Рок и классика соединяются в программе Омского камерного оркестра "Рок на струнных". Жанры не находятся в противостоянии, наоборот, дополняют друг друга, раскрывая краски и характеры музыки разных веков. Например, "Лунная соната" находит своё отражение в песне "Я свободен". За такие нестандартные прочтения известных мелодий публика и полюбила программу. 17 апреля "Рок" будет исполнен уже в пятый раз. Автор аранжировок исполняемых произведений и дирижёр концертной программы - Григорий Вевер.
О роли классики и рока в его жизни, о том, как выбрать концерт классической музыки, чтобы на нём "оторваться", и о том, как первая скрипка его оркестра вдруг стала первой электрогитарой, мы пообщались с Григорием Вевером - главным дирижёром Омского камерного оркестра.
- О том, как вы пришли к игре на кларнете и музыкальной жизни, вы не раз рассказывали в своих интервью, тем не менее, хочется начать с самого начала. Какой музыкой вы заслушивались в подростковом возрасте?
- В 14 лет я серьёзно увлёкся музыкой - тогда я уже понимал, что в этой жизни буду музыкантом. В то время меня интересовали классика и рок. С друганами мы заслушивались песнями Queen. Здорово было. Не скажу, что сейчас я могу что-то слушать (улыбается). Когда занимаешься музыкой, то уделяешь ей… всю жизнь: утром, вечером репетиции, замечу, к ним нужно подготовиться, плюс днём ещё преподавательская деятельность в училище. Уши умеют уставать, поэтому я ценю тишину. Да, в машине я езжу именно под её аккомпанемент.
- Чем классическая музыка может привлечь четырнадцатилетнего подростка?
- Думаете, не может?
- Я бы сказала, это случается не так часто.
- Мной двигал практический интерес: я любил подбирать ноты, читать их с листа, слушать музыку, глядя в партитуры. Мне было интересно, как музыка устроена: как переплетаются гармонии и почему это всё сочетается.
- То есть для вас музыка - это, в первую очередь, разговор о её технологии?
- Не так однозначно, но да. Музыка - безграничный мир эмоций, но если тумблер анализа услышанного перевести в режим "on", то музыка превращается в архитектуру. У меня, эта штука работает 24 часа в сутки.
- Говоря о "Роке на струнных", давайте проведём параллели между жанрами программы. Начнём с классики. Когда речь заходит о ней, что первое приходит на ум?
- Кто-то из великих сказал, классика - это три "Б": Бах, Бетховен и Брамс. Совершенно согласен, единственное, добавил бы ещё Моцарта. Скажу сразу, я не теоретик - я практик, но всё же постараюсь доступно рассказать о выборе.
Бах - удивительное явление. Используя минимум средств выразительности, он создавал полотна полифонической музыки. Полифония - это почти математика, игра в бисер: например, в фуге берётся тема, далее она излагается в обратном изложении, потом голоса вступают в инверсии, и потом всё это трансформируется во что-то совершенно новое. Умение совместить чётко выстроенную структуру и то, что она каждый раз цепляет зрителя, - это что-то нереальное для первой половины 18 века. Говорят, Бах - космос. Так и есть. Кстати, поэтому мы и начинаем нашу программу "Таинственный космос" с произведений именно этого композитора.
Бетховен - симфоническая мощь. Это совершенно другое восприятие оркестра, он переосмысливает его - насыщает симфонии масштабностью и глубинными смыслами. Кроме слова "мощь", на ум ничего не приходит.
Брамс - в чём-то продолжатель Бетховена. Говорят, первая симфония Брамса - десятая симфония Бетховена. Он продолжает традиции Бетховена, но добавляет в них чуть больше душевности.
Моцарт - это жизнь. В его сочинениях соединяются юмор, жизнелюбие, а главное, простота. Моцарт не пользовался сложным гармоническим языком - у него всё строится на трёх аккордах: тонике, доминанте и субдоминанте. В своих заметках он писал, что слышит произведение сразу целиком. Так вот сиюминутность, свежесть и скорость чувствуются.
- Григорий, а что для вас значит рок?
- Если следить за историей музыки, то увидим, что первая половина ХХ века подвержена влиянию джаза, но уже середина этого столетия - это переосмысление эпохи барокко, которое выражается во всех рок-композициях. Я разграничиваю академическую музыку и всё остальное (улыбается). Всё-таки рок - это что-то более повседневное, но мне нравится его лаконичность. В последнее время я с удовольствием слушаю "Арию". Ходили вот с дочкой на концерт Кипелова - кайфанули (улыбается). В школьные годы любил Deep Purple, Queen, Iron Maiden.
- Как вы в школе учились?
- Мама туда как на работу ходила (смеётся). Зато в училище с радостью поступил, с красным дипломом окончил его.
- В "Роке на струнных" вы смело экспериментируете с соединением жанров. Как выбирали, что с чем смешать?
- Есть у нас момент: я на клавишах начинаю играть "Лунную сонату" Бетховена, а виолончелистка в этот момент подхватывает и исполняет "Я свободен" Кипелова. Так же с произведениями группы Rammstein и Паганини. Здесь важно попасть в настроение, а они как раз по гармониям и ладу перекликаются.
- Рок-концерты с органичным вплетением классики - это привлечение аудитории на классические концерты?
- Да, расширение аудитории - одна из закладываемых идей. Название броское, думаю, у нас на каждом повторе программы в зале есть люди, которые впервые видят оркестр, и те, кто впервые приходит в филармонию. Есть и другие задачи, например, вывести коллектив из зоны комфорта. Так как все инструменты подзвучиваются, ответственность лежит на каждом. Как музыкант скажу, чтобы работа не была рутиной - необходима встряска.
- Остальные музыканты с вами согласны?
- Да, как ни странно. Что греха таить, не все музыканты со стажем сохраняют свежесть восприятия, у меня же коллектив очень быстро увлекается материалом. Хулиганские концерты - наша отдушина. На программе "Рок на струнных" первое отделение мы играем в классическом виде, а вот после антракта уже появляемся на сцене в рок-образах. Сейчас это подразумевается, а на момент первого концерта - я всего лишь предложил эту идею. Что вы думаете, в антракте жизнь за кулисами в тот день закипела: кто-то ирокез ставил, кто-то быстро красил волосы баллончиками - это была бомба! У нас есть две виолончелистки, которые работают с момента основания коллектива (Камерный оркестр основан в 1991 году - прим. ред.), так вот одна из них, Надежда Алексеевна, тоже поставила ирокез и выглядела просто потрясающе! Напомню, никто никого не принуждал. Это ли не показатель, что музыканты реально получают удовольствие от того, что исполняют. Не ожидал, что они настолько войдут во вкус (улыбается).
- Как родилась идея сделать первую скрипку первой гитарой?
- Стихийно. На одной из репетиций я случайно вспомнил, что наш первый скрипач Андрей Лопатин в молодости играл на электрогитаре. Разговор зашёл сам по себе:
-Ты же играл на электрогитаре?
- Да, было когда-то…
- Классно будет, если ты встанешь и "запилишь солягу".
Андрей Анатольевич - перфекционист. Если за что-то берётся, то доводит дело до совершенства. Так вот:
- Ой, у меня гитары нет, давно не играл…
- Гитару я тебе найду.
Снабдили мы скрипача инструментом. Спустя две недели, всё зазвучало так, как будто рок-звёзды писали для него. Девчонки, конечно, глаз с него не сводят ни на концертах, ни на репетициях (улыбается). После первого выхода в новом амплуа Андрей заказал себе инструмент, проникся, теперь просит больше выходов в роли "первой гитары". Мы видим, проект успешен, наверняка через сезон сделаем продолжение программы - обновим. Оркестранты уже сами предлагают материал, поэтому однажды всё воплотится. Опять же нельзя забывать, что зрелищно, когда скрипач кладёт скрипку, берёт гитару и удивляет парой соло. Если он будет весь концерт с гитарой - это перестаёт быть фишкой.
- О роковой части концерта мы с вами поговорили, хочу предложить вам развеять мифы о классической музыке: вы должны либо опровергнуть, либо подтвердить. Так вот, миф № 1: классику сложно понять.
- Не согласен. Зачем её понимать? Зрителю нужно отключить мозг и насладиться потоком ощущений. Нужно расслабиться и быть открытым к восприятию. Музыка сама за тебя всё сделает.
- Миф № 2: чтобы получить удовольствие от классической музыки, нужно обладать специальными навыками.
- Если музыкант играет увлечённо - транслирует эмоции (человек так устроен - он реагирует на них лучше всего на свете), а не показывает техническое исполнение текста, то никакие навыки не понадобятся. Поэтому нет, не нужно уметь что-то сверхъестественное, чтобы наслаждаться красотой звучания.
- Отойдём от утопии. Всегда же есть люди, которым на концерте скучно. Что им нужно сделать, чтобы прийти на концерт классической музыки и "оторваться"?
- Чтобы "оторваться", должно сложиться множество факторов. Как минимум и музыканту, и слушателю необходимо встать с той ноги. Если вам стало скучно на концерте - рано делать вывод: "Мне не нравится классика". Попробуйте тщательнее выбирать концерт, начать с чего-то благозвучного и знакомого. Смотрите, в человеке заложена радость узнавания. Когда ты слышишь знакомый мотив, то поневоле радуешься. Что-то новое, да ещё и с непривычной конструкцией - это дискомфорт для мозга. Поэтому для первых походов в филармонию я бы не рекомендовал эксперименты новой музыки. Авангардное звучание не всех цепляет, я бы сказал, его интереснее исполнять, чем слушать, а вот второй концерт Рахманинова любят все - это беспроигрышный вариант.
- Миф № 3: классика - вершина музыки.
- Соглашусь. Какое бы классическое произведение мы ни взяли, ты никогда не перестанешь удивляться его тонкостям.
- Как считаете, все мелочи вкладывались композиторами осознанно? Или же это в современном мире музыку изучают люди с хорошей фантазией?
- Безусловно, многое вкладывается сознательно, но здесь нужно обратить внимание на то, сколько в зале слушателей. Сколько их, столько и видений этого произведения. В какой-то мере слушателя и исполнителя можно назвать соавторами. Каждый воспринимает материал со своим опытом, поэтому и реакции на те или иные гармонии у всех срабатывают совершенно уникально. Тем и прекрасно живое исполнение произведений, ты становишься соучастником искусства. Самое же большое удовольствие - когда ты чувствуешь своё влияние на произведение во время исполнения. Ты слышишь смысл своих жестов. Да, ради этого стоит выходить на сцену.
- Миф № 4: классика написана раз и навсегда. Видоизменение и её интерпретации - запретны.
- Всё зависит от степени интерпретации. Если это динамические или темповые ремарки партитуры - допустимо. Но вот знаете, когда на классическую музыку накладывают бит: играют Моцарта под барабаны, например, это её убивает. В этот момент классика теряет метрическую свободу и начинает звучать примитивно. Однако, если использовать барабаны умело, то они могут пойти и на пользу: мы играем "Шторм" Вивальди под барабаны - в нашем случае это добавляет драйв и эмоции, обращу внимание, мы не загоняем музыку в рамки. Всё зависит от степени и контекста "кощунств" (улыбается). Есть же и обратная сторона, из-за рок-аранжировок кто-то слышит эту музыку впервые. Может, эти прочтения и приводят новых зрителей в зал филармонии.
- Григорий, вы ведь пишете все аранжировки для своих концертов. Как происходит этот процесс?
- Первый раз я с такой задачей столкнулся, когда попросили написать партитуры для "Симфообороны". Сначала хотел покрутить пальцем у виска, там ведь и названия некоторых песен стыдно в партитуре написать, но ладно - убедили. Просто переписать произведения Летова для всех голосов оркестра было невозможно, было бы скучно, пришлось добавить симфоническую фактуру и контрапункты.
- Сколько времени нужно на одну партитуру?
- Когда концерт завтра - то и за ночь укладываюсь (смеётся). Работать всегда лень. Всё зависит от материала, что-то нужно вымучивать, но, признаюсь, когда наконец начну, то очень быстро увлекаюсь процессом: какую группу инструментов сейчас включить? Кого потише, а кого вывести?
- Миф № 5: классику нужно слушать исключительно в концертном зале.
- Да. Хотя... Open air - это же не концертный зал? Нет, классику можно слушать везде! Как музыкант скажу про концерты на открытом воздухе. Если ты хороший исполнитель, то играешь для людей, и когда видишь, что сегодня твоя аудитория - это много тысяч человек, это вдохновляет так, что уже никакой комар тебя не остановит. На таких мероприятиях концерты классической музыки отчасти становятся рок-концертами.
- В чём сила живой музыки?
- В неповторимости момента.
- Почему в филармонии так легко дышится?
- А легко? Знаете, рад это слышать. Значит, не зря мы работаем и не зря проходят наши творческие трудовые будни. Жизнь кипит, пространство ею наполнено.
- Миф № 6: классика - это шедевры.
- А что такое шедевр (смеётся)? Исторически сложившееся мнение - довольно сомнительное явление. Вернёмся к Бетховену: сколько у него симфоний? Третья, пятая и девятая (загибает пальцы) - всё! А у него их девять. Почему какие-то произведения мегаузнаваемы, а какие-то забыты? Для меня это загадка. Плод хорошей рекламы того времени (улыбается)? Огромное количество музыки незаслуженно забыто - оно измеряется не топами, как это сегодня принято, а терабайтами. Не всё, что мы знаем,- шедевры. Именно так называемых шедевров мы и не знаем.
- Дирижёр - это волшебник с палочкой?
- Палочка не так важна - я за результат. Если тебя воспринимают музыканты, то хоть левой ногой дирижируй, но соглашусь, в этом символе есть что-то волшебное. Вообще, палочка - не такое раннее изобретение, её начали использовать только в первой четверти 19 века, это было чисто практическим решением. Дирижёр - не волшебник, но совместными усилиями вместе с оркестрантами, слушателями и, получается, мной (улыбается) может родиться магия, которой сегодня порой не хватает.
Фото: Елизавета Медведева