Феномен самобытной рок-сцены отдалённого портового городка лесорубов объясняется тем, что эта культура Сиэтла как бы варилась в собственном соку, обретая свой неповторимый музыкальный почерк: правдивый, стремящийся к минимализму."Сиэтл для рок-музыкантов, словно Вифлеем для христиан", - точное высказываение, характеризующее самобытность той культуры того времени. Речь идёт именно про гранжевую рок-сцену городка начала 90-х, а не поздний коммерчески успешный постгранж, продвигаемый известными лейблами (Green River, U-man, Black Flag, Melvins, Skin Yard, Malfunkshun и прочих пионеров).Сиэтловская сцена на самом деле насчитывает сотни забытых коллективов, подробнее узнать о которых можно в киноленте 1996 года "Хайп" (18+).
Моя история любви к гранжу активно дополнялась новыми знаниями в период 2009-2013 годов. Знакомясь с творчеством рок-коллективов, я, сам того не понимая, из мозаики событий выкладывал одну большую цельную картинку воспоминаний. Музыка и чувства тесно переплелись с событиями тех дней. Например, при создании станции технического обслуживания фоном для работы звучала одна и та же пластинка Soundgarden / Superunknown (большая часть композиций отсюда включена в имеющийся на виниле сборник A-Sides (1997). А в конце трудового дня мы переодевались в спортивную одежду и на велосипедах мчали купаться на речку, осваивая бескрайние территории и радуясь нашей персональной, внутренней свободе... "Абсолютная свобода - это когда ты независим", - думалось мне тогда.
Мы уже говорили о самобытности Криса Корнелла и о становлении Soundgarden как родоначальников стиля гранж. Сегодня я хочу рассказать об их четвёртом студийном альбоме Superunknown (Супернеизвестность, Превосходный незнакомец - с англ.), который принёс музыкантам огромный успех. Он пять раз обрёл платиновый статус в США, трижды - платиновый в Канаде, золотой - в Британии, Нидерландах и Швеции. Разошёлся тиражом 9 млн копий по всему миру (310 000 только в первую неделю). Помимо дебюта в чарте Billboard 200, альбом возглавил чарты Канады, Австралии и Новой Зеландии.
В отличие от ранних работ группы, данный альбом демонстрирует более тяжёлое звучание. В него вошли 15 композиций и музыканты признавались, что им было очень сложно что-то вырезать. Участники группы отдельно друг от друга работали над материалом самостоятельно, а затем предлагали свои демоверсии коллективу, и уже все вносили свой вклад. Крис Корнелл отмечал, что здесь было больше свободы, чем на прошлых записях. Критики же подмечали, что в песнях Superunknown отражено влияние хеви-метала, но композиции более разнообразны и экспериментальны, причём некоторые песни имеют ближневосточный или индийский колорит (песня Half в исполнении Шепарда). А композиции Head Down и Black Hole Sun демонстрируют влияние группы The Beatles.
В лирическом плане музыка здесь мрачна и загадочна, большая её часть часто интерпретируется как посвящённая проблемам злоупотребления веществами, самоубийствам и депрессии, а также темам мести, уничтожения, уединения, страха, потери, смерти и открытий. Почти все песни в альбоме написал Крис Корнелл, за исключением Head Down и Half, которые написал Бен Шеферд (бас-гитара). Композицию Fresh Tendrils Крис создал вместе с Мэттом Кэмероном (ударные). Музой Корнелла была американская писательница и поэтесса Сильвия Плат - одна из основательниц "исповедальной литературы" в английской поэзии.
Продюсер альбома и музыкант Майкл Бейнхорн заявлял, что для достижения интенсивности Superunknown он искал влияния в европейской электронной музыке, такой как Aphex Twin в Великобритании и габбере - голландском жанре, описанном им как "одна из самых сырых в музыке".
- Let Me Drown
- My Wave
- Fell on Black Days
- Mailman
- Superunknown
- Head Down
- Black Hole Sun
- Spoonman
- Limo Wreck
- The Day I Tried to Live
- Kickstand
- Fresh Tendrils
- 4th of July
- Half
- Like Suicide
Обложка альбома (известная как Screaming Elf - англ. кричащий эльф) представляет собой искажённую фотографию участников группы, сделанную Кевином Вестенбергом, над чёрно-белым перевёрнутым горящим лесом. По поводу обложки Корнелл говорил:
- Альбом в некотором смысле связан с рождением… Рождением или даже смертью, погружением в то, о чём ты ничего не знаешь. Самое сложное - это закрепить визуальный образ, чтобы поместить его в такое название. Первое, о чём мы подумали, был лес в сером или чёрном цвете. Soundgarden всегда ассоциировались с образами цветов и пышных красок, а это было наоборот. Он всё ещё казался органичным, но был очень тёмным и холодным… В детстве я увлекался этими историями, где леса были полны злых и страшных вещей, в отличие от счастливых садов, в которые вы ходите…
В 2019 году он занял 9-е место в списке "50 величайших гранж-альбомов" по версии журнала Rolling Stone. Альбом получил всеобщее признание музыкальных критиков со всего мира. Альбом также был выпущен ограниченным тиражом на цветной 12-дюймовой граммпластинке (синем, оранжевом и прозрачном) в виде двойного лонгплея в конверте с разворотом.
Известно, что лето - это маленькая жизнь, когда каждый солнечный день люди стремятся провести время под открытым небом. Лично я промышляю речным бродяжничеством, сплавляясь по рекам, открываю неведомые протоки и исследую забытые промышленные объекты минувшей эпохи. Надувную лодку с лёгкостью можно упаковать в рюкзак, разложить и сложить на любом удобном берегу.
В один из дней я задержался на отдалённом от города пляже, ожидая прибытия Друзей, которые вернут меня в городскую суету. Упаковав лодку в рюкзак, я сел на него и приготовился приятно провести на твёрдой поверхности земного шара около двух часов.
Лучшая форма ожидания - чтение книг. С собой у меня была "Мифомания" Евгения Головина, довольно непростая рукопись с объёмными главами и множеством ссылок на иные источники. Требует длительной концентрации внимания.
Река же прекрасна на закате в тишине золота. Птицы словно замирают в небе, рыба беснуется на поверхности стеклянной глади воды, над макушками деревьев тянется лёгкая дымка...
Как правило, пляжи с лёгким доступом облюбованы стаями берёзовых обезьян, особой страстью которых является напоминание о себе в виде опорожнённых пивных сосудов и звонкого сквернословия. Я не любитель слушать чужие разговоры и сам стараюсь не шуметь в присутствии третьих лиц, дабы не отвлекать их от Понимания Мира. Но не слышать диалоги нарисовавшихся рядом бесцеремонных подростков было невозможно. Вся боль заключалась в том, что из десяти сказанных слов, восемь были матерными и не несли никакой смысловой нагрузки. Мало того, они ограничивались всего одним словом, нет, даже тремя буквами и, судя по всему, они служили упрощённой формой привлечения к себе внимания иных особей стаи. В это трудно поверить, но оказывается великий русский язык можно упаковать всего в три буквы!
Признаюсь, что сам являюсь ценителем и исследователем народного фольклора во всех его проявлениях. Знаю, что наши деды брали Рейхстаг с матом на устах и с ним же побеждали канадских хоккеистов в финале кубка 1981 года. Известно, что радиосвязь становится более чёткой в плане оперативного обмена данными. Да и на строительной площадке воцаряется порядок не без помощи изящной словесности... Но мат ради мата обесценивает многоэтажные заклинания Чернокнижников!
Закрыв книгу, я посмотрел в сторону источника шума. Всё, как вы любите: мятые "цитропаки пиффка" в корявых конечностях, татуировки на растянутой по костям коже, лица, не обезображенные интеллектом, затасканное нижнее белье цвета поздней осени и зашкаливающие эмоции при погружении туловища в воду. И конечно, восторг из трёх букв во всевозможных склонениях и восклицаниях. А далее - убогая форма имитации спасателей Малибу с неудержимой тягой прижимания тел к телам.
Интересно, сколько осознанного времени за всю жизнь родители посвятили их воспитанию?
- Какая разница, кто будет платить налоги, обслуживать нефтяную трубу или идти воевать? Если у туловища не будет даже головы, главное, чтобы функционировали конечности. Например, их можно использовать для игры на жестяном барабане. Достаточно всего две, - лукаво шептал в голове Борис.
- Не судить, а подавать пример! - зашипел голос Луки.
- Никогда себя ни с кем не сравнивай, всегда найдутся те, кто будут лучше или хуже тебя. В первом случае ты рискуешь озлобиться, а во втором зазнаться, - подключился голос Матвея.
И тут мне явственно захотелось, чтоб машина судного дня какой-нибудь враждебной инопланетной цивилизации направила все орудия на этот самый пляж.
- Вызываю огонь на себя, вызываю огонь на себя! Невинны они в злобе своей, - шутливо шептал я кровососущим насекомым.
Рука Друга тронула моё плечо:
Оценить звучание виниловой пластинки группы Soundgarden можно в Клубе "Механика" в один из "Чёрных Четвергов" (Че/Че) (18+). Другие материалы рубрики #МагияВинила можно найти здесь.
Фото: Антон Котов