"Заплесневелых партитур нет": Камерный открыл неизвестного Вивальди
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 22 августа 2023, 11:03  •  печать

"Заплесневелых партитур нет": Камерный открыл неизвестного Вивальди

На какую аудиторию делает ставки Омский камерный оркестр? Как зрители попадают в филармонию и какими вопросами они задаются после концертов? Об этом узнаём перед открытием нового филармонического сезона.

Впадать в тоску по поводу окончания трёхмесячного "сезона счастья" в середине августа омичам не позволяет Камерный оркестр. Филармонический сезон ещё не начался, а музыканты уже презентуют новую программу. В репертуаре - исключительно произведения Антонио Вивальди.

Кажется, что лето - идеальное время для одноимённого концерта композитора, но нет. В этот раз со сцены звучат произведения, которые в Омске ещё не исполнялись ни разу:

  • Увертюра к опере "Арсильда, царица Понта";
  • Концерт для мандолины до мажор;
  • Концерт для двух виолончелей (в переложении для виолончели и альта) соль минор;
  • Концерт для трёх скрипок фа мажор;
  • Концерт для фагота ре минор;
  • Концерт для струнных и бассо континуо до мажор;
  • Концерт для струнных и бассо континуо ре минор;
  • Концерт для струнных и бассо континуо фа мажор.

- Вивальди у всех ассоциируется с чем? Верно, с "Временами года". Их практически все знают наизусть, но у композитора есть огромное количество музыки, которая со сцены звучит не так часто, - рассказал дирижёр Григорий Вевер. - Честно, я из интереса наблюдал за продажами, и уже за несколько недель до концерта не было ни одного билета. Это тот случай, когда совершенно незаигранная и редко исполняемая музыка вызывает у публики интерес. Приятно. Потому что я, как художественный руководитель камерного оркестра, не могу прогнозировать успех наших программ при их составлении. Конечно, фамилия Вивальди вызывает интерес, но переаншлаг вовсе не предполагался. Было удивительно, что программу-экспромт "Рок на струнных" мы повторили больше пяти раз. Мне только остаётся предположить, что у Омского камерного есть публика, которая его любит, которая готова приходить и на академические, и на экспериментальные концерты.

Нельзя отрицать: исполнение сочинений, которые публика узнаёт с первых тактов, - гарант отсутствия свободных мест в зале. О том, почему слушатели так любят ходить на популярную классику, мы побеседовали с Григорием Вевером ранее в одном из интервью. Но такой "хитовый" путь привлечения аудитории слишком прост и скучен. Поэтому новые рисковые программы, будь то рок или же недооценённые произведения классиков, помогают сохранять баланс между ориентацией на "симфонических новичков" и уже "прошаренной" аудиторией.

- Это наш первый концерт, состоящий чисто из музыки Вивальди, где не будет его главного хита. Мы играем менее известные произведения, мы постоянно учим что-то новое. Что именно играть, конечно, решаем не мы, но такого, чтобы мы играли и плевались, - нет. Наш репертуар нам нравится, - говорит солист оркестра Роман Верещагин. - Сейчас перед открытием сезона мы исполняем ещё не игранные нами произведения, поэтому всё время уходит на них - к репертуару грядущего сезона не готовимся. Но скажу точно, что будет интересно. Как минимум потому, что будут коллаборации с другими дирижёрами. Такой обмен руководителями действительно влияет на исполнение, говорю как музыкант (улыбается). Это не просто красивые слова, чтобы привлечь аудиторию, нет, человек, который стоит за пультом, реально влияет на то, как коллектив зазвучит. На результат, кстати, влияет и то, на каком инструменте играет дирижёр. Если дирижирует струнник, то, соответственно, струнной группе он может указать на особые нюансы, известные только профессионалам этого инструмента. Поэтому дирижёр-струнник не знает все до одного приёмы духовика. Это факт.

Кстати, дирижёр Омского камерного - кларнетист, поэтому с духовиками точно на ты. Однако из "своих" на сцене 17 августа появился только фагот.

Программа прошедшего концерта уникальна тем, что солисты всех исполненных "концертов" - не приглашённые звёзды, а музыканты оркестра: Юлия Пищагина (скрипка), Наталья Михеева (скрипка), Роман Верещагин (скрипка), Лилия Янгучина (альт), Анастасия Буторина (виолончель), Евгения Строкина (мандолина), Иван Подшивалов (фагот).

- Не каждый коллектив может похвастаться тем, что оркестранты могут спокойно встать и исполнить партии солирующих инструментов. У нас такие музыканты есть. А если говорить о Вивальди, то я люблю его музыку за доступность изложения эмоций. Он изъясняется просто и искренне - без лишних средств выразительности: у него нет усложнённых гармоний, сложнейших полифонических переплетений или сверхизысканной оркестровки. Нет, всё просто и лаконично, поэтому его музыка зрителям понятна и любима, - отмечает художественный руководитель и дирижёр Омского камерного оркестра Григорий Вевер.

- Вивальди - как август: утончённый и с оттенком грусти, лето заканчивается. В то же время он лёгкий, как ветерок с Иртыша. А вообще, приходишь на концерты и понимаешь, а так как мы в филармонии, то слышишь, что мир всегда меняется, музыка всегда новая, нет заплесневелых партитур, - замечает зрительница Наталья Скоряднова.

По словам Григория Вевера, для Вивальди идеально любое время года. Таблички "не слушать, не исполнять летом" композитор на партитурах не оставлял. Поэтому открывать для себя классику можно всегда.

- Я в этом году защитился, получил магистерский диплом и стал искать отдушину. Начал культурную программу с фестиваля "Золотая маска". Гастрольные спектакли уезжают, а филармония всегда здесь, всегда рядом. Поэтому решил приобщаться к классической музыке. Как это - за что я её люблю? За всё! За насыщенность и нюансы. Ты просто получаешь удовольствие, когда сидишь в зале. Ты в музыке растворяешься, и это здорово, - поделился зритель Омской филармонии Роман Фурутин.

- Первый раз в филармонию я пришла 27 лет назад (улыбается). С того момента хожу сюда три раза в месяц точно и знакомых привожу. Они приходят в восторг и удивляются тому, что люди реально ходят в филармонию. Удивляются исполняемой музыке. Когда камерный оркестр только презентовал "Рок на струнных", я с трудом затаскивала знакомых на концерт. Их реакцию описать не смогу, скажу лишь, что на следующий концерт, уже классический, мы пошли компанией из 16 человек. И теперь уже меня сами тормошат: "Наташа! Ну, когда уже?" - вспоминает фанатка филармонии со стажем Наталья Борисова.


Если и вы задаётесь этим вопросом, то мы раскроем все карты: 22 сентября Омский академический симфонический оркестр откроет 84-й сезон. Кстати, после закрытия предыдущего музыканты в отпуск не уходили. Вместо этого они сошлись в "Баттле" с Симфоническим Оркестром Ленинградской области. Забыли какой был исход? Вспоминайте, читая наш материал.

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также