Автор: Валерия Зройчикова
Фото: Илья Петров
Нетипичные прогулки по Омску: Тайна ротонды на крыше завода Козицкого
и дореволюционная улица красных фонарей
"Омск Здесь" приглашает на цикл познавательных прогулок по городу. Наслаждаемся сибирским солнцем, ищем спрятанные легенды и учим свою историю по брёвнышкам, кирпичикам и табличкам в приятной и умной компании.
#ГуляемЗдесь
На прошлых выходных мы отправились гулять по улице Гусарова. Вместе с омским историком и краеведом Святославом Коноваловым мы увидели, как сегодня выглядит военный госпиталь, в котором лечился Фёдор Достоевский, полюбовались тремя яркими памятниками деревянного зодчества, оказались во дворе дома с квартирой, застрявшей между веками, а ещё не смогли пройти мимо арок между двумя послевоенными зданиями. Мы задались вопросом, почему одна из них выглядит ухоженной красоткой, а вторая - обиженной жизнью бедной родственницей. Святослав рассказывает, как так вышло.
- Арка, которая справа, отремонтирована, а которая слева - нет, хотя они обе относятся четырёхэтажному дому 1951 года постройки на Гусарова, 26. Они - часть архитектурного ансамбля этого дома, и по-хорошему, когда его ремонтировали, нужно было и эту арку тоже восстановить. Но, видимо, посчитали, раз она примыкает к дому на Гусарова, 24, её чинить не нужно. Хотя исторически этот дом арку тоже не просил. Она перекрывает часть рустованной лопатки, которая самодостаточна. Арки решили сделать, когда строили соседний дом, - делится краевед. - У меня друг живёт в одном из этих домов, он мечтает восстановить эту арку, чтобы был законченный архитектурный ансамбль, - говорит Святослав.
Тайна башни на крыше
С противоположной стороны улицы на нас смотрит корпус завода имени Козицкого. Большое индустриальное здание, которое выглядит очень атмосферно. Мы всё ещё стоим возле арок, и отсюда можно увидеть на крыше завода небольшую ротонду. Она проектировалась с определённой целью, но так и не использовалась по назначению.
- Все мы знаем корпус педагогического университета на Партизанской - сталинское здание 50-х годов. На его крыше есть планетарий, в котором проводят различные лекции про космос. Планетарий там задумывался изначально при постройке. Но это не самая ранняя ветка его истории, - рассказывает Святослав. - Педагогические кадры были нужны всегда, и здание пединститута было решено построить ещё до войны. И собственно, вот оно.

- Ну а башня так и не нашла своего предназначения, видимо, она не использовалась в советское время и была заброшена, - предполагает историк.
Купеческий дом у рынка
Через дорогу от завода Козицкого красивое двухэтажное здание салатового цвета (Гусарова, 31а). Это дом купца Павла Липатникова. По его заказу в Омске было выстроено тридцать кирпичных домов, из них двадцать сохранилось до настоящего времени. Как правило, это были доходные дома с квартирами, сдававшимися в аренду.
- Здесь в 1910 году открылось первое Коммерческое училище в городе, которое впоследствии преобразовалось в финансовый техникум на Партизанской. В советское время здесь была школа. Наконец-то нашёлся инвестор, который недавно отремонтировал дом и сдаёт его в аренду. Сейчас здесь находится магазин одежды, - поясняет Святослав.

За домом Липатникова обнаруживаем вход в Центральный рынок - тоже уже своего рода достопримечательность. Мой спутник отмечает, что рынок давно нуждается в ревитализации - как в ремонте, так и в комплексном осмыслении.
- Кстати, немногие знают, что муниципальные рынки в советское время задумывались как объекты гражданской обороны. В случае какого-то серьёзного происшествия на всех рынках должна быть организована раздача еды, медикаментов жителям соответствующих округов, - вновь удивляет нас Святослав.

Следуем дальше, и перед нами открывается большой массив частного сектора.
Спасти памятники деревянной архитектуры
Наш провожатый просит обратить внимание на средних размеров старинную деревянную избушку. На одних окнах наличники лишились части декора, на других - они вовсе отсутствуют. Интересно, что дом почти со всех сторон оброс современным жильём.
- Дом на Гусарова, 46 - кандидат на "Том СойерФест". В нём проживает три разные семьи, и я уже разговаривал с жильцами по поводу восстановления дома активистами движения. У них в ограде замечательная 15-метровая ель, под которой они вечерами сидят, летом там тенёчек и просто благодать. Многоэтажка построилась буквально у них во дворе, но они держатся. Им предлагали выкуп дома, но они отказались, предпочтя квартире свой дом, и я их в этом поддерживаю. Сейчас дом не мешало бы обновить, чтобы жильцы понимали, что владеют не рухлядью, а культурным наследием, - рассказывает Святослав.
На доме есть любопытная табличка: "Этот дом в 1963 году взят жильцами на социалистическую сохранность". Историк говорит, что если таблички "Дом образцового содержания" ещё встречаются по городу, то таких - остались единицы, что, конечно, добавляет этому строению свой неповторимый шарм.

Переходим дорогу и видим ещё одно деревянное здание, к судьбе которого неравнодушен наш спутник. Жилой дом Арефьева, построенный в конце 19 века.Последние несколько лет активисты ВООПиК трепетно оберегают его от сноса.
- Недавно я организовал здесь субботник. Мы подвыпилили кусты, собрали мусор. Делаем вид, что за ним следят, - делится Святослав. - В чём его ценность? В нём интересен именно ордерный декор - колонны, капители, фронтончик в виде треугольника, как у какого-нибудь древнегреческого храма. То есть то, что обычно встречается в каменной архитектуре. Ордерный декор для деревянного здания - это относительно необычно. В Омске буквально два-три таких дома. Более того, мы считаем, что здание перевезли откуда-то из деревни. Это видно по тому, как лежат брёвна.К концу 19 века это была частая практика. Многие не имели средств или не хотели строить дом в городе, и возводили его в деревне. И это был такой нормальный вариант, когда купец, живший в селе, позже приобретал землю в городе и вместо того, чтобы строить новое жилище, просто разбирал и перевозил свой деревенский дом.
Как рассказывает Святослав, дом раньше имел статус "кандидата" в памятники архитектуры, но потом был расселён и так и не взят под защиту. Появилась угроза сноса. После долгой борьбы членов ВООПиК за здание случился прецедент - усилиями неравнодушных омичей дому вернули надежду на охраняемый статус. Активисты надеются, что скоро старинное бревенчатое строение с древнегреческими мотивами уже официально объявят объектом культурного наследия.
- Кстати, на месте строящейся многоэтажки раньше был хлебозавод. В его основе была, скорее всего, старая купеческая лавка ещё царских времён, а вокруг - двухэтажное кирпичное строение уже советской постройки. Хлебозавод был здесь до 2010-х годов. Я помню, как в детстве ходил сюда, стучал в маленькое металлическое окошечко и покупал свежий хлеб, - вспоминает молодой историк.
На пути к башне
Вдруг на нашем пути появляются трамвайные пути. Небольшой участок - около ста метров. Раньше трамвай ходил по всей улице Гусарова, поворачивая с Гагарина, но в конце 20 века этот маршрут ликвидировали. Сейчас на оставшейся части путей проходит трамвай номер 7.
Вокруг нас уже заурядный частный сектор. Кажется, центр города, с которого началось наше путешествие, где-то совсем далеко. Плохо асфальтированная дорога, неухоженные тропинки, вечный шиномонтаж. У кого-то глохнет автомобиль, и компания мужчин помогает водителю решить проблему. Мы подбираемся к финальной точке нашей прогулки, которая была перед нашими глазами всё это время - водонапорной башне.
В Омске водонапорные башни появились в начале 20 века. Тогда город постигла беда - эпидемия холеры, смертность сильно превышала рождаемость, и нужно было привести в порядок систему водоснабжения. Башни относительно несложные по техническому решению, многоярусные. На самом верхнем ярусе находились металлические ёмкости, куда поступала вода, которую подавали снизу, качали насосами.

Башня на Гусарова появилась в 1914 году. Её высота - 36 метров, она выстроена в стиле модерн.
- Есть один современный краеведческий спор, - вдруг начинает рассказывать Святослав. - У фотографа Михаила Фрумгарца, который в 50-60-х годах снимал Омск и делал это всеобъемлюще, есть одна фотография: грязь, частные дома, мужчины укладывают шпалы и рельсы, стоит какая-то техника. Панорама улицы, а вдалеке - башня, очень похожая на эту. Считается, что это фото сделано на Гусарова. Но на фото башня стоит очень далеко, а улица Гусарова не такая уж длинная: если мы всмотримся вдаль, мы сможем увидеть, как автобусы выезжают с Госпиталя к Главпочтамту. Я заметил это несоответствие и обратился к карте города. И - эврика! Если мы найдём на карте улицу Маршала Жукова, приложим линейку, то увидим, что она визуально упирается как раз ровно в эту башню. Мы привыкли видеть башню в створе улицы Гусарова, и трамвай по Гусарова тоже ходил, поэтому эту фотографию атрибутировали именно так. Но по масштабу фотографии больше похоже, что это прокладка трамвайных путей именно на улице Маршал Жукова.
Фото Михаила Фрумгарца
В чём сходятся сторонники этих двух взглядов с разных точек города - башня является архитектурной доминантой восточной части Омска. Любуясь величественным строением из кирпича, почему-то отсылающим мысленно к архитектуре средневековых замков, мы прощаемся со Святославом и благодарим его за сегодняшнее пешеходное приключение.

Двигаясь обратно к центру, я размышляю о том, что Гусарова олицетворяет Омск в принципе: здесь можно встретить архитектуру, возведённую до революции, в разные годы СССР и в новое время. Ухоженные отреставрированные здания здесь соседствуют с ветшающими свидетелями своего времени. Я думаю, любителям контрастов стоит хотя бы раз пройти по этой улице от начала до конца. Совершить путешествие сквозь эпохи, как это делают каждый день жильцы одной интересной квартиры.