"Передача огня, а не поклонение пеплу": какая она - история "Академии русской культуры"?
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 26 мая 2024, 13:10  •  печать

"Передача огня, а не поклонение пеплу": какая она - история "Академии русской культуры"?

Как зарождался культурный форум, кто двигает "механизм" традиций и почему русская культура - это модно, - читайте в интервью куратора проекта "Академия русской культуры" Викторией Багринцевой.

На прошлой неделе в Омске прошёл уже седьмой культурно-образовательного форум "Академия русской культуры". В этом году его программа была посвящена хореографии. Омичи получили возможность посетить арт-классы, поучаствовать в городской вечеринке и стать зрителями стильного перформанса. В мероприятиях приняли участие известные российские специалисты - авторитетные эксперты и практики, изучающие, развивающие и распространяющие ценности традиционной культуры. О своём детище в интервью "Омск Здесь" рассказала директор Государственного центра народного творчества Омской области Виктория Багринцева.

- Виктория, расскажите, когда появилась идея создать такое событие в Омске? Кто стоял у его истоков?

- В начале 2018 года я пришла работать директором Государственного центра народного творчества, и "Академия" стала одним из первых проектов, разработанных в содружестве с Варварой Зениной и Алёной Малиновской. За нашими плечами было множество организованных фестивалей и праздников русской традиционной культуры, известных на всю Россию (в их числе омские "Егорий Хоробрый", "Покровская ярмарка", "Большие хороводы" и пр.). Все они обязательно включают образовательный компонент, ориентируются на аутентичность и создание среды для воспитания новых носителей традиций.

Было понимание, что наступило время взаимодействовать, создавать научно выверенный и "вкусный" контент, знакомить с успешными практиками включения народных традиций в современную жизнь, отмечать смелые, жизнеспособные и вдохновляющие проекты. Программы "Академии" совместно создавали Государственный центр народного творчества, Омская региональная общественная организация "Центр славянских традиций" и креативное бюро "Сельсовет". И это стало примером продуктивного межсекторального сотрудничества. Проект поддержали Министерство культуры Омской области, Государственный Российский Дом народного творчества им. В. Д. Поленова, Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, Омская Епархия Русской Православной Церкви.

- Какие цели были поставлены в самом начале? И менялись ли они со временем?

- И тогда, и теперь цель форума - актуализация нематериального культурного наследия (сейчас определяется как этнокультурное достояние) в качестве ресурса социального и экономического развития региона, презентация наследия как части актуальной культуры, обучение участников форума методам включения народных традиций в контекст образовательной, досуговой, экономической деятельности с учётом результатов научных исследований, с опорой на экспедиционные материалы. Мы воспринимаем "Академию" как проект-навигатор, помогающий определить в разнообразных информационных потоках главные векторы поисков собственных "культурных кодов", подлинных традиций, горячих трендов и формул успеха.

Основная аудитория первых форумов - работники культуры. Учреждения культуры несут ответственность за формирование адекватных этнических образов на сцене и в медиапространстве, при организации народных праздников и формировании туристского продукта, при разработке проектов по "проращиванию" традиций в повседневной жизни и брендированию территорий. И эти образы должны пробуждать чувство национальной гордости, объединять и воодушевлять.

Наша "Академия" была отмечена Министерством культуры Российской Федерации в рамках конкурса "Дом культуры. Новый формат", а организаторам присуждена Премия Губернатора за заслуги в развитии культуры и искусства им. И. Г. Андреева.

- Трудно ли было начать продвигать народную культуру в общественное сознание? Кто стал вашими соратниками в этом непростом деле?

- Тема мало разработанная, но очень актуальная на государственном уровне. 2022 год был объявлен Годом культурного наследия, был принят федеральный закон о нематериальном этнокультурном достоянии. Мы приглашаем потрясающих спикеров. Искусствоведы, этнографы, историки, культурологи, музыканты, дизайнеры, педагоги, чиновники, предприниматели, актёры, телеведущие, практики и просветители в рамках образовательных модулей и арт-событий делятся уникальным опытом, вовлекая в интереснейшее путешествие в мир "новых русских историй", "новой культуры со-участия", "нового народного" с сохранением надёжной "точки опоры".

Как ни парадоксально, наши эксперты-практики, работающие с нематериальным культурным наследием, выступают новаторами, сохраняя важнейшие смысловые и ценностные категории, они предлагают новые форматы презентации народного искусства, технологии продвижения и формы бытования традиций в современной, неаутентичной среде; демонстрируют глубочайшее знание подлинников и активную включённость в культуротворческий процесс. Они - "переводчики" с русского на "современный русский".

Традиции - это движение культуры во времени, они всегда актуальны, в них самих заложен механизм обновления (лат. traditio - передача), та самая "передача огня, а не поклонение пеплу".

- Какие проекты за это время уже реализовались в Омске и в области в контексте туристской, культурно-досуговой, художественной деятельности?

- "Академия" - обобщающий и рождающий проект, интенсив с расчётом на выполнение "домашнего задания", каждая новая встреча - это стратегическая сессия, "сверка часов", отчёт и расширение горизонтов. Один из важных итогов "Академии" - разработка и реализация проекта-программы ГЦНТ "Этнокультурный ландшафт Омского Прииртышья" - работа с этнокультурными брендами, основанными на объектах нематериального этнокультурного достояния региона. А перформанс "Крестики" - своеобразный отчёт о результатах "Ландшафта": коллекция модной современной одежды бренда VARVARA ZENINA, "визуальные истории" и целая линейка продукции с принтами крестинских "космических" ковров (кстати, почему мода с национальным акцентом не хочет в масс-маркет - мы рассказывали здесь). Ещё один удачный проект, родившийся из "Академии", - фестиваль сибирской культуры "Слетье" в Большеречье. Он вошёл в национальный календарь событий "Время отдыхать в России".

В результате проектной сессии на "Академии" родился, например, и проект Седельниковского района "Как самоходы Сибирь закадрили", посвящённый наследию белорусских переселенцев (именно от них в нашей области зафиксированы задорные и мудрёные кадрили). А в этом году уже был реализован Омским аграрным университетом международный проект "Российско-Белорусский форум сельской молодёжи "Кадриль": диалог традиций и культур". Делегация из Белоруссии побывала в Седельниковском районе, а студенты ОмГАУ "заразились" молодёжными вечёрками.

- Поменялся ли портрет зрителей/участников форума за это время?

- Радостно, что идеи "Академии" "прорастают" и в молодёжной среде. И мы находим единомышленников и последователей.

Каждый раз мы выбираем для образовательной части разные направления: театр, музыка, кухня, костюм, медиа и так далее. В этом году акцент был сделан на хореографии. Среди участников форума впервые были балетмейстеры, руководители сценических хореографических коллективов. С ними работали этнохореографы, задача которых была погрузить в первоисточник. И как отметили участники, появилось множество идей для творческих интерпретаций.

- Есть ли уже планы на следующую "Академию русской культуры"?

- Планы есть. Мы рассматриваем каждую локальную традицию как сокровище, сейчас идёт выбор, какие именно окажутся в центре внимания.

- Почему русская культура - это модно и актуально в наши дни?

- Потому что это - космос, который над временем и без границ. Как писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв: "Русская культуросфера одна способна убедить каждого образованного человека в том, что он имеет дело с великой культурой, великой страной и великим народом".

Фото: Елизавета Медведева, скриншоты программы "Свободное время"

Читайте также