21 марта отмечают Всемирный день поэзии. С 2010 года праздник проводится в Омске - традиционно на бульваре Мартынова. Омские поэты собираются на аллее Литераторов и делятся самым сокровенным: читают стихи, поют песни и играют живую музыку.
Погода в этом году под стать строкам - февральская, хотя на календаре март. Традицию - читать стихи - омские поэты чтут уже 12 лет. В лучшие годы собиралось по 20-30 слушателей. В этот раз прохожие проходили мимо, кутаясь в шарфы, но всё равно без внимания никто не остался.
Просторный, ветреный февраль, пусто,
Нагие ветви разрывают даль с хрустом.
Февральский ветер возмущён, резок,
И небо серо, словно фон фресок.
Маршрутки на крутом холме трясет, тошно.
За поворотом новый поворот, сложный.
Как будто кадры мчатся за окном, снимки,
Холмы, кусты, овраги, бурелом в дымке…
Андрей Козырев
- Людей мало. Но сам факт, что наши стихи звучат - радостен. Как когда-то писал один из моих любимых поэтов Борис Поплавский: "Читали мы под снегом и дождём свои стихи озлобленным прохожим", - вот это каждую весну происходит. И для меня это событие является началом нового года, новой весны. Фактически по календарю в этих числах начинается астрономическая, реальная весна, - рассказал поэт, главный редактор литературного журнала "Менестрель" Андрей Козырев. - Стихотворение "Февраль" было написано в 2020 году в феврале. Я ехал в маршрутке по южной промзоне. И пришли стихи, пришёл в голову мотив какой-то. Сначала приходит мотив, потом слова и постепенно складывается стихотворение. Как правило, я работаю над стихами долго, несколько месяцев бывает: меняю, сокращаю. Особенно сокращать сложно, потому что бывает, приходится раза в 3-4 сокращать, но это работа интересная.
Я не мрачен, а просто мне трудно дышать.
Я опущен, я нем, без семьи, без ножа.
Не в нелепости дело, не в воле слепой,
Но от ясного света покончу с собой.
Шизанутый пацан, в прошлом - чья-то любовь.
- Я просто поэт, Ваня Таран. Вдохновение черпаю, наверное, в потустороннем мире, а потом стараюсь применять это к практической, к общественной жизни. Занимаюсь издательством книг и их бесплатным распространением. Вот торговлей - нет. Во-первых, потому что не умею и уже браться учиться за это поздно. Во-вторых, книги, которые я и мои соратники издаём, - это не товар, - поделился поэт Иван Таран.
Иван Таран
Не товар, значит - крик души? О чём же кричат омские поэты? Вопреки повестке дня литераторы живут в моменте, говорит организатор ежегодных бульварных встреч Игорь Федоровский.
Остановка "Горячий хлеб" не согреет меня в метель.
Если сладкое - это грех, то я в булочную, не к тебе.
Остановка "Хлебозавод" - тоже ты там, всегда жила,
Только дом там и дух не тот, чтобы жизнь свою дрожжевать.
Остановка "Пекарня N", но и там я тебя найду.
Теплой корочкой покорён, но начинку вкусил не ту.
Что ты тянешься, мой маршрут?
Всё равно нам не в хлеб, так в хлев!
С милой в мире, но не в миру
Мы останемся на земле.
Игорь Федоровский
- Наша главная цель - выйти на улицу и донести творчество. Потому что на нас обращают внимание, к нам присоединяются, нас слушают. Наша задача - не заставить людей писать стихи, а, может быть, как-то чуточку полюбить поэзию. Больше, чем они её любят до этого. Всегда оказывалось, что у того, с кем мы заговариваем, есть любимый автор. И даже иной раз они соглашались прочитать свои любимые стихотворения, - отметил Игорь Федоровский - Видите же, это самый, можно сказать, центр. Здесь есть и трамвай - символ нашего города. Здесь можно встретить и частные дома, которые в большинстве своём в таком неказистом, неприметном состоянии, но если копнуть в историю, мы поймём, что это глубоко исторические здания. Именно здесь рождается поэзия. На стыке времен, где современные здания - с одной стороны, частный сектор - с другой стороны, трамваи - с третьей. А с четвёртой стороны - вообще забор. И непонятно, что тут будет. Я помню, с самого моего детства был забор. Время идёт, сколько мы ни читали здесь с 2010 года, ничего так и не переменилось за этим забором.
Фото: Илья Петров