Мы сидим на балконе в Тбилиси, лакомимся фруктами и обливаемся прохладным "Боржоми". Фоном виднеются горы с торчащими карандашами многоэтажек, в листве рядом стоящих деревьев слышится пение птиц. Мы визуально оцениваем время пешего восхождения на вершину ближней горы, вспоминаем вчерашний концерт шотландских панков The Exploited и ведём неспешный диалог про виниловые пластинки и их магию, а из комнаты доносится музыка с вертака.
Знакомство с музыкой - это универсальный способ самоидентификации и многогранный ключ для общения с интересными людьми. Вспомнилась большая биографическая статья про Мишку Япончика на развороте газеты "АиФ" в 2005 году: "Япончик явился к папаше Гершу, подарил ему немецкий граммофон, полсотни пластинок и пять тысяч рублей. По слухам, престарелому авторитету, давно подыскивавшему преемника, пришелся по душе 21-летний Мишка, романтичный и при этом весьма рассудительный". Мрачные персонажи 90-х, сохранившие страсть к коллекционированию пластинок…
Этот выпуск #МагииВинила я готовлю в солнечной Грузии, находясь у гостеприимного друга Никиты. Тем, кто не знает: Никита - лидер группы Altera Pars, которая на сегодняшний день имеет 10-летнюю историю и 4 альбома, в том числе и на пластинках. Он увлечён винилом и помогает нам добывать редкие материалы для коллекции. Благодаря ему фонотека "Механиков" значительно расширена и наполнена алмазами: редкий сборник Heavy Metal, Apollo 440 (которая не переиздавалась) и сборник новой турецкой музыки Lalalar.
У Никиты огромная коллекция винила, а сейчас в Тбилиси мы строим магазин. Он не просто знает каждую пластинку по названию, но готов рассказать о многих группах, если его внезапно разбудить ночью. Одна из таких групп The Cure (даже одна из татуировок у Никиты на руке - это изображение фронтмена группы Роберта Смита).
Я лично знаком с их творчеством поверхностно. Скажу лишь, что впервые увидел музыкантов в клипах на МТВ и подумал: "Какого черта чувак косит под Глеба Самойлова, это не есть хорошо!". И только позже понял, что Роберт Смит, по большому счёту, открыл целую вселенную и породил миллионы поклонников по всему миру.
В разговоре с Никитой открылось много интересных деталей о группе. Мы решили поделиться этим разговором с читателями рубрики #МагияВинила.
Никита: С группой The Cure я познакомился лет в 13 или 14 и в самом начале не придал ей значения. В 2002 году я ещё не занимался пластинками и услышал музыку ребят на одном из записанных CD без подписи. Мне показалось, что это лёгкий необычный рок, что-то заводное и интересное. Но тогда все слушали другую музыку, и в разговорах The Cure никто не упоминал. Я слушал их песни, но не особо. Во второй раз я встретился с их творчеством десять лет спустя, во время просмотра фильма "Ворон" (16+), главный саундтрек к которому - специально написанная The Cure песня Burn (англ. - гореть). Позже с открытием магазина виниловых пластинок я узнал немало стоящих групп. Однако The Cure для меня казались выше остальных. Тогда я стал активно собирать и слушать их пластинки, многие песни вдохновляли меня на творческие идеи.
The Cure (англ. - лечение) - британская рок-группа, образованная в Кроули в 1978 году. Несмотря на частую смену состава, фронтмен, вокалист, гитарист и автор песен Роберт Смит остаётся её единственным постоянным участником.
На самом деле история создания группы началась в 1973 году. Роберт Смит (фортепиано), Майкл Демпси (гитара), Лол Толхерст (ударные), Марк Секкано (соло-гитара) и Алан Хилл (бас-гитара) – ученики одного класса, дебютировали, сыграв на школьном шоу талантов под названием Obelisk, но о группе тогда ещё речи не шло. В начале 1976 года Марк Секкано создаёт группу, в которую пригласил Смита и Демпси, а также двух школьных друзей. Они называли себя Malice (с англ. - злоба) и в стенах местной церкви пели песни Дэвида Боуи, Джимми Хендрикса и Алекса Харви. В январе 1977 года музыканты стали называться Easy Cure (с англ. – лёгкое лечение), а 22 апреля 1978-го взяли имя The Cure. Тогда группа состояла из Роберта Смита, Майкла Демпси и Лола Толхерста.
Группа возникла во время бума постпанка, пришедшего в Великобританию на смену панк-року. The Cure записывали нигилистические, мрачные и наполненные трагизмом композиции, которые сыграли важную роль в формировании готического рока.
Дебютный альбом Three Imaginary Boys (англ. - три воображаемых парня) музыканты выпускают в 1979 году. А за пол года до его выхода публике представлен дебютный сингл - Killing an Arab. Из-за провокационного названия песня получила смешанные оценки. Группу обвиняли в расизме, поэтому во время издания сингла даже пришлось поместить на обложку надпись, отрицающую такую трактовку. На самом деле песня была написана под вдохновением от повести Альбера Камю "Посторонний" (16+).
Несмотря на ожидания, альбом не принёс большого успеха музыкантам. Лишь второй студийник 1980 года выпуска, более мрачный и угрюмый, Seventeen Seconds (англ. - 17 секунд) занял 20-е место в британских чартах. Эта музыка нашла продолжение в третьем (Faith, 1981) и четвёртом (Pornography, 1982) альбомах. Психоделика и мрачная атмосфера, царящие в треках, сделали The Cure законодателями готик-рока в Великобритании. Хотя сам Смит всегда был против, чтобы их сравнивали с готами.
Кстати, мотивы песни Faith (англ. - вера) хорошо известны поклонникам группы "Кино". Вслушайтесь в композицию "Спокойная ночь" (1988).
О влиянии The Cure на советскую музыку чуть позже. А пока продолжим историю британцев.
После выпуска четвёртого студийника Pornography (1982) существование группы было под вопросом, и Смит решил изменить её имидж. Начиная с сингла Let’s Go to Bed музыканты всё чаще стали записывать лёгкие, ориентированные на поп-сцену песни.
Благодаря серии удачных альбомов к концу 80-х популярность The Cure возросла, и группу причисляют к одной из самых популярных в жанре альтернативного рока. Вообще, коллектив стал одним из первых, кто смог войти в чарты и добиться коммерческого успеха, когда альтернативный рок ещё не стал частью мейнстрима. В начале 90-х сразу несколько синглов попали в Billboard Hot 100: Lovesong, Just Like Heaven и Friday I’m in Love.
Никита: попасть на концерт The Cure было моей мечтой. В России они были вдважды. Второй раз в 2019 году. Я увидел афишу музыкального фестиваля в Москве. Анонсировалось несколько сцен, на главной выступление "Дайте танк", Bosson, Royal Blood и других, а хедлайнерами значились The Cure. Конечно, я сразу же взял билет. Они играли более двух часов и полностью исполнили свои альбомы. Было круто, мои ожидания оправдались. Позже я узнал, что они ехали с большой программой сольных концертов с альбомами Disintegration (1989) и Bloodflowers (2000) и в это же время они вписывались в фестивали.
У этой группы большая дискография. Все альбомы являются экспериментальными. Роберт Смит сам пишет ремиксы на свои треки и частенько делает совместные вещи с другими коллективами в плане вокала. Сейчас они выходят не так часто. Последний группа обещает уже больше 10 лет. Периодически всплывают новости, что альбом будет такой-то или такой. Однако никакой конкретной информации про него нет.
Никита: Если пришлось бы оставить только одну пластинку из коллекции, мой выбор "единственной" пластинки этой группы менялся бы постоянно: два года назад это была бы одна пластинка, сегодня - другая, через два года - третья. Но на сегодня, по ощущениям, я бы взял с собой девятый студийник The Cure - альбом Wish (англ. - желание) 1992 года выпуска. В то время группа имела финансовую возможность арендовать большой особняк, в котором они жили и писали этот альбом. Это лёгкий альбом с большим количеством хитов, не такой задумчивый, как другие, более альтернативный, на мой взгляд. Понятно, что он не является таким популярным, как предыдущий, восьмой альбом группы - Disintegration (англ. - распад), который считается самым культовым, имеет самую крутую обложку и больше всего продавался. Но со временем понимаешь, что именно Wish заслуживает внимания. Музыка The Cure менялась, инструменты менялись, состав менялся, появлялись более экспериментальные альбомы, в Wish же - только альтернатива, которая вышла во время расцвета гранжа. Послушать это хотя бы раз - того стоит.
Альбом Wish не имел концепции, хотя сортировка была предложена, начиная с песни под названием Open и заканчивая песней End. Большинство тем были автобиографическими и касались эксцессов Роберта Смита с успехом. В композициях альбома - Open, From the Edge of the Deep Green Sea, Cut и End видно влияние нового музыкального направления под названием шугейз - альтернативного стиля музыки, который зародился в Великобритании в конце 80-х благодаря пионерам этого стиля - ирландскому коллективу My Bloody Valentine. Они стали фаворитами для самого Роберта Смита. Услышав их музыку, он заявил: "Это была первая группа, которая явно надрала нам задницу, и их альбом Loveless входит в число моих трёх любимых всех времён. Это звук, который настолько решителен, что он в истерике".
Когда первые альбомы The Cure дошли до советских музыкантов, они так впечатлялись, что нехотя копировали имидж, музыку, звучание. Что такое авторские права, в Советском Союзе знать не знали. И поначалу никто не догадывался, что за многими хитами стоит Роберт Смит. Это стали указывать значительно позже, когда меломаны получили широкий доступ к различной мировой музыке.
Яркий пример - группа "Алиса", их шестой альбом "Лесничий" и песня "Театр теней". Это песня, которая даже не заимствовала музыку, она просто один в один скопирована с Kyoto Song (второй трек с альбома The Cure 1985 года The Head on the Door).
Многие критики также отмечали влияние The Cure на музыку "Кино", "Агата Кристи" и "Смысловых галлюцинаций". Безусловно, влияние британцев было не только на "руский рок". Если окунуться в историю, то это культовая группа, без которой в мировой музыке была бы дыра. И сложно представить, кем бы её можно было заполнить.
Отличительной чертой The Cure является узнаваемый вокал Смита. Критики отмечали, что он не обладает широким вокальным диапазоном, но использование вибрато, нарочитое выделение ключевых слов, изменение скорости пения делают исполнение Смита эмоциональным и чувственным. Сам же Роберт Смит - легенда, этот человек вошёл в историю и будет понят ещё не одним поколением. Его можно сравнить с таким персонажем, как Игги Поп, он также просто творил, делал то, что ему нравилось, и шёл вразрез со временем, опережая его.
Кстати, песни The Cure использовались в нескольких десятках кинофильмов. Кроме картины "Ворон" для которой, напомню, была специально написана песня Burn, для сериала "Секретные материалы" (16+) записан трек More than This, а для фильма "Судья Дредд" (18+) (1995) - заглавная тема Dredd Song. Эти песни не выходили в альбомах и были впервые изданы в сборнике Join the Dots: B-Sides & Rarities в 2004 году. Песня Boys Don’t Cry дала названию фильму 1999 года "Парни не плачут" (18+), а Just Like Heaven - фильму "Между небом и землёй" (16+) 1995 года.
За более чем тридцать лет The Cure выпустили 13 студийных альбомов и 39 синглов. В марте 2019 года состоялась церемония включения The Cure в Зал славы рок-н-ролла в Нью-Йорке.
Полная версия записи спецвыпуска #МагияВинила из Тбилиси здесь:
Фото: Антон Котов