7 марта в Омске выступил известный коллектив "Хор Турецкого". Музыканты исполнили "Фонари от снежинок мерцающих щурятся...". Зал, конечно, поддержал "Омские улицы", тысячи голосов слились в Концертном зале Омской филармонии. И это неудивительно - на сцене дирижёр, знающий в какой момент "подмигнуть" залу так, чтобы петь захотелось каждому. Удивлял коллектив и своими премьерами.
Корреспонденту "Омск Здесь" удалось пообщаться с Михаилом Турецким - основателем, продюсером и дирижёром арт-группы "Хор Турецкого" и узнать, какую музыку он любил в юности, в чём феномен балладных песен и почему не нужно бояться дерзкого нарушения правил.
- Михаил, можем ли мы назвать "Хор Турецкого" - современной визуализацией нашего хорового кода или даже брендом многоголосия страны?
- Я хочу сказать так: многоголосие в чистом виде - штука сложная. Это для консерватории и оперного театра. Чтобы оценили многоголосие, нужно создать атмосферу для тех, у кого есть представление о высоком. Я всегда мечтал вывести хоровое пение на более широкую аудиторию, поэтому и создал новый жанр - арт-группа на эстраде. Мы используем многоголосие, почему бы и нет? Мы все по 20 лет учились музыке, но при этом мы не выставляем это напоказ с посылом: "Посмотрите, какие мы мастера". Не нужно этой статью "трясти". Стать должна быть априори, но не первым, на что обращают внимание. Многоголосие у нас - это инструмент, точнее, вид чар. Самое главное - энергетика.
- Вы сегодня, наверное, единственный дирижёр, не стоящий к публике спиной. Это отличие и позволяет вам называться арт-группой?
- Это наша основа. Сегодня залу нужно, чтобы Михаил Борисович повернулся к ним. Это чувствуется, мои глаза - чакра хорошего настроения (улыбается). Когда группа только собиралась, я сказал: "Приличные мальчики из хора должны быть с нотами, со статичным руководителем, стоящим спиной к публике, а мы не хотим, чтобы зритель умер от тоски". Мне, конечно, говорили: "Нельзя нарушать правила, которые существуют веками". Я отвечаю просто: кто нарушает правила, тот создаёт новые и двигает искусство вперёд. Как мы видим, это работает. С публикой сегодня нужно взаимодействовать любыми способами - это новая черта искусства. Люди хотят приложить свою руку к концерту - они хотят участвовать, а не быть свидетелями. Так что секрет успеха - соучастие гостей. Оно сегодня притягивает как ничто иное. Если ты можешь оказаться с публикой на одной волне, ты победитель.
- На ваших концертах звучат произведения разных веков и на разных языках. Однако кто-то сегодня выбирает русскоязычное исполнительство. Как считаете, даст ли это новый виток развития нашей эстраде?
- Язык в искусстве не важен - тут тонкие материи, дикцией они не выражаются. Всё решает энергетика. Поэтому англо-саксонская культура или славянская - неважно. Что должно развиться на эстрадной площадке страны, то разовьётся само. Ничто на это повлиять не может. Раньше было так: "Надо верить, любить беззаветно. Видеть солнце порой предрассветно. Только так можно счастье найти". Была поэзия, понимаете? Теперь мы слышим что-то от неё очень далёкое: "Забери меня пьяную домой". И ведь за это публика хорошо платит, так и пропагандируется современное "отравление мозга". Ладно бы это слушали люди осознанные, но нет - эта аудитория находится на наших концертах, а вот подобию искусства поклоняются восьмилетние дети - это самое страшное. Какое это развитие индустрии? Ответа нет. Поэтому я скажу так: в цензуре ничего плохого нет, и с ней можно публику поражать и заряжать.
- Многие сегодня отдают предпочтение молодёжным направлениям или просто "качающим" мелодиям. В чём шарм таких балладных мелодий, которым вы остаётесь верны?
- Ответ прост: здесь царят не тексты, а поэзия. Есть мысль. Это не ежесекундные веяния моды, не риторика на злобу дня - это то, что можно назвать нетленным, а значит и искусством.
- Чем заслушивались в своей молодости?
- У меня такой вкус специфический (смеётся). Я садился в машину с довольно классным магнитофоном и на всю громкость выкручивал динамики, чтобы слушать увертюру к опере "Тангейзер" Рихарда Вагнера. Классика в машине - это прям особое удовольствие тогда для меня было. Конечно, и без французского шансона не обходилось (улыбается). Всё нетленное человеческое мне не чуждо - это нормально, когда ты симфонический дирижёр с гнесинским образованием. Не нужно убегать от народа, но всё же важно, чтобы то, что ты слушаешь, не было музыкальными банальностями - оно на мозг всё-таки влияет.
- На концерте вы сказали: "Любить в одну сторону невозможно". Какой совет даст Михаил Турецкий: как быть с неразделённой любовью?
- К большому сожалению, неразделённая любовь - такая штука, в которую я не верю. Попробовать что-то сделать, конечно, можно. Попробовать побороться - не возбраняется, но это такая карточная история удачи. Не идёт, значит, не нужно. С чувствами играть опасно, поэтому если не любят, включи заднюю передачу в хорошем смысле слова. Не нужно разбиваться о скалы - сохрани способность любить и направь свои чувства туда, где они найдут ответ. Однажды обязательно найдут. С 8 Марта, дорогие женщины, верьте в любовь!
Фото: пресс-служба "Хора Турецкого"