Автор: Екатерина Попеляш
Фото: Илья Петров
Нетипичные прогулки: "Железный кулак толкал его в спину", или С чего начинался городок Нефтяников
"Омск Здесь" продолжает цикл прогулок по городу. Сегодня мы вновь в районе, из которого вырос Советский округ. В городок Нефтяников гуляющие заглядывают нечасто. И совершенно зря. Улица Малунцева, которая и стала объектом нашего интереса, может рассказать о политическом сломе, произошедшем в СССР в 50-х годах.

#ГуляемЗдесь

В предыдущей части мы знакомились с первой половиной улицы, той, что ближе к Химиков. Эта часть строилась в период расцвета сталинского ампира, поэтому фасады домов выглядят интереснее. Что случилось с проектом со сменой архитектурной моды на "хрущёвский минимализм"? Узнаем прямо сейчас.
Вместе с экскурсоводом Юлией Петровой подходим к дому № 13, где жил основатель и первый директор омского нефтезавода Александр Моисеевич Малунцев. Назначение в Омск он получил в 1953 году, до этого работал на нефтезаводах в Баку и Краснодаре. В Сибирь Малунцев переехал из Москвы. В столице остались должность начальника Главного управления Министерства нефтяной промышленности СССР и хорошая квартира, в Омске его ждали стройплощадка размером в новый городок и комната в коммуналке.
Малунцев - весьма незаурядный специалист. Человек с огромным опытом взялся за этот рисковый проект. Что же им двигало? Действительно ли он был подвижником труда, как его описывают в наших краеведческих статьях, или был железный кулак, который толкал его в спину? Непонятно. Строительство нефтезавода в Сибири, в суровых климатических условиях - это слишком непредсказуемый проект. Нельзя было предугадать, достигнет ли он успеха. А в случае неуспеха никто бы его по голове не погладил, мягко говоря. Это ведь конец сталинской эпохи!
Юлия Петрова - экскурсовод, куратор и преподаватель Школы экскурсоведения и краеведения при ОмГПУ
Александр Малунцев действительно горел и работой, и строительством нового района. Он не был авторитарен, общался с рабочими на равных, но ценил принципиальность и профессионализм. Ему было важно возвести район со всей необходимой социальной инфраструктурой, чтобы решить бытовые проблемы нефтезаводчан и строителей.
  • Юлия Петрова
    Малунцев прожил не так много (умер в возрасте 54 лет - прим.ред.), он положил немало здоровья и сил на городок Нефтяников. Конечно, он личность обаятельная. Читаешь воспоминания и представляешь себе, как он ходит по заводу, здоровается с каждым заводчанином, интересуется, как дела. Известная история про шахматный клуб: Малунцев заметил, как рабочий нарушает трудовую дисциплину, играя в шахматы на рабочем месте, и озаботился тем, чтобы открыть при заводе шахматный клуб. Отчасти это полулегенда, но она не может не вызывать уважения и тепла по отношению к этому человеку.
К слову, дом № 13 изначально строился для руководителей нефтезавода. Он самый нарядный на улице. Фасад украшен лепниной, балюстрадами. В 1967 году, через пять лет после смерти Александра Моисеевича, на этом доме появилась мемориальная доска в его честь.
Следующее строение по левой стороне - Дом культуры им. Малунцева. Это доминанта не только улицы, но и всего микрорайона. В центр будущего квартала специально поставили учреждение культуры, а не административное здание, что было бы более логично для того времени.
  • Юлия Петрова
    Это даёт основание думать, что предполагался именно социальный городок, который наличием культурных учреждений будет подвигать людей к изменению нравов. Вся сталинская эпоха была нацелена на взращивание принципиально нового человека, отличающегося от того, который застрял в дореволюционном времени. Таким образом, доминантой выступает культурное учреждение, призванное облагородить рабочего. Ты после работы идёшь не в пивнуху, а в ДК - просвещаться, укреплять свой морально-патриотический дух. В этом чувствуется изначальная идеологически-воспитательная роль городка.
ДК нефтяников (так он назывался сначала) строили одиннадцать лет с 1954 года. Здание задумывалось помпезным - в духе классицизма, с десятью колоннами у входа, портиками, галереями. Однако во второй половине 1950-х в стране был взят курс на массовое строительство - быстрое и дешёвое. Уже реализуемые архитектурные проекты стали упрощать. Досталось и омскому ДК, возведение которого начало затягиваться. Сначала стройку заморозили после выхода постановления ЦК КПСС "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". А в 1961 году в Омск на совещание по проблемам нефтехимического комплекса приехал руководитель страны Никита Хрущёв. Он и поставил окончательный крест на всём "лишнем" декоре. Сталинскую неоклассику, в которой начали строить ДК, сменил более строгий советский модернизм. Уже сложенные кирпичные колонны пришлось демонтировать. Но вопреки распространённой легенде они исчезли не за одну ночь. Вместо них фасад украсили витражи и два панно авторства Михаила Слободина, олицетворяющие единство отдыха и труда, а также культуры и науки.
Дворец Культуры, 1968-1968 гг., из архива семьи Лосевских, Источник: pastvu.com
Открылся дворец культуры в 1965 году, уже после смерти Александра Моисеевича. В здании разместились творческие коллективы: театральный, цирковой, танцевальный, поэтический, а также кинотеатр. В 1988 году дом культуры получил имя в честь отца-основателя района. Подробнее об истории дворца в центре Мира и Культуры (конечно же, проспектов) смотрите в наших видеоматериалах здесь и здесь.
Дом культуры им. Малунцева разделяет надвое не только одноимённую улицу, но и проспект Культуры. Район в границах улиц Химиков, Нефтезаводская и проспекта Мира абсолютно симметричен, и проспект Культуры - его середина. Он берёт своё начало у Советского парка, который также предусматривался ещё на этапе проектирования района. На противоположном конце проспекта - детская поликлиника. Проспект до сих пор состоит из двух проезжих полос и двух тротуаров с зеленью.
  • Юлия Петрова
    Проспект - это ось района, он нанизывает важные в общественном смысле здания. Здесь и больничный городок, где рождались новые люди, призванные строить социализм. Далее учебное заведение, где эти люди получали образование. Затем место морального перевоспитания - ДК культуры. И наконец место отдохновения - парк. Любопытно то, что проспект Культуры зеркален. Он строился ещё по изначальному проекту, без "хрущёвского минимализма", но эта улица всё равно решена намного более скромно, чем улица Малунцева. Она менее украшенная. Эстетикой сталинского ампира обладают только две школы (две постройки 50-х годов, находящиеся друг напротив друга, занимала средняя школа № 84, ныне - гимназия № 84 - прим. ред.). А остальные здания декорированы очень условно, только эркерами, люкарнами и какими-то совсем небольшими элементами.
* Это не две одинаковые фотографии, это два здания по одному проекту. Они стоят прямо друг напротив друга, разделённые проезжей частью и пешеходной зоной.
Идём дальше и всё острее чувствуем "борьбу с излишествами". Часть улицы Малунцева от проспекта Культуры до Нефтезаводской застраивалась во второй половине 50-х, когда с жилых зданий "слетели" обильная лепнина и пилястры. Подходим к одному из последних домов на улице - высокой угловой четырёхэтажке № 25, которая задумывалась как полная копия дома № 1.
  • Юлия Петрова
    Что тут осталось от сталинского великолепия, которое мы видели до этого? Практически ничего - только карнизы, поддерживающие козырёк, и подкарнизные кессоны. И хотя это здание - часть ансамбля и циклично завершает всю улицу, оно разительно отличается от того, что мы видели в начале. Должна была быть совершенно симметричная композиция, как и положено рациональной классицистической схеме, но здесь абсолютно ничего нет. Это уже другая эпоха. Это показывает, как городок Нефтяников начинали с рывка, воодушевления, а потом потихонечку ушли в функциональное, лаконичное. Но сам район спроектирован очень хорошо и логично, всё в шаговой доступности. Здесь очень много места, чтобы люди могли жить вместе и что-то созидать.
Улица Малунцева может показаться не самой интересной для прогулок, но она обаятельная, как и человек, в честь которого названа. Приходите сюда за атмосферой добрососедства и умиротворения и загляните на соседние улицы, рассказывающие о стремлении нового человека построить новую жизнь.