Самый мистический писатель XX века на омской сцене! Театр "ШуМиМ" представил новую постановку - спектакль "Нехорошая квартира" (12+) по биографии Михаила Булгакова. Наш корреспондент побывала на премьере и пообщалась с актёрами и режиссёром.
Зрители увидят Булгакова на закате жизни - его здоровье стремительно ухудшается, писатель теряет зрение. Кремлёвские врачи говорят: "Это дело двух-трёх дней". В это время в гости к писателю приходят друзья и соратники по литературному цеху. Эти важные разговоры, задокументированные женой Булгакова Еленой, воспроизводят актёры.
Режиссёр спектакля Анна Козловская рассказывает, что к Михаилу Булгакову в театре хотели прикоснуться давно, однако не смогли остановиться ни на каком материале. Пока в руки не попала книга Павла Фокина "Булгаков без глянца" (12+). В ней автор исследует личность Булгакова, основываясь на воспоминаниях близких писателя и его дневниковых записях.
- Мы просто захлебнулись информацией о жизни Булгакова и решили, что этого уже достаточно на какое-то высказывание, - делится Анна Козловская, режиссёр спектакля "Нехорошая квартира". - Его жизнь нельзя назвать трагедией, но драма это точно. В жизни Булгакова было много событий, когда это могло бы перерасти в трагедию, когда могли бы опуститься руки, когда ни о каком творчестве и даже, может быть, о жизни не шло и речи. Но он перерабатывал, переживал все эти события и всё-таки находил мотив, чтобы писать, чтобы творить, чтобы любить.
На сцене параллельно существуют два мира - реальный и мистический. На первом плане квартира Булгаковых, а в глубине сцены - ожившие воспоминания, которые приходят к "уходящему" писателю. Люди, некогда окружавшие писателя, существуют в одном пространстве с героями булгаковских произведений.
Вот перед нами коммунальная квартира. В ней писатель жил в 1920-х и даже посвятил ей несколько строк:
"...свет электрический - странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней горит подряд,
И пролетариат очень рад".
Но вдруг в квартиру вбегает Аннушка, жалуясь, что разлила только что купленное подсолнечное масло. Смена мизансцен, и вот Булгаков уже оказывается на месте профессора Преображенского из "Собачьего сердца" и ведёт диалог с заявившимися к нему людьми из ДомКома. Режиссёр спектакля определяет жанр постановки как "драма с элементами мистического абсурда". Говорит, что такое определение - скорее некое предчувствие, в какую сторону размышляли авторы, создавая спектакль.
- Имя Булгакова овеяно мистикой, и в какой-то момент жизни это даже было спасением для него. Булгаков говорил: "Я - мистический писатель" и этим хотел себя немножко выделить из всех советских писателей, чтобы, грубо говоря, не писать какие-то агитационные вещи. А абсурд - потому что в его жизни были совершенно неожиданные, странные вещи. Он был популярнейшим писателем, его пьеса "Дни Турбиных" собирала аншлаги, сам Иосиф Виссарионович посещал эти спектакли, но тем не менее его не печатали, пьесы снимали. Какие-то абсурдные вещи, которые, кроме как мистическим стечением обстоятельств не назовёшь, - делится Анна Козловская.
В спектакле говорят и о драматической истории Булгакова с властью. Со сцены звучат справки из отчётов служб о деятельности писателя, а также отзывы в прессе того времени, из которых хвалебных было 3 и 298 "ругательных". Лишённый возможности печататься, писатель выдумывал для своих родных грустные и шутливые рассказы. В одном из них - "Фантастическом дивертисменте" - Булгаков встречается с Вождём. Их диалог актёры тоже переносят на сцену.
Исполнителя на главную роль искали не по внешнему сходству, а по способности тонко передать внутренний мир творческого человека. В ходе проб было решено, что воплощать на сцене образ Михаила Афанасьевича будет актёр театра "ШуМиМ" Данила Радищев.
- Когда наш художественный руководитель Анна Владимировна поставила меня на роль Булгакова, для меня это было неожиданностью - кто такой я, а кто - Михаил Булгаков?! Ну, постепенно мудрею, вхожу в эту роль. Признаюсь, для меня это честь, - делится актёр Данила Радищев. - Булгаков уже чувствовал, что он умирает, и от этого у писателя тяжёлые эмоции, переживания. А сам я ещё молодой, охота парить, летать Поначалу, когда мы начали ставить этот спектакль, мне было тяжело, я прямо не хотел входить в это состояние тяжёлое. Но, знаете, потом как-то уже стало нравиться. Через некоторое время какой-то рубильник у меня включился. Прихожу домой после репетиции и, напротив, чувствую лёгкость, удовлетворенность.
Женские образы в произведениях писателя имели реальных прототипов. В последние годы Булгаков пишет свой главный роман. Жизнь Булгакова перекликается с судьбой Мастера. Когда в 1929-м писателя перестают печатать, спасение он находит в любимом человеке - жене Елене, которая стала прообразом Маргариты и была с писателем до последнего дня.
В спектакле нашли отражение три истории любви в жизни Булгакова, а ещё зрителей ждёт встреча с Белой королевой - её прообразом была мать писателя.
- Белая королева появляется всего один раз, но у неё большой монолог. Он из произведения "Дни Турбиных", но всё равно он перекликается с детством писателя. Описание комнаты, элементов мебели, часов - оно настолько наполнено теплом, светом! Мне кажется, эта отсылка к детству автора очень важна, - рассказывает актриса театра "ШуМиМ", исполнительница роли Белой королевы Юлия Петренко. - Это большой непрерывный монолог: я ни с кем не общаюсь в этот момент, просто держу внимание зрителей, причём довольно долго. Для меня это новая, необычная актёрская задача - именно передать атмосферу монологом. Представляю в этот момент такой же дом из своего детства - эта параллель и помогает мне настроиться.
Совершить вместе с актёрами путешествие по жизни и творчеству Михаила Булгакова можно осенью. Следующий раз "Нехорошая квартира" откроет двери на "Неделе экспериментального театра" в Омске, которая пройдёт с 22 по 29 сентября. Следите за обновлениями в группе театра "ШуМиМ".
Фото: скриншоты программы "Свободное время" телеканала "Продвижение" в Омске