Последний ход в 2022-м. Самые интересные настольные игры уходящего года
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 21 декабря 2022, 15:22  •  печать

Последний ход в 2022-м. Самые интересные настольные игры уходящего года

2022 год стремительно уходит от нас. Лучшего времени для подведения "настольных" итогов просто не сыскать, поэтому редакция сайта "Омск Здесь" собрала для вас самые интересные настольные игры уходящего года, среди которых будут и локализации мировых хитов, и громкие проекты с "Кикстартера".

Ещё немного, и земля завершит очередной оборот вокруг Солнца, а это значит, что самое время соблюсти традиции и проводить старый год. Кто-то будет раздавать долги, кто-то испечёт традиционные для проводов блины, а редакция сайта "ОмскЗдесь" подведёт свои собственные итоги - настольные.

Может показаться, что в 2022 году вышло не так уж и много новых настолок - сплошные предзаказы на год предстоящий. Так ли это? Зависит от того, нуждаетесь ли вы и ваши друзья в локализации любимых игр на русском языке, однако наши настольные итоги сумеют обрадовать все категории игроков.

В этой статье мы собрали самые необычные, красивые и громкие настольные новинки 2022 года, а также горячо ожидаемые локализации более старых игр, которые добрались до русскоязычных настольщиков только сейчас. Не забыли мы и про отставшие от графика настолки, попавшие в руки игроков по всему миру лишь к началу уходящего года - нальём опоздавшим "штрафную" и поставим в ряд с остальными.

Итак, какие шедевры настольно-игровой индустрии принёс нам 2022?

Культура Древнего Египта пестрила божествами на тысячу различных случаев. Не меньше четырёх богов солнца, божества погребального культа, богиня радости, богиня Нила - перечисляя всех, недолго и самому усохнуть в мумию. Да и сама история показала, что такой огромный пантеон всевышних не пережил хода времени и существует только в виде исторической хроники.

Но как именно исчезли из современной теологии древнеегипетские боги? Ответ на этот вопрос решил дать Эрик Лэнг - автор таких настольных игр, как "Кровь и Ярость", "Восходящее Солнце" и "Ктулху: Смерть Может Умереть". "Анх" завершает его цикл игр о древних культурах и религиях, выводя древнеегипетских богов на тропу конфликта, цель которого - выживание в памяти людей.

Игрокам в роли различных объектов поклонения древних египтян придётся бороться за место в памяти людей, захватывая ключевые территории армиями своих последователей, укреплять веру народа в самих себя, а также готовиться к одному из четырёх великих сражений.

Если божество под руководством игрока начнёт отставать в гонке за победу и народное почитание, то будет поглощено, и теперь за одного бога будут думать две головы. Причём буквально - выбывший игрок просто становится частью "команды" следующего претендента, добавляя в игру элементы кооператива.

Локализованная издательством "Лавка игр" настольная игра "Анх: Боги Египта" практически мгновенно завоевала популярность в русскоязычном сообществе благодаря красивым и детализированным миниатюрам и ряду уникальных игровых механик. К тому же, по отзывам игроков, при игре на двоих "Анх" превращается по просчитываемости игрового процесса в некоторое подобие шахмат! Однозначно одна из самых крупных локализаций 2022 года, и немудрено - именно в Древнем Египте и зародились первые настольные игры.

Любите ли вы животных так же, как их любит автор настольной игры Ark Nova - Матиас Вигге? Если да, то "Новый Ковчег" найдёт, чем вас порадовать, ведь тут перед игроками стоит задача создать самый успешный зоопарк в мире! Противникам содержания животных в неволе не стоит гневаться - вся механика этой стратегической игры построена именно на создании самых комфортабельных и естественных условий как для братьев наших меньших, так и для живности побольше.

Вместо меркантильной гонки за максимальной прибылью - научный подход к содержанию фауны и спонсирование проектов по спасению дикой природы. Детальные иллюстрации на картах, словно перерисованные кадры из передачи "В мире животных", показывают всю красоту пейзажей и их обитателей. А карт этих довольно много, ведь олицетворяют они практически всё: от новых животных для резервации до различных спонсоров, заинтересовавшихся в вашем проекте. Прямого взаимодействия и конфликта игроков в Ark Nova нет - каждый строит свой "рай для животных" самостоятельно, зарабатывая для победы очки научного и общественного признания.

Об Ark Novа заговорили ещё в 2021 году, и для многих она была самой желанной локализацией 2022-го (https://omskzdes.ru/culture/77636.html), но пока работа над проектом приостановлена. Но многие успели заказать себя англоязычную версию и остались от неё в восторге. Кроме того, игра добралась до четвёртого места в списке самых лучших настолок форума BoardGameGeek, и это всего за год с небольшим! Будем надеяться, что в скором времени нам представится возможность построить свой ковчег на русском языке.

Серия настольных игр Descent переживает уже третью редакцию, что говорит о её негаснущей популярности. Пускай это и типичное фэнтезийное приключение, где группа героев зачищает подземелье за подземельем от очередного мирового зла, но зато в своём собственном мире и с необычной для кооперативов механикой.

В предыдущих двух изданиях игрокам-героям противостоял "владыка подземелий", целью которого было задержать продвижение приключенцев по обширной сюжетной кампании. Увы, нравилось это далеко не всем, да и вообще - в XXI веке живём! Поэтому в "Сказаниях Тьмы" игрока-антагониста заменили на цифровое приложение для ПК и телефонов.

Приложение-компаньон будет ответственно за постепенное раскрытие локации, передвижение и атаки противников, выдачу сюжетных описаний и даже озвучку диалогов между вашими персонажами! Может, оно и играть за вас будет? Нет, до такого мы, надеюсь, никогда не дойдём. Но автоматизация процесса позволила снизить количество компонентов картонных, и добавила места для компонентов пластиковых - коробка "Сказаний Тьмы" доверху набита фигурками различной нежити, демонов и варваров, с которыми и будут сражаться игроки.

И долой плоские картонные тайлы для создания игрового поля! В новом Descent, локализованном трудами студии Hobby World, даже ландшафт будет трёхмерным и многоуровневым. Всё в этой коробке выглядит как воплощённая в реальность детская мечта - чтобы для всего в игре были фигурки, местность имела полноценный объём, а история лилась на игроков из динамиков. Пускай сюжет в настольной игре по определению не может претендовать на академические награды, "Descent: Странствия Тьмы" прилагает все усилия для максимального погружения в историю. Поэтому плюс за старания и заслуженное место в нашей подборке.

Как гласит не самый смешной, но однозначно самый подходящий мем нулевых: "Он писал эту песню всю ноч, а потом умир((("…

Нет, серьёзно, сделать настольную игру про написание последней композиции в "Реквиеме" Моцарта - "Лакримозу" уже достойно или вращения пальца у виска, или аплодисментов. Как это вообще должно работать? Очередная игра-абстракция, где игроки должны жонглировать нотами ради победных очков?

Не совсем. Так и не дописав "Лакримозу", Моцарт умер. Теперь игроки в роли спонсировавших гениального австрийского композитора меценатов должны будут бороться друг с другом за место в истории как самого преданного покровителя Моцарта. Чтобы добиться своей цели, игроки будут финансировать завершение его последнего шедевра, общаться с вдовой покойного, вспоминать то, какими хорошими друзьями вы были.

Причём последнее придётся не только рассказывать, но и показывать: "Лакримоза" разделена на "прошлое" и "настоящее" (для персонажей игры - прим. ред.), и дружбу с ещё живым на тот момент Моцартом игроки будут демонстрировать наглядно.

Крайне смелая идея и тщательно вплетённая в механики история сразу привлекли к "Лакримозе" внимание настольщиков. Локализации на русский язык пока не предвидится, но если вы знаете английский язык и любите экономические стратегии, завёрнутые в интересную идею - принять участие в создании "Реквиема" можно уже сейчас.

Не обошлось в нашей подборке и без традиционного для настольной индустрии "кикстартерного гроба". Oathsworn: Into the Deepwood - напоминающая "Мрачную Гавань" настольная игра в виде боевой арены с закрученным и глубоким сюжетом. Действие разворачивается в собственной для игры вселенной, где игроки в роли бойцов древнего ордена встают на защиту окружённого смертельно опасным лесом города.

Против жителей здесь ополчилась буквально вся природа - дикие звери, гигантские чудовища, даже сами деревья норовят убить каждого, подошедшего к лесополосе. Непорядок, подумали в ордене и начали отправлять "по грибы" отряды тяжело экипированных воинов. Деревья - на дрова, крыс - на вертел, гигантских крыс сперва попилить, а потом тоже на вертел.

Обоснованно ли это? Чем вызван гнев различных "сказочных" тварей и почему некоторые из них такие огромные, что сражения с ними игромеханически представляют собой боссфайты из видеоигр God of War или Shadow of the Colossus? Узнать всё это предстоит самим игрокам, постепенно раскрывая тайны этого мира в сюжетной кампании. Локализация кикстартерных проектов такого масштаба - дело крайне редкое. Посудите сами - полный комплект игры рекомендуется перевозить на грузовой тележке! Про стоимость и вовсе умолчим. Но в какой ещё настольной игре можно в прямом смысле менять фигуркам своих персонажей оружие?

Представим, что вы не поиграли в Ark Nova, не спасли зверушек, вся экология по той или иной причине пошла по одному месту, и вообще по всей планете наступил ледниковый период. Но вы все выжили - спасибо закалке от сибирских морозов. А делать-то в такой ситуации что?

Расскажет об этом настольная игра Revive, завоевавшая сердца настольщиков на осенней выставке Spiel в Эссене. 5000 лет после превратившей планету в ледяной шарик катастрофы. На плечи игроков ложится задача по восстановлению всего "как было". Игроки за рубежом успели оценить асимметрию игрового процесса, прекрасное оформление и качество компонентов, а также крайне необычную механику. Дело в том, что ознакомление с возможностями игры проходит благодаря сюжетной кампании из 5 миссий, постепенно вводящей всё новые и новые элементы настолки, после чего открывается возможность "полноценной" партии, каждая из которых всё равно будет непохожей на предыдущие.

Оценили игру не только за рубежом - издательство "Стиль Жизни" уже заявило о планах на локализацию Revive в 2023 году, а значит остаётся только ждать дальнейших новостей.

Настолка по одноименному культовому фильму ужасов Джона Карпентера оказалась не переусложнённым механиками социальным пазлом, а практически "игрой для вечеринок" с максимально простыми правилами и не затянутым временем партии, и от этого только выиграла.

Всё как в фильме: антарктическая станция, нашедшая инопланетный корабль кучка полярников, и сам обитатель корабля, способный принимать облик любого живого существа и превращать его в собственную копию. Людям нужно выбраться без твари, но игроки не знают наверняка, кто из них действительно люди, и учитывая возможность заражения во время игры, паранойя будет только усиливаться.

Нечто может играть "втихаря", постепенно втираясь в доверие к людям, пытаясь незаметно заразить их, или может незаметно портить им жизнь - выкидывать провизию, ломать генераторы и всячески превращать обитание в вечной мерзлоте в настоящий ад. А если вашу тайную роль всё же раскроют - не беда! Просто съешьте своих обидчиков - если со станции никто не улетит, вы просто дождётесь спасателей и спокойно покинете станцию вместе с ними.

Ознакомиться с игровым процессом детально можно посмотрев наше видео, где компания полярников вживую пробует справиться с инопланетным заражением.

Настолка про политические разборки тёмных эльфов из сеттинга настольно-ролевой игры Dungeons & Dragons переиздавалась за рубежом уже чёрт знает сколько раз и постоянно срывает огромные тиражи. Этот, увы, был последним - лицензия на "игру по ДнД" закончилась, а в полку "мёртвых" игр, ожидающих переиздания под другой интеллектуальной собственностью, прибыло пополнение. Благо, что издательство "Лавка Игр" подсуетилось и успело сделать локализацию, порадовав русскоязычных игроков. Чем же "Тираны" так зацепили настольщиков?

Во-первых, смесью механики "контроля территорий" и "колодостроения". Вы сами диктуете собственный стиль, составляя начальную колоду и расширяя её во время партии, приобретая новые карты на аукционе. Ваша колода - это движок, а поле - путь, который предстоит пройти. Тёмные Эльфы Дроу славятся коварством, конфликтностью и злобой, поэтому путь этот будет проходить по головам. Наращивая своё влияние, улучшая колоду и нанимая с помощью этого армии, игрокам предстоит возглавить четыре великих дома Эльфов и сразиться за контроль над подземным миром.

На какое-то время с легендой настольного мира придётся попрощаться, но такая непрекращающаяся народная любовь наверняка обеспечит игре переиздание "в другой обёртке". А пока есть возможность ознакомиться с оригиналом - он будет занимать почётное место среди лучших игр 2022-го.

"Тех же щей, да побольше влей!" - именно этого принципа и придерживался Айзер Чилдрес, когда принялся за создание сиквела к абсолютному мировому хиту - "Мрачной гавани". Точнее, к приквелу - события "Морозной гавани" происходят до оригинала, и на этот раз разношёрстной банде наёмников предстоит не только убивать бандитов и чудовищ ради заработка на жизнь, но ещё и заниматься развитием поселения посреди ледяных пустошей.

Жизнь на местном аналоге Северного полюса так же тяжела, как и на нашем настоящем, а поэтому большую часть арсенала игроков теперь придётся мастерить самостоятельно, собирая на заданиях необходимые компоненты. Свирепые погодные условия повлияют не только на аспект выживания - при смене времён года будут меняться и карты событий, и похоже, что для игроков будет не редким явлением найти на месте оттаявшего ледника вход в пещеру с новым заданием.

Так называемый "Мини-Глумхевен" - "Челюсти Льва", вышедший в 2020-м, также дал нам понять, что к разнообразию игровых персонажей подошли с большим усердием. Чего только стоит разумный рой насекомых в мантии, способный менять свою форму, а вместе с ней и колоду карт способностей! И персонажей этих будет даже больше, чем в "Мрачной Гавани", где их, на минуточку, уже насчитывалось 17 штук.

Ещё больше механик, ещё больше персонажей, продуманный и связный сюжет, а также новые секреты, которые, буквально, предстоит разгадывать всем настольным сообществом - всё это в огромной по масштабам и весу коробке… С которой, увы, пока что удастся ознакомиться только на английском языке.

Фух, вроде ничего не забыли. Несмотря ни на что, год был насыщенным на релизы, и играть в новые настолки можно было не переставая - лишь бы время было. Что же приготовил для нас 2023-й? Разберём совсем скоро, а пока - делитесь в комментариях мнением о ваших самых лучших настолках уходящего года.

Читайте также