как мама не готовит, а танцует, но лучше - как чувствует. И наоборот - как мой ребёнок размышляет и ощущает жизнь, а не как учится, поел ли, снял ли шапку в подъезде, например, - рассказывает Татьяна Павлова. - От фестиваля мне хочется получить приятное удивление, опыт работы режиссёром в новых для себя условиях: я уже не раз ставила и спектакли в формате интенсива, и постановки с малознакомыми людьми, и в лабораторном ключе, и сторителлинги. А тут все эти мои умения соединяются в одном, мне опять же любопытно, как всё будет. Я жду этого процесса - создания эскиза.

"Неделя экспериментального театра - 2024" пройдёт с 22 по 29 сентября. В первый день фестиваля на крыльце Государственного центра народного творчества (ДИ им. А. М. Малунцева), а затем на его основной сцене состоится театрализованное открытие "НЭТ-2024" (12+). Всего в программе фестиваля запланировано 20 мероприятий. Все они ждут омичей и гостей города на основной и камерной сценах ГЦНТ Омской области (пр-т Мира, 58), на сцене Театра "Студии" Л. Ермолаевой" (ул. Химиков, 27), а также на камерной сцене Молодёжного театра "Третий круг" (ул. Андрианова, 1). С полной афишей фестиваля вы можете ознакомиться в нашем материале. На многие постановки билеты уже раскуплены, однако мы будем рассказывать вам о ходе фестиваля, знакомить с актёрами и режиссёрами, а также делиться фотографиями со спектаклей. Следите за нашими обновлениями!

Фото: архив "Омск Здесь", скриншоты программы "Свободное время"

Читайте также