Сегодня создавать снимки не сложно, "остановить мгновение" можно с помощью множества различных фотоаппаратов и гаджетов. А профессиональную фотосессию – заказать в любом фотосалоне. Но до появления таких возможностей, фотография прошла долгий путь. О первых фотостудиях Омска и культуре создания снимков, "Омск Здесь" рассказал краевед, журналист Владимир Панасенков.
Панорама Омска, 1862 год (фото: А.Г. Тёмкин)
Первый фотосалон появился в Омске ещё до революции - в 1855 году, открыл его пионер профессиональной сибирской фотографии А.Г. Тёмкин. К тому времени в столицах - Москве и Санкт-Петербурге – уже активно развивалось фотодело. Омск в этом плане тоже не отставал. Город был купеческий, здесь квартировались военные, было много ссыльных. Последние в 60-е годы устремились открывать фотосалоны. Но до 1868 года жандармерия и администрация зорко смотрели, чтобы не фотографировались, а тем более не владели салонами – политические преступники. Однако этот запрет держался недолго.
Владимир Панасенков, краевед, журналист
- Фотосалон Тёмкина под вывеской "Сибирь" находился на почтовой площади – в районе пересечения современных улиц Жукова и 10 лет Октября. Тёмкин был переселенцем, специализировался он на семейных и портретных снимках. Процесс был сложный: каждую съемку, особенно портретную, обслуживало до 8 человек. Тёмкин практиковал также видовую фотографию. Именно ему приписывают авторство первого фото панорамы Омска 1862 года!
На панорамное фото попала даже первое трёхэтажное здание города. За свои работы А.Г. Темкин получил медаль "отцов" фотографического искусства Дагера, Ньепса и Тальбота.
Царские ворота, 1891 год (фото: Исаак Кесслер)
В 1870 году на территории современного Кадетского корпуса, в собственном доме хозяин одного из книжных магазинов города Исаак Кесслер открыл второе по счёту омское фотоателье. Он первым из омских фотографов-профессионалов активно делал не только салонные, но и уличные снимки - снимал городскую архитектуру, события. Прославил фотографа приезд цесаревича Николая Александровича, впоследствии императора Николаем II. В 1891 году к берегам Омска прибыл пароход "Николай" из Томска, цесаревич тогда возвращался из Восточного путешествия по стране. Николаю Александровичу был оказан пышный приём, даже изготовили большую деревянную праздничную арку. Исаак Кесслер за эти фотографии был удостоен "Большой медали Александра III" и "Письменной душевной благодарности Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича". По просьбе и заказу местной полиции фотограф снимал также заключенных омской тюрьмы.
Фотоателье Антонова (слева)
- Фотодело в Омске до революции развивалось очень быстро. В 1911 году в городе было уже семь фотоателье. В телефонном справочнике начала XX века упоминается номер ателье "Московская фотография А.А. Антонова". Его можно назвать преемником Кесслера. Это приезжий фотохудожник, прибывший из Тюмени, он был членом Московского императорского общества фотографии, - рассказывает Владимир.
Первая фотостудия третьего дельца фотографий появилась в доме самого Кесслера, а позднее - по улицам Тобольская (ныне Орджоникидзе) и Губернаторская (ныне часть Красногвардейской), на Дворцовой (сегодня часть улицы Ленина) и, наконец, на Любинском проспекте, напротив недавно построенной гостиницы "Россия". Это было первое профессиональное фотоателье в Омске. Электричество тогда только начинало входить в быт, лампочки давали тусклый жёлтый свет, поэтому все фотостудии работали до 4 часов дня, использовав дневнй свет. Антонов первый построил двухэтажный павильон с большим наклонным витражным окном, которое выходило на северо-запад. Это была особенность студии. Благодаря этому в помещение было хорошее освещение, что позволяло не пользоваться вспышкой и делать короткую выдержку. В фотостудии был большой зал с разными фотозонами, где создавались интерьерные фотографии. Фотограф сам выстраивал композиции, часто самостоятельно подбирая мебель.
В фотостудии располагался зал ожидания, здесь можно было познакомиться с работами автора, приготовить себя к съёмке. Здесь же была фотолаборатория, где Александр Антонов проявлял снимки. Участок для ателье был подобран выгодно - постояльцы гостиницы "Россия" часто посещали студию, чтобы оставить в памяти свой приезд в город. Сделать фото приходили и молодожёны, так как рядом располагалась Серафимо-Алексеевская часовня.
В 1907 году Антонов открывает в Омске свое фотографическое издательство, где пытается печатать открытки и фотоальбомы, использовав свои фотографии. В 1911 году он по просьбе городского распорядительного комитета освещает I Западно-Сибирскую сельскохозяйственную, лесную и торгово-промышленную выставку. Она показала, каких успехов добились сибирские аграрии с начала освоения края. За работы на этой выставке А.А. Антонов был удостоен золотой медали.
В ателье Александра Антонова можно было заказать и паспарту (фрагмент картона, на который прикреплялась фотография). Обычно, материал был импортный, и на него наносилась гравировка фотоателье.
- На таких старых фотографиях можно заметить различные аксессуары - мебель. Выдержка у фотоаппарата была большая – от 30 секунд до минуты. Всё это время человек должен был не шевелиться, поэтому на всех старых фотографиях всегда присутствуют столы, тумбочки или стулья, на которые можно было опереться, - добавляет Владимир Панасенков.
Фотоателье просуществовало до середины 30-х годов, затем его разрушили при благоустройстве сквера.
Очень известной была и фотостудия Иуды Катыша, появилась она в конце XIX века, чуть позже ателье Антонова, и располагалась на улице Думская. Фотограф еврейского происхождения переехал в Омск из Тюмени, где держал большую фотостудию. Фотограф продвинул коллективные снимки, заключая договор с каким-либо предприятием города и делая снимки сотрудников. Фотографии, паспарту ателье Кадыша были очень качественные с высоким разрешением.
До революции основными клиентами фотосалонов были люди, желающие запечатлеть какие-либо важные события жизни: рождение ребёнка, свадьбу, встречу товарищей. Однако фото стоило дорого, в конце 19 века за эту сумма можно было купить полкоровы. Поэтому позволить снимок могли только состоятельные люди: купечество, мещане, предприниматели, зажиточные крестьяне. К этому событию тщательно готовились: надевали новые платья, небогатые шили наряды сами, делали причёски.
После революции культура создания фотографий изменилась. Купеческая "богатая" фотография стала не актуальна, востребованы были утилитарные фотографии – на заводской пропуск и т.д. Однако в 1916 году через омскую почту было отправлено около 11 млн открыток с видами города, индивидуальными фотографиями. К сожалению, в стране не сложилась традиция подписывать фотографии, поэтому в любой антикварной лавке мы сможем найти пачки старых неподписанных фото. Однако они хороши тем, что могут нам рассказать о минувших временах, культурах и предках, благодаря чему не разрывается связь времен.
Фото: Владимир Панасенков