В Омске завершился фестиваль Новой музыки, на котором слушатели знакомились с симфоническими новинками. Концертная программа отразила многообразие состояний и настроений: возвышенность и свет, иронию, лёгкость и задумчивость. На концерте сочеталось, казалось бы, несочетаемое: песня легендарной группы The Beatles и романс, написанный в стиле русской народной песни. А 24-й Каприс Паганини - образец популярной классики, обрёл на омской сцене новые краски.
- Седьмой фестиваль был необычный, он выделялся среди предыдущих. Мы намеренно обошлись без провокаций в этот раз. Вместе с музыкантами и филармонией попытались найти новую красоту, которую нужно почувствовать, поймать, - отметил художественный руководитель и главный дирижёр Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев. - Своя красота была в эпоху барокко, классицизма, модерна, а какая сейчас красота? Мы хотим это понять. И произведения, которые были выбраны, мне кажется, отвечают этим критериям и самое главное - по-своему отвечают на этот вопрос.
Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева всегда с успехом проводит Фестиваль Новой музыки. Его отличает разнообразная драматургия концертов фестиваля, контрастные тембры произведений, редкие солирующие инструменты, а также палитра необычных красок.
- Удивляют жанры: и классическая симфония, и перформанс - танцевально-симфонический, и джаз. Сам концерт вместил концепцию целого фестиваля. Я получила огромное удовольствие. Мне кажется, в этом и особенность омского фестиваля - мы можем услышать совершенно необычные вещи, здесь не боятся экспериментов. И это эксперименты не ради экспериментов, а ради поиска интересных художественных решений, открытия новых художественных миров, - отметила музыкальный критик, профессор Московской консерватории им. П. И. Чайковского, главный редактор авторитетного журнала "Музыкальная жизнь" Евгения Кривицкая.
Финальный "Романтический концерт" для аккордеона с оркестром назван по одноименному произведению Михаила Броннера. По словам композитора, он рассказывает "о мечте - прекрасной, труднодостижимой, лишённой всякого прагматизма". Зрители вместе с оркестром поразмышляли, есть ли место романтике в современной жизни. Солисткой выступила Мария Власова из Москвы.
- Это полотно! Михаил Борисович, наверное, один из последних романтиков современного мира, и он воспринимает наш инструмент не просто как нечто прикладное, а как большой инструмент, может быть, равный своему партнёру - Симфоническому оркестру, - поделилась Мария Власова.
Прозвучал в этот вечер Концерт для фортепиано с оркестром композитора, пианиста и музыковеда, автора просветительских лекций Ивана Соколова, который в качестве почётного гостя посетил омский фестиваль.
- Для меня большое счастье и знаменательное событие исполнять концерт Ивана Глебовича. Два года назад, когда я впервые услышала сочинение, оно произвело на меня сильное впечатление. Оставило особенный след в душе своим мелодизмом, глубоким, светлым содержанием. В нём, хотя и завуалированно, слышатся церковные песнопения и отдалённо - цитаты классиков-романтиков. Думаю, это будет один из самых моих любимых фортепианных концертов, - отметила пианистка Марина Костерина.
Вечные темы дополнила непринуждённость "Шести вариаций на застольные темы" Александра Чайковского. Произведение исполнил кларнетист Игорь Фёдоров из Москвы, который уже играл "Вариации".
- Мы настолько хорошо друг друга знаем с оркестром, и особенно с дирижёром, играли ещё в старом зале, - рассказал Игорь Фёдоров. - Мы с полуслова понимаем друг друга, с оркестром уже друзья, которые поймут и поддержат. Мы настолько хорошо сработались, мне приятно быть единым организмом с ним. У вас один из лучших оркестров и дирижёров в стране. Это фантастическое соединения - зал, оркестр и дирижёр. Цените это!
Солист с оркестром сыграли также "музыкальную шутку" Ефрема Подгайца, скомбинировавшего песню The Beatles Michelle и романс Варламова "Красный сарафан". Прозвучало сочинение одного из самых востребованных современных композиторов Кузьмы Бодрова "Путеводитель по оркестру". 24-й Каприс Паганини по-новому зазвучал в исполнении разных групп инструментов. Знаменитая тема была исполнена в разных направлениях - от барокко до современной музыки - и стилях - от Баха до Моцарта.
- У нас очень продвинутая аудитория, которая не боится рисковать и услышать неуслышанное до этого времени. С такими смелыми слушателями мы будем идти вперёд. На концертах фестиваля зал пребывает в едином энергетическом импульсе, тонко чувствуют все грани и оттенки произведений. Зрители остаются на творческие встречи, задают вопросы, не отпускают артистов до позднего вечера. Это тот результат, к которому мы стремимся, - отметила директор Омской филармонии Ирина Лапшина.
На закрытии особенно ярко и полно раскрылась основная идея Фестиваля Новой музыки этого года - поиск красоты, гармонии, жизнеутверждающих смыслов и стремление, несмотря на все трудности и драматизм происходящих в мире событий, ощущать радость жизни.
Фото: Илья Петров
Ранее в рамках уже седьмого по счёту фестиваля были представлены музыкальные произведения для любителей танцевального искусства и композиции, написанные для детей. Так, на сцене Омской филармонии выступил театр современного танца "нОга". Артисты продемонстрировали пластические мини-сценки, которые стали изящным дополнением к разливающимся мелодиям. А актёр Омской драмы Александр Гончарук прочитал детские сказки под симфоническую музыку. Мелодии сопровождались песочной анимацией, которую создавал Драматический театр песочного искусства "Пески времени". 20 марта в рамках Фестиваля Новой музыки состоялся концерт Odna Zhizn. Гостям программы представили две музыкальные премьеры - российскую и мировую. С Омским академическим симфоническим оркестром впервые выступили солисты из Москвы.