"Просто поверь мне, я не мафия - я же твой друг и прикрывал тебя всю игру, как я могу солгать тебе?!" Само собой разумеется, этот игрок был мафией, и в ту же игровую ночь устранил своего товарища. Добро пожаловать в мир настольных игр со скрытой личностью, где блеф и обман являются важнейшей частью игры!
Настольные игры со скрытой личностью (или социальной дедукцией) - это идеальный выбор для отдыха большой компанией и для вечеринок, так как они построены на общении и не занимают много времени.
Подобные настолки, основанные на главном атрибуте любой вечеринки - игре "Мафия", вовлекают игроков в атмосферу обмана, лжи, заговора и в конечном счёте предательства своих друзей - идеальный опыт для развития социальных навыков!
Все подобные игры основаны на механиках "Мафии": в начале каждый игрок получает свою собственную тайную роль, среди них - один или несколько предателей, которые должны использовать все свои актёрские навыки, чтобы не выдать себя. Предатели должны сотрудничать с другими игроками, тайно планируя ударить их в спину, в то же время пытаясь спихнуть всю вину за любой внутриигровой саботаж на невиновных игроков.
Но обычная "Мафия" даже с расширенными правилами может быстро наскучить. Специально для таких случаев редакция "Омск Здесь" составила список лучших игр на социальную дедукцию. В каждую из них невероятно весело играть, и они станут украшением для любой вечеринки. Уж можете нам поверить - мафии среди нашей редакции точно нет…
"Тайное послание" (от 2 до 8 игроков)
"Тайное послание" - очень простая, но в то же время "вдумчивая" игра. Здесь мы рассмотрим комплектацию подарочного издания, хотя есть и более простое, но в него могут играть до 4 игроков. Так вот даже в "расширенной" версии всего 32 карты и несколько фишек, но не позволяйте столь малому количеству компонентов обмануть вас - в них скрыто интересное взаимодействие и глубокая стратегия.
Сюжет игры вертится вокруг принцессы, которая заперлась во дворце. Все участники - молодые (и не очень) люди - пробуют свои силы в ухаживании за принцессой и завоевании её сердца, посылая ей любовные письма.
Но доставить послание лично практически невозможно - кавалеры должны использовать для этого придворных, а параллельно и разоблачить планы других игроков!
Подготовка к игре очень простая, просто перетасуйте колоду карт и вручите по одной каждому игроку. Затем одна карта выбрасывается из колоды в закрытую.
Карты эти представляют собой людей, связанных с принцессой. На каждой из них есть число от 1 до 8 и описание способности персонажа.
Каждый ход игроки тянут карту из колоды, а затем играют одну из карт с руки, активируя её способность, даже если она навредит самому играющему. Карта Стражника, например, позволит попытаться угадать одну из карт другого игрока. Если догадка верна - этот игрок выбывает из раунда.
Как правило, раунд продолжается до тех пор, пока не закончится колода карт. Если это происходит, то все игроки раскрывают свои карты, и выигрывает игрок, карта которого имеет наибольшее число.
Победитель раунда получает симпатию принцессы в виде фишки сердца. После нескольких раундов, наиболее успешный кавалер, собравший четыре фишки симпатии объявляется победителем игры.
В этом и проявляется элемент внутриигровой дедукции "Тайного послания". Вы не хотите, чтобы другие игроки знали, какие карты есть у вас в руках, в то же время постепенно получая информацию о картах соперников.
Зная, какие карты были сыграны, какие карты вы держите в руке, и что осталось в колоде, вы должны использовать свои дедуктивные способности, чтобы попытаться получить преимущество над другими.
"Тайное послание" - весёлая, быстрая и компактная игра, которая заслуженно получила множество наград и регулярно переиздаётся.
"Криминалист: Убийство в Гонконге" (от 4 до 12 игроков)
Если вы мечтали работать детективом и раскрывать преступления, то "Криминалист: Убийство в Гонконге" вам точно понравится.
Эта дедуктивная игра, в которую могут играть от 4 до 12 человек, ставит вас и ваших друзей в роль следователей, пытающихся раскрыть убийство на освещённых неоном улицах Гонконга, но с серьёзной оговоркой, ведь один из следователей - убийца! Цель игры - выяснить, кто именно.
Каждому из игроков будут даны секретные роли, которые определяются специальными ролевыми картами.
Среди возможных ролей: Cудмедэксперт, Cледователь и Убийца. Дополнительно могут быть введены: Свидетель и Соучастник убийства. Получивший карту Судмедэксперта сразу её вскрывает и становится ведущим. Все, кроме Судмедэксперта, получают и кладут перед собой в открытую 4 карты потенциальных улик и 4 карты потенциальных орудий убийства, после чего закрывают глаза.
Убийца и опциональный Соучастник открывают глаза. Двое преступников знакомятся с ведущим, и Убийца выбирает из лежащих перед ним карт 1 желаемое орудие и 1 оставленную улику, указав на них пальцем. Затем все открывают глаза.
Судмедэксперт молча, помня орудие убийства и улику, дорисовывает себе в голове картину преступления и отмечает на шести специальных тайлах подходящие позиции. Они позволяют намекнуть следователям на определённые характеристики преступления. Каждый раунд будет составляться цепочка из шести характеристик. К примеру: отравление, кухня, продолжительное, понедельник, отпечаток, расчётливый. У всех остальных есть 30 секунд на то, чтобы обсудить и предположить, указывая на соответствующие карты на столе, кто же может быть Убийцей.
Время заканчивается - Судмедэксперт тянет новый тайл с другим набором характеристик преступления или убийцы взамен одного из ранее выложенных и также отмечает более-менее подходящую позицию. Так продолжается несколько раундов. Если за всё это время ни один игрок не указал на правильную пару "орудие-улика" - преступники побеждают.
Эта игра во многом превосходит классическую "Мафию" по двум причинам.
Во-первых, она включает в себя больше механик и более продвинутый игровой процесс, подкреплённый интересными правилами. И во-вторых, процесс поиска убийцы в игре всегда сопровождает элемент интриги и волнения.
Несмотря на расширенный диапазон правил, у новичков не возникнет проблем с пониманием принципов игры, а значит весело провести время удастся всем.
"Сопротивление" (от 5 до 10 игроков)
Если вы когда-нибудь задумывались, как плетут интриги и предательства в антиутопических мирах будущего, "Сопротивление" сполна удовлетворит ваше любопытство.
В эту настольную игру в научно-фантастическом сеттинге могут играть от 5 до 10 игроков, а продолжительность одной партии не превысит 30 минут. Завязка сюжета проста: в далёком и мрачном будущем существует деспотичная Империя, и эту самую империю готовится свергнуть группа подпольного сопротивления. Империя осведомлена о готовящемся перевороте и внедряет к повстанцам несколько шпионов, которые должны саботировать их планы.
Игроки будут разделены на две команды: Сопротивление и Шпионы. Это определяется ролевыми картами, которые сдаются вам в начале игры.
Сопротивление победит, если успешно выполнит три задания, а шпионы - если они успешно саботируют три миссии.
Всё начинается с типичного для "Мафии" знакомства: все закрывают глаза, шпионы молча узнают своих сообщников, после чего "просыпаются" остальные. В случайном порядке определяется лидер миссии сопротивления, который выбирает оперативников для выполнения задания.
Сразу после выбора все игроки проводят открытое голосование, на котором решается, согласны ли они с выбором лидера. Если большинство игроков будет против, статус лидера миссии передаётся следующему игроку по часовой стрелке, и теперь уже он будет решать, кто отправится вершить революцию. Стоит помнить, что длительные разногласия развалят сопротивление изнутри, и если договориться о выборе исполнителей задания не удастся пять раз подряд, то шпионы автоматически побеждают.
После успешного голосования каждый отправившийся на задание игрок в закрытую выкладывает перед собой одну из двух карт - помочь выполнению задания или же саботировать его. Игрокам, преданным делу сопротивления, нет смысла выбирать карту саботажа, а вот шпион волен выбирать: саботировать миссию и, возможно, раскрыть себя, или же затаиться и помочь выполнить миссию, чтобы нанести удар в более подходящий момент.
Выложенные игроками карты замешиваются, после чего раскрываются. Если среди карт будет хотя бы один саботаж - команда шпионов зарабатывает победное очко, а членам сопротивления придётся тщательнее выбирать участников следующей миссии.
Невероятно простые правила и непрекращающиеся переговоры, которые, в отличие от "мафии", будут основаны именно на действиях игроков, выводят "Сопротивление" в личные топы многих любителей игр в жанре "социальной дедукции". А большое количество дополнений, добавляющих много интересных механик, обеспечит "Сопротивлению" долгую жизнь на вашем игровом столе.
Blood on the Clocktower (от 5 до 20 игроков)
Напоследок наша редакция оставила одновременно самое интересное, и самое недоступное - "Кровь на часовне" только в этом году начнёт попадать в руки к участникам зарубежного предзаказа, и ни одно российское издательство ещё не объявило о планах перевести эту игру на русский язык. Однако даже ввиду этого не рассказать про Blood on the Clocktower было бы настоящим преступлением, ведь эта настольная игра - лучший представитель дедуктивного жанра для большой компании.
На первый взгляд, основные правила игры не отличаются от "Мафии" ничем, кроме сеттинга. Вместо борьбы с организованной преступностью жители города пытаются изгнать демона и его сообщников, каждую ночь совершающих убийство, после чего днём происходит голосование. Демон устранён? Победа за жителями! Горожане остались в меньшинстве? Триумф зла неминуем. Что же такого может быть в Blood on the Clocktower, если на западе стоит от 120 долларов (более 9000 рублей)?
Различия начинаются с ролей. Их в игре насчитывается, на минуточку, около сотни. И их получает абсолютно каждый игрок. Здесь нет просто "хороших", просто "злых" и просто "мертвых". Медиум будет знать, если кто-то из сидящих рядом людей - вестник зла. Стрелок способен казнить одного из участников дневного голосования. Сумасшедший будет всю игру считать, что он - демон, вот только его способности могут не сработать, и если он не сумеет вовремя понять, что он играет за горожан, то погибнет много невинных.
А может, вы вообще живое воплощение святого? Что ж, если горожане казнят вас на голосовании, то мгновенно проиграют, осознав всю тяжесть своего преступления. Даже погибшие игроки не выбывают из игры и имеют полное право общаться с другими на правах призраков. Выбывшим игрокам даже даётся возможность проголосовать один раз за игру! Принципы игры просты в своём великолепии: играют все, играют всегда, и у каждого есть интересная роль. Даже опоздавшие или случайные люди, возжелавшие с вами сыграть, могут это сделать - им выдаётся роль "путешественников", каждая также со своей уникальной способностью.
Всё перечисленное выше - это буквально крупица того, кем вы можете стать. А ведь, помимо этого, вас могут тайком отравить, после чего вся узнаваемая вами информация будет ложной. Вы можете быть околдованы ведьмой и превратиться в совершенно другого человека. Или же перестать быть человеком вовсе. В игре можно даже напиться до беспамятства и выдавать себя за демона!
Связывает всё это воедино, как и в классической "мафии", ведущий. Он фиксирует всю тайную информацию, использует сказанное другими игроками, чтобы помочь горожанам или же ввести их в заблуждение, основываясь на их способностях и состоянии. Благодаря ему каждая партия превращается в незабываемую историю. Пожалуй, это единственная игра в жанре "социальной дедукции", в которой быть ведущим может быть не менее интересно, чем убийцей.
Blood on the Clocktower - по-настоящему уникальная игра. Напряжение при дневных обсуждениях будет ощущаться физически, а ночные приключения города каждый раз будут приводить к самым непредсказуемым результатам. Если кто-то из крупных российских издательств возьмётся переводить "Кровь на часовне" - это станет самым большим подарком для любителей посидеть в большой и дружной компании.
* * *
Все перечисленные игры просты в освоении, быстры, приносят море удовольствия, а самое главное - по-настоящему вовлекают в игру каждого участника. Забудьте про "Мафию" - теперь шумными вечеринками и домашними посиделками правят гораздо более продвинутые игры.