Время года в Омске можно уверено определять по концертным программам филармонии. Фестиваль "Денис Мацуев представляет: диалог поколений" уже по доброй традиции даёт старт календарной зиме и предлагает согреться и уловить атмосферу грядущего праздника с помощью хорошей музыки. Юные виртуозы и уже хорошо известные публике музыканты играли в Омске три дня подряд.
В этом году фестиваль посвящён 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинов. Потому на первом концерте классического марафона пианисты отдали дань уважения гению русской классической музыки. Лауреаты международного конкурса П. И. Чайковского Сергей Давыдченко (Россия) и Джордж Харлионо (Великобритания) исполнили Рапсодию на тему Паганини ля минор и Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор.
Джордж Харлионо
Даже те, кто далеки от классической музыки, знают, что у Рахманинова кисть и растяжка пальцев были уникальными, - именно они, по некоторым данным, давали ему возможность творить за инструментом небывалые вещи. Однако современные музыканты в этот миф не верят. Они убеждены, что в исполнительском искусстве первостепенны ловкость и координация. И уж точно не длина конечностей позволила музыкантам занять лидирующие позиции на одном из самых престижных конкурсов.
- У Рахманинова были очень вытянутые пальцы. По сравнению с его мои очень коротки. Однако длинные пальцы для пианиста - очень удобное приспособление (улыбается). Главное, чтобы они были не слишком толстыми. Тем не менее можно вспомнить много известных музыкантов и с такой особенностью руки. Например, Брамс - у него были толстые пальцы, но он был отличным пианистом. Поэтому настоящему пианисту подходят руки всех форм и размеров, - рассказал "Омск Здесь" Джордж Харлионо. - Ещё будучи ребёнком, я следил за конкурсом Чайковского, и для меня это был уровень, на который необходимо равняться. Тот уровень мастерства, к которому нужно стремиться. Поэтому моё личное участие в этом конкурсе и моя вторая строка в списке победителей - очень важный опыт и большая честь. Безусловно, это поможет росту в музыкальной карьере.
На втором концерте фестиваля был исполнен золотой фонд классики: Первый концерт для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева, "Цыганские напевы" Сарасате для домры (на ней сыграла Екатерина Мочалова), "Венецианский карнавал" Арбана (солистом выступил лауреат конкурса П. И. Чайковского - трубач Семён Саломатников), а романсы Рахманинова исполнила солистка Мариинского театра Марина Баянкина.
С концертом Шопена к омичам вышел Денис Мацуев, а концерт Бруха для скрипки с оркестром исполнил солист Московской филармонии Павел Милюков.
- В каждом произведении есть уникальная задумка композитора, которую сложно донести в первозданном виде. Ты же не знаешь, с какой мыслью писал композитор, поэтому любой исполнитель всего лишь звено в жизни каждого музыкального произведения. Не сказал бы, что композитор тут является первым человеком, к нему это всё-таки тоже откуда-то пришло, - отметил скрипач Павел Милюков. - Такое созвездие сочинений и солистов, как мне кажется, верх мечтаний публики (улыбается). Что касается моего выступления, то мимо этого концерта для скрипки не проходит ни один музыкант любого возраста. Уверен, в зале будут студенты музыкальных учебных заведений, которые точно к нему прикасались. Ставлю перед собой задачу угодить всем, поэтому вдвойне волнительно. Но, конечно, на сцене главное - угодить самому себе.
Павел Милюков
Концерт третьего дня "Диалога поколений" назывался "И классика, и джаз". Вместе с мэтром жанра свободы Андреем Ивановым академические музыканты показали омичам, что и "стародревние" сочинения до сих пор живы и способны звучать максимально современно. Особенно, если дать волю импровизации во время их исполнения.
Нельзя забыть и о том, что каждый вечер вместе с солистами на сцену выходил Омский академический симфонической оркестр. Денис Мацуев обратил внимание на уровень музыкантов.
- На концерте царила химия, и понимающая тишина зала тому доказательство. Уверен, в зале были и меломаны, и те, кто оказался на классическом концерте впервые, и молодые лица - это здорово. К тому же концерт показал, что ваш оркестр находится в блистательном состоянии. Я был потрясён, насколько точно музыканты "попадали" в каждое произведение. Концерт, который мы отыграли, на самом деле очень сложен, маэстро Васильев превратился в настоящего художника. Поэтому я готов всегда быть с вами, с Омской филармонией, - поделился пианист, народный артист РФ Денис Мацуев.
Денис Мацуев
Симфонический оркестр, по словам артиста, является визитной карточкой города и магнитом для зрителей, а его коллектив - большая удача, ведь за музыкантов высокого класса в оркестровой индустрии идёт острая борьба, доходящая порой до "аукциона".
Однако полные залы помогают собирать и солисты. Денис Мацуев вернётся в Омск уже с новыми лауреатами конкурса Чайковского с началом следующей зимы. В "романе с публикой" перерывов он делать не намерен.
Фото: Елизавета Медведева