Ещё немного, и земля завершит очередной оборот вокруг Солнца, а это значит, что самое время соблюсти традиции и проводить старый год. Кто-то будет раздавать долги, кто-то испечёт традиционные для проводов блины, а редакция сайта "ОмскЗдесь" подведёт свои собственные итоги - настольные.
Может показаться, что в 2022 году вышло не так уж и много новых настолок - сплошные предзаказы на год предстоящий. Так ли это? Зависит от того, нуждаетесь ли вы и ваши друзья в локализации любимых игр на русском языке, однако наши настольные итоги сумеют обрадовать все категории игроков.
В этой статье мы собрали самые необычные, красивые и громкие настольные новинки 2022 года, а также горячо ожидаемые локализации более старых игр, которые добрались до русскоязычных настольщиков только сейчас. Не забыли мы и про отставшие от графика настолки, попавшие в руки игроков по всему миру лишь к началу уходящего года - нальём опоздавшим "штрафную" и поставим в ряд с остальными.
Итак, какие шедевры настольно-игровой индустрии принёс нам 2022?
Культура Древнего Египта пестрила божествами на тысячу различных случаев. Не меньше четырёх богов солнца, божества погребального культа, богиня радости, богиня Нила - перечисляя всех, недолго и самому усохнуть в мумию. Да и сама история показала, что такой огромный пантеон всевышних не пережил хода времени и существует только в виде исторической хроники.
Но как именно исчезли из современной теологии древнеегипетские боги? Ответ на этот вопрос решил дать Эрик Лэнг - автор таких настольных игр, как "Кровь и Ярость", "Восходящее Солнце" и "Ктулху: Смерть Может Умереть". "Анх" завершает его цикл игр о древних культурах и религиях, выводя древнеегипетских богов на тропу конфликта, цель которого - выживание в памяти людей.
Игрокам в роли различных объектов поклонения древних египтян придётся бороться за место в памяти людей, захватывая ключевые территории армиями своих последователей, укреплять веру народа в самих себя, а также готовиться к одному из четырёх великих сражений.
Если божество под руководством игрока начнёт отставать в гонке за победу и народное почитание, то будет поглощено, и теперь за одного бога будут думать две головы. Причём буквально - выбывший игрок просто становится частью "команды" следующего претендента, добавляя в игру элементы кооператива.
Локализованная издательством "Лавка игр" настольная игра "Анх: Боги Египта" практически мгновенно завоевала популярность в русскоязычном сообществе благодаря красивым и детализированным миниатюрам и ряду уникальных игровых механик. К тому же, по отзывам игроков, при игре на двоих "Анх" превращается по просчитываемости игрового процесса в некоторое подобие шахмат! Однозначно одна из самых крупных локализаций 2022 года, и немудрено - именно в Древнем Египте и зародились первые настольные игры.
Любите ли вы животных так же, как их любит автор настольной игры Ark Nova - Матиас Вигге? Если да, то "Новый Ковчег" найдёт, чем вас порадовать, ведь тут перед игроками стоит задача создать самый успешный зоопарк в мире! Противникам содержания животных в неволе не стоит гневаться - вся механика этой стратегической игры построена именно на создании самых комфортабельных и естественных условий как для братьев наших меньших, так и для живности побольше.
Вместо меркантильной гонки за максимальной прибылью - научный подход к содержанию фауны и спонсирование проектов по спасению дикой природы. Детальные иллюстрации на картах, словно перерисованные кадры из передачи "В мире животных", показывают всю красоту пейзажей и их обитателей. А карт этих довольно много, ведь олицетворяют они практически всё: от новых животных для резервации до различных спонсоров, заинтересовавшихся в вашем проекте. Прямого взаимодействия и конфликта игроков в Ark Nova нет - каждый строит свой "рай для животных" самостоятельно, зарабатывая для победы очки научного и общественного признания.
Об Ark Novа заговорили ещё в 2021 году, и для многих она была самой желанной локализацией 2022-го (https://omskzdes.ru/culture/77636.html), но пока работа над проектом приостановлена. Но многие успели заказать себя англоязычную версию и остались от неё в восторге. Кроме того, игра добралась до четвёртого места в списке самых лучших настолок форума BoardGameGeek, и это всего за год с небольшим! Будем надеяться, что в скором времени нам представится возможность построить свой ковчег на русском языке.
Серия настольных игр Descent переживает уже третью редакцию, что говорит о её негаснущей популярности. Пускай это и типичное фэнтезийное приключение, где группа героев зачищает подземелье за подземельем от очередного мирового зла, но зато в своём собственном мире и с необычной для кооперативов механикой.
В предыдущих двух изданиях игрокам-героям противостоял "владыка подземелий", целью которого было задержать продвижение приключенцев по обширной сюжетной кампании. Увы, нравилось это далеко не всем, да и вообще - в XXI веке живём! Поэтому в "Сказаниях Тьмы" игрока-антагониста заменили на цифровое приложение для ПК и телефонов.
Приложение-компаньон будет ответственно за постепенное раскрытие локации, передвижение и атаки противников, выдачу сюжетных описаний и даже озвучку диалогов между вашими персонажами! Может, оно и играть за вас будет? Нет, до такого мы, надеюсь, никогда не дойдём. Но автоматизация процесса позволила снизить количество компонентов картонных, и добавила места для компонентов пластиковых - коробка "Сказаний Тьмы" доверху набита фигурками различной нежити, демонов и варваров, с которыми и будут сражаться игроки.
И долой плоские картонные тайлы для создания игрового поля! В новом Descent, локализованном трудами студии Hobby World, даже ландшафт будет трёхмерным и многоуровневым. Всё в этой коробке выглядит как воплощённая в реальность детская мечта - чтобы для всего в игре были фигурки, местность имела полноценный объём, а история лилась на игроков из динамиков. Пускай сюжет в настольной игре по определению не может претендовать на академические награды, "Descent: Странствия Тьмы" прилагает все усилия для максимального погружения в историю. Поэтому плюс за старания и заслуженное место в нашей подборке.
Как гласит не самый смешной, но однозначно самый подходящий мем нулевых: "Он писал эту песню всю ноч, а потом умир((("…
Нет, серьёзно, сделать настольную игру про написание последней композиции в "Реквиеме" Моцарта - "Лакримозу" уже достойно или вращения пальца у виска, или аплодисментов. Как это вообще должно работать? Очередная игра-абстракция, где игроки должны жонглировать нотами ради победных очков?
Не совсем. Так и не дописав "Лакримозу", Моцарт умер. Теперь игроки в роли спонсировавших гениального австрийского композитора меценатов должны будут бороться друг с другом за место в истории как самого преданного покровителя Моцарта. Чтобы добиться своей цели, игроки будут финансировать завершение его последнего шедевра, общаться с вдовой покойного, вспоминать то, какими хорошими друзьями вы были.
Причём последнее придётся не только рассказывать, но и показывать: "Лакримоза" разделена на "прошлое" и "настоящее" (для персонажей игры - прим. ред.), и дружбу с ещё живым на тот момент Моцартом игроки будут демонстрировать наглядно.
Крайне смелая идея и тщательно вплетённая в механики история сразу привлекли к "Лакримозе" внимание настольщиков. Локализации на русский язык пока не предвидится, но если вы знаете английский язык и любите экономические стратегии, завёрнутые в интересную идею - принять участие в создании "Реквиема" можно уже сейчас.
Не обошлось в нашей подборке и без традиционного для настольной индустрии "кикстартерного гроба". Oathsworn: Into the Deepwood - напоминающая "Мрачную Гавань" настольная игра в виде боевой арены с закрученным и глубоким сюжетом. Действие разворачивается в собственной для игры вселенной, где игроки в роли бойцов древнего ордена встают на защиту окружённого смертельно опасным лесом города.
Против жителей здесь ополчилась буквально вся природа - дикие звери, гигантские чудовища, даже сами деревья норовят убить каждого, подошедшего к лесополосе. Непорядок, подумали в ордене и начали отправлять "по грибы" отряды тяжело экипированных воинов. Деревья - на дрова, крыс - на вертел, гигантских крыс сперва попилить, а потом тоже на вертел.
Обоснованно ли это? Чем вызван гнев различных "сказочных" тварей и почему некоторые из них такие огромные, что сражения с ними игромеханически представляют собой боссфайты из видеоигр God of War или Shadow of the Colossus? Узнать всё это предстоит самим игрокам, постепенно раскрывая тайны этого мира в сюжетной кампании. Локализация кикстартерных проектов такого масштаба - дело крайне редкое. Посудите сами - полный комплект игры рекомендуется перевозить на грузовой тележке! Про стоимость и вовсе умолчим. Но в какой ещё настольной игре можно в прямом смысле менять фигуркам своих персонажей оружие?
Представим, что вы не поиграли в Ark Nova, не спасли зверушек, вся экология по той или иной причине пошла по одному месту, и вообще по всей планете наступил ледниковый период. Но вы все выжили - спасибо закалке от сибирских морозов. А делать-то в такой ситуации что?
Расскажет об этом настольная игра Revive, завоевавшая сердца настольщиков на осенней выставке Spiel в Эссене. 5000 лет после превратившей планету в ледяной шарик катастрофы. На плечи игроков ложится задача по восстановлению всего "как было". Игроки за рубежом успели оценить асимметрию игрового процесса, прекрасное оформление и качество компонентов, а также крайне необычную механику. Дело в том, что ознакомление с возможностями игры проходит благодаря сюжетной кампании из 5 миссий, постепенно вводящей всё новые и новые элементы настолки, после чего открывается возможность "полноценной" партии, каждая из которых всё равно будет непохожей на предыдущие.
Оценили игру не только за рубежом - издательство "Стиль Жизни" уже заявило о планах на локализацию Revive в 2023 году, а значит остаётся только ждать дальнейших новостей.
Настолка по одноименному культовому фильму ужасов Джона Карпентера оказалась не переусложнённым механиками социальным пазлом, а практически "игрой для вечеринок" с максимально простыми правилами и не затянутым временем партии, и от этого только выиграла.
Всё как в фильме: антарктическая станция, нашедшая инопланетный корабль кучка полярников, и сам обитатель корабля, способный принимать облик любого живого существа и превращать его в собственную копию. Людям нужно выбраться без твари, но игроки не знают наверняка, кто из них действительно люди, и учитывая возможность заражения во время игры, паранойя будет только усиливаться.
Нечто может играть "втихаря", постепенно втираясь в доверие к людям, пытаясь незаметно заразить их, или может незаметно портить им жизнь - выкидывать провизию, ломать генераторы и всячески превращать обитание в вечной мерзлоте в настоящий ад. А если вашу тайную роль всё же раскроют - не беда! Просто съешьте своих обидчиков - если со станции никто не улетит, вы просто дождётесь спасателей и спокойно покинете станцию вместе с ними.
Ознакомиться с игровым процессом детально можно посмотрев наше видео, где компания полярников вживую пробует справиться с инопланетным заражением.
Настолка про политические разборки тёмных эльфов из сеттинга настольно-ролевой игры Dungeons & Dragons переиздавалась за рубежом уже чёрт знает сколько раз и постоянно срывает огромные тиражи. Этот, увы, был последним - лицензия на "игру по ДнД" закончилась, а в полку "мёртвых" игр, ожидающих переиздания под другой интеллектуальной собственностью, прибыло пополнение. Благо, что издательство "Лавка Игр" подсуетилось и успело сделать локализацию, порадовав русскоязычных игроков. Чем же "Тираны" так зацепили настольщиков?
Во-первых, смесью механики "контроля территорий" и "колодостроения". Вы сами диктуете собственный стиль, составляя начальную колоду и расширяя её во время партии, приобретая новые карты на аукционе. Ваша колода - это движок, а поле - путь, который предстоит пройти. Тёмные Эльфы Дроу славятся коварством, конфликтностью и злобой, поэтому путь этот будет проходить по головам. Наращивая своё влияние, улучшая колоду и нанимая с помощью этого армии, игрокам предстоит возглавить четыре великих дома Эльфов и сразиться за контроль над подземным миром.
На какое-то время с легендой настольного мира придётся попрощаться, но такая непрекращающаяся народная любовь наверняка обеспечит игре переиздание "в другой обёртке". А пока есть возможность ознакомиться с оригиналом - он будет занимать почётное место среди лучших игр 2022-го.
"Тех же щей, да побольше влей!" - именно этого принципа и придерживался Айзер Чилдрес, когда принялся за создание сиквела к абсолютному мировому хиту - "Мрачной гавани". Точнее, к приквелу - события "Морозной гавани" происходят до оригинала, и на этот раз разношёрстной банде наёмников предстоит не только убивать бандитов и чудовищ ради заработка на жизнь, но ещё и заниматься развитием поселения посреди ледяных пустошей.
Жизнь на местном аналоге Северного полюса так же тяжела, как и на нашем настоящем, а поэтому большую часть арсенала игроков теперь придётся мастерить самостоятельно, собирая на заданиях необходимые компоненты. Свирепые погодные условия повлияют не только на аспект выживания - при смене времён года будут меняться и карты событий, и похоже, что для игроков будет не редким явлением найти на месте оттаявшего ледника вход в пещеру с новым заданием.
Так называемый "Мини-Глумхевен" - "Челюсти Льва", вышедший в 2020-м, также дал нам понять, что к разнообразию игровых персонажей подошли с большим усердием. Чего только стоит разумный рой насекомых в мантии, способный менять свою форму, а вместе с ней и колоду карт способностей! И персонажей этих будет даже больше, чем в "Мрачной Гавани", где их, на минуточку, уже насчитывалось 17 штук.
Ещё больше механик, ещё больше персонажей, продуманный и связный сюжет, а также новые секреты, которые, буквально, предстоит разгадывать всем настольным сообществом - всё это в огромной по масштабам и весу коробке… С которой, увы, пока что удастся ознакомиться только на английском языке.
Фух, вроде ничего не забыли. Несмотря ни на что, год был насыщенным на релизы, и играть в новые настолки можно было не переставая - лишь бы время было. Что же приготовил для нас 2023-й? Разберём совсем скоро, а пока - делитесь в комментариях мнением о ваших самых лучших настолках уходящего года.