Виолончель, фортепиано, флейта, арфа и скрипка 20 апреля зазвучали в Органном зале Омской филармонии с особенными интонациями - молодые академические исполнители из ЦМШ - Академии исполнительских искусств поделились с публикой свежим взглядом на классические произведения. Каждая пьеса для них - калейдоскоп образов, а иначе в музыке нет смысла.
- Если ты просто играешь ноты, ничего не получится - интересно не будет никому. Музыка - это образы. Каждое произведение отличается не только техникой, но и музыкой. Когда ты говоришь "вторая часть концерта" - ну да, вторая, круто, а что ты из этого возьмёшь? Когда просто что-то написано, я не знаю, может, какому-нибудь композитору это о чём-то и говорит, но когда ты пишешь какое-то рандомное непонятное количество нот, то слушатель, конечно, не поймёт. Поэтому я уверена: все композиторы всегда что-то воображают. Даже если этого не слышно - образ был. Когда я играю, я представлю что-то испанское. Я не знаю, что там изображал Цабель, но для меня это точно танец: не пейзаж моря с китами, а что-то острое и возбуждающее, - уверена арфистка Ксения Курлович, исполнившая третью часть концерта для арфы с оркестром А. Цабеля.
Ксения Курлович
Воспитанники академии исполнительских искусств в Омске не в первый раз. С оркестром знакомы, и "спевка" с ним много сил не отнимает. Но на удачу музыканты не полагаются - каждый день работают над партиями. Даже после долгой дороги в Омск ребята отдают предпочтение репетициям, несмотря на то, что есть привлекательный вариант немного отдохнуть. К концертам они относятся серьёзно: знакомятся с акустикой зала, подбирают наряд, соответствующий программе.
- Баллады я всё-таки играю в чёрном, а сегодня у меня - фантазия Борна на темы из оперы "Кармен". Я на самом деле стараюсь вжиться в этот роковой образ, поэтому платье определённо должно быть красным. В Омске я уже выступала и возвращаюсь с желанием. Зал у вас очень хороший и технически комфортный - звук летит, и публика тебя хочет слышать, - поделилась Ольга Комкова (флейта).
Ольга Комкова
По словам музыкантов, секрет их блеска на сцене - многочасовые репетиции. Перед концертом налаживают контакт не только с дирижёром - важно видеть и слышать первую скрипку, так течение музыки лучше ощущается. А разрядить обстановку и успокоить волнующихся музыкантов помогает дирижёр.
- Сегодня в программе преимущественно концерты для инструментов с оркестром. Это сочинения, в которых раскрываются виртуозные возможности солирующего инструмента, и они же противопоставляются оркестру. Мы солистам иногда аккомпанируем, а иногда и соревнуемся с их партиями. Аккомпанировать, пожалуй, самое сложное, что бывает в дирижёрской профессии, поскольку, конечно, приоритет остаётся за солистом. Он его репетирует продолжительное время, знает его досконально, и мне нужно быть максимально чутким, чтобы создать эту лёгкую атмосферу свободного музицирования на сцене, - отмечает главный дирижёр Омского камерного оркестра Григорий Вевер.
- Я уже наизусть знаю партии оркестрантов. Поэтому "сыграться" с оркестром несложно. Да, каждый раз это звучит немного по-новому для меня, но это нестрашно, ведь другая интерпретация музыки идёт ей только на пользу. Вообще, я, как и любой мальчик, люблю и поактивничать, и в шахматах подумать. Математика мне интересна, потому что это мир интересных комбинаций. И да, я вижу пользу в своих увлечениях, например, пинг-понг развивает реакцию, а здесь, в музыке, она очень нужна. Музыка похожа на спорт на самом деле - партии, голоса в них постоянно соревнуются друг с другом, - добавляет виолончелист Адриан Маркевич.
Адриан Маркевич
На концерте юные таланты исполняют произведения, с которыми именитые музыканты гастролируют по всему миру. Ученики ЦМШ сегодня отличаются от них лишь "багажом": лет и количества выходов на сцену, но это их не волнует, ведь и они вырастут, и уровень их навыков ещё удивит мастеров. Хорошим настроением музыканты заряжены, поэтому с лёгкостью исполняют виртуозные соло.
- Все дети мечтают играть быстро, но с определённой методикой этого достичь не так трудно - задача решаемая. А вот медленная, певучая музыка - это по-настоящему сложная цель в работе. Но мы же учимся - есть система, которая подчиняется, во всяком случае у меня в классе, двум словам: "постепенность" - одно произведение следует за другим, от лёгкого к трудному; "последовательность" - педагоги меня поймут. Просто так выхватить произведение из ниоткуда не получится, даже если оно очень красивое, гениальное и прочее. При последовательности ученик не ощущает такое увеличение трудности игры на инструменте. К тому же музыка требует взрослости: взросления, развития мозгов, эмоционального развития, - говорит педагог виолончелистов Мария Журавлёва.
Ученикам ЦМШ, вышедшим на сцену, - от 8 до 16 лет, но они уже профессионалы, а выбор произведений - результат диалога педагога и ученика. Без него в классе Марии Юрьевны занятия не обходятся. А концерты - это тоже уроки, на которых музыканты учатся играть хорошо и показывать себя с лучших сторон. Играть с оркестром солистам интереснее, чем в одиночку: такое творческое взаимодействие будит в них азарт.
Александр Колесников
- С оркестром мы звучим очень красиво. Мне очень нравится играть на виолончели. Я люблю музыку, особенно минорную - она ещё красивее. Если в мире не было бы музыки, все бы ходили сутулые и злые и говорили: "Что ты ко мне привязался? А ты что ко мне привязался?". Короче, было бы всё очень плохо, а тут музыка играет красивая, кругом гармония, и это повышает людям настроение, - сказала Ольга Ушакова, занимающаяся игрой на виолончели.
Ольга Ушакова
Если педагог разрешил ученику выйти на сцену, значит, он уверен в своём воспитаннике на все 200 процентов. Но расслабляться нельзя: всего одна пропущенная репетиция может подточить годовой труд.
- Сегодня исполняю сложнейшую вещь - Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Фридерика Шопена. Дети, как правило, его не играют. Недетское содержание, поэтому историю нужно было понять, потому что, когда произведение писалось, Шопен был очень влюблён в женщину. Пожениться у них не получилось, и в этом концерте он высказывает всю свою любовь к ней. Это очень драматическое произведение. С технической стороны тоже много непростого. Это шопеновские особенности - техника должна быть пластичной. Начинать всегда тяжело, но постепенно количество переходит в качество, - отметила пианистка София Толстова.
София Толстова
- Концерт Баха, который я исполняю, - это тяжёлый путь человека к победе. В произведении он узнаёт боль, но в конце, конечно, обретает счастье. Подходить к серьёзной музыке не страшно, а интересно. Понимаешь, о чём играешь, и ноты сами собой складываются. Над Бахом я работаю с лета, произведение трудное: двойные ноты - это когда две ноты берутся на одну долю. Нужно было ещё научиться брать так, чтобы это выглядело легко. Но когда сыграешь произведение много раз, выходить к публике совсем не страшно, - поделилась виолончелистка Зоя Дуденкова.
Зоя Дуденкова
- От оркестра чувствуется большая поддержка. Мы ехали сюда с удовольствием, потому что играть с оркестром - это весело. Работать с дирижёром не страшно и интересно, он тоже нас очень тепло поддерживает, - говорит София Казакова, играющая на скрипке.
София Казакова
- Если у меня будет выбор: играть с оркестром или одному - я выберу первое. Это более громко и мощно. Чтобы хорошо выступить, нужна чёткость для попадания в ноты. Ещё выразительность нужна, потому что если ты будешь одинаково играть, то всем будет скучно и люди из зала уйдут, - сказал пианист Фёдор Кутузов.
Фёдор Кутузов
Несмотря на юность и обучающий характер концертов, о публике музыканты тоже не забывают. Искренность не оставляет зрителей равнодушными. В новом филармоническом сезоне музыканты из Центральной музыкальной школы ещё не раз выйдут на сцену Органного зала: осенью начнётся цикл их концертов.
Фото: Илья Петров