Тайна седьмой планеты - обзор настольной игры Age of Wonders: Planetfall
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 25 апреля 2022, 15:01  •  печать

Тайна седьмой планеты - обзор настольной игры Age of Wonders: Planetfall

Неужели полноценная адаптация компьютерной глобальной стратегии может уместиться в компактную коробку? Или же громкое имя популярной видеоигровой серии - просто приманка для покупателя? Рассказываем чего ожидать от настольной версии "Эпохи чудес".

Серия пошаговых стратегий "Цивилизация Сида Мейера" стала прародителем целого поджанра видеоигр и пользуется неугасающей популярностью со своего начала в 1991 году по нынешний день, в котором правит бал уже шестая номерная часть этой серии и её дополнения. Как известно, хорошие произведения искусства копируют, а шедевральные - воруют. Не стал исключением и концепт геймплея "Цивилизации", у которой появилось множество подражателей.

В заметки Сида Мейера успели подглядеть такие монументальные серии как Total War и Crusader Kings, многое было один-в-один скопировано игрой Endless Legends, но достойным отдельного упоминания стала серия игр Age of Wonders. Предлагая не просто альтернативный путь развития одной из исторических империй человечества, а погружая игрока в определенный фэнтезийный сеттинг, "Эпоха чудес" завоевала свою нишевую популярность среди любителей пошаговых стратегий даже на фоне более "цивилизованного" старшего брата. Казалось бы, причём здесь вообще настольные игры и почему на обзор в нашу редакцию попала именно игра-подражатель?

В одной из недавних статей, наша редакция рассказывала, что одной из ключевых особенностей всех "civilization-like" видеоигр являлась их невероятная схожесть с играми настольными - пошаговый игровой процесс, несколько фиксированных условий победы и множество путей развития, усиливающих возможности игрока. Именно поэтому обилие настольных игр, основанных именно на классическом геймплее "Цивилизации" не станет откровением. Такие настолки как "Эпохи", "Столкновение цивилизаций", и настольно-игровая адаптация самой "Цивы" уже зарекомендовали себя в настольном сообществе как примеры отличного геймплея и дизайна.

Вышедшая недавно настольная игра Age of Wonders: Planetfall, представляющая собой адаптацию одноимённой видеоигры 2019 года, резко выбивается из однообразия всех упомянутых выше настолок. Новинка, взвалившая на себя ответственность репрезентации довольно громкого видеоигрового имени, перечёркивающая все традиционные устои пошагового жанра, да ещё и за авторством российских разработчиков? Трудно придумать более весомые поводы рассмотреть игру поближе.

О чём игра?

В далёком будущем, над безграничными просторами космоса доминировал Звёздный Союз - управляемое человечеством общегалактическое правительство, включающее в себя множество колоний, и инопланетных империй калибром поменьше. Покорение космоса (а вместе с ним и имперская логистика) была в значительной степени завязана на открытии межпространственных червоточин, соединявших удалённые миры друг с другом и с центральными колониями Звёздного Союза.

К сожалению, метод открытия червоточин был крайне опасен: ткань пространства буквально разрывалась при помощи управляемого взрыва, открывавшего короткую дорогу к далёким звездам. Распространяющаяся всё дальше империя Звёздного Союза относилась к опасности создания таких маршрутов слишком безответственно, что в какой-то момент привело к "Коллапсу".

Доподлинно неизвестно, что произошло на самом деле, но абсолютно все червоточины между мирами исчезли. Сотни колоний оказались отрезаны друг от друга и от правительства в лице Звёздного Союза. Из-за нарушенной связи и торговых поставок начался мощнейший кризис, в результате которого галактическое правительство распалось на отдельные фракции. Те, кому удалось пережить все тяготы неспокойного времени принялись по крупицам восстанавливать контакт с утерянными мирами, но в этот раз "галактическое единение" наступит под флагом лишь одной фракции. А это подразумевает конфликт со всеми остальными…

Игровой процесс

Начать стоит с того, о чём говорилась в самом начале статьи - Age of Wonders: Planetfall не похожа ни на одну из основанных на "Цивилизации Сида Мейера" настолок. Более того, она не похожа даже на свой видеоигровой оригинал! Здесь не будет классического расширения территорий, масштабных сражений с другими игроками и передвижения войск по карте.

На первый взгляд, звучит как здоровенный минус - зачем браться за создание настолки по мотивам видеоигры, если сам игровой процесс имеет мало общего с оригиналом? Именно здесь и кроется секрет Age of Wonders: Planetfall: ей удалось сохранить ключевые особенности жанра, взглянув на их применение с совершенно другой стороны и уместив их в формат довольно простых правил и непродолжительного времени игровой партии.

Настольная игра Age of Wonders: Planetfall в своей основе представляет собой геймплей, завязанный на построение внутриигрового "движка" из карт, который будет приносить "очки империи" (местный аналог победных очков) и ресурсы для дальнейшей модернизации движка.

Игроки принимают на себя командование одной из шести уникальных фракций, не только обладающих различающимися способностями, но и имеющих альтернативные варианты своих собственных навыков для большего разнообразия и гибкости в принятии решений.

Определившись с выбором, игроки готовят компоненты для партии. Партия в Age of Wonders: Planetfall длятся семь ходов, в каждом из которых фракции будут заниматься исследованием планет, получением контроля над их ресурсами, или ведением сражений с нейтральными отрядами, которые не захотят расставаться с планетарными богатствами без хорошего подкупа или проявления силы.

Для каждого из семи ходов предусмотрена своя колода планет, постепенно прогрессирующая в сложности захвата, цене, которую необходимо для этого уплатить, но при этом и в награде, которую получит за это игрок. В начале каждого хода планеты из соответствующей колоды перемешиваются и выкладываются в три ряда, символизирующих их уровни опасности.

В порядке инициативы, указанной на планшетах командиров фракций, игроки выбирают, какую из планет они хотят исследовать, выкладывая на нужную карту свой жетон, после чего начинается "высадка", разыгрываемая по рядам карт в порядке сверху-вниз, слева-направо. То, что происходит во время исследования планеты игроком, сильно зависит от того, что именно находится на поверхности самой планеты: враждебные отряды, утерянные опорные пункты колонии, забытые технологии, или тайники давно погибшей цивилизации.

Если на планете, где происходит высадка, присутствуют враждебные отряды (пираты, наёмники или просто агрессивная фауна), то для их усмирения потребуется потратить силу фракции, олицетворяющую военную мощь. Но даже обладая невероятной военной мощью, без опытного командного состава победы не достигнуть. Если у командира вашей фракции недостаточно накопленного в сражениях опыта, то для покорения более серьёзных планетарных угроз его придется компенсировать большей тратой ресурсов, что в теории может практически обнулить возможную награду за победу.

 

 

Но один из ключевых аспектов "civilization-like" игр - дипломатию, никто не отменял. Некоторые занимающие планету враждебные элементы могут оказаться достаточно сговорчивы, чтобы за достойную оплату перейти на вашу сторону мирно. Если командир игрока достаточно опытен, то вместо военной мощи можно потратить другой ресурс - энергию, олицетворяющую богатство и благосостояние вашей империи, после чего перекупленные наёмники пополнят вашу армию, повышая ресурс силы.

На некоторых планетах могли сохраниться целые колонии, со своим индустриальным комплексом. Такие планеты называются опорными пунктами, и, чтобы вернуть их в состав своей фракции, придётся раскошелиться на энергокредиты. Объединение расколотой империи является основной целью происходящего между фракциями конфликта, а потому захват опорных пунктов не только приносит больше всего победных очков, но и стимулирует игроков развивать определённые типы индустрии дальше. Например, если один из игроков, уже имея в своей империи захваченную "Лабораторию ксеногенетов", найдёт еще один такой опорный пункт на другой планете, он получит "парный бонус", который может серьёзно продвинуть его на лидирующую позицию.

Не хватает энергии? Перекупленные ранее наёмники рвутся в бой? Захват некоторых опорных пунктов можно провести и военным путем, однако планетарное вторжение - дело серьёзное, и потребует значительной траты ресурса силы, восполнить который будет сложнее, чем энергию.

Длительная потеря контакта с целыми звёздными системами не прошла даром ни для кого - многие важнейшие технологии были утрачены. К счастью, на некоторых планетах можно найти чертежи для их восстановления. Проспонсировав технологическое исследование энергокредитами во время высадки, игрок получает уникальную способность, которая может сделать его доходы выше, армию сильнее, а дальнейшие планетарные исследования проще и дешевле. Более того, предназначенные для финального седьмого хода планеты могут хранить в себе технологии, дающие игрокам уникальные бонусы для финального подсчета победных очков, что может дать ощутимый бонус даже самой отстающей фракции.

Наиболее приятной находкой при исследовании планеты будет являться тайник с сокровищами древней цивилизации. Платить за его использование ничего не нужно - кто успел, тот и взял, а значит конкуренция между игроками за столь ценную халяву будет нешуточной. При раскопках бесценных артефактов древности перед игроком встанет выбор: продать их на чёрном рынке ради немедленной награды в виде энергии или же интегрировать их в свое производство и экономику, получая не менее значительный прирост в экономике, но уже на постоянной основе каждый ход.

В случае если выбор доступных для исследования планет оставляет желать лучшего (или если богатство ваших ресурсов истощилось), любой игрок вместо высадки на планету имеет право провести так называемые "операции", позволяющие нарастить силу армии, прирост энергокредитов или вовсе сосредоточить усилия на получении победных очков.

После того как все игроки совершат высадку, планеты, которые они исследовали добавляются в упомянутый ранее "движок", собираемый из карт планет в течение всей партии и приносящий определённые награды и бонусы как разово при получении, так и каждый ход. После этого,игроки во второй раз за ход начинают планировать свои высадки и исследования, но на этот раз выбор планет будет значительно меньше. Порядок инициативы их выбора тоже сменится - те игроки, которые на прошлом этапе отважились исследовать более затратные в получении планеты, получают право выбрать следующее место высадки раньше остальных, захватывая самые выгодные регионы.

Спустя семь ходов (и, соответственно, 14 высадок), игроки проводят финальный подсчет победных очков, который будет зависеть не только от наград, полученных за исследования планет, но и от выполнения определённых условий, меняющихся каждую партию. Тот, кто набрал больше всего "очков империи", побеждает и становится правителем галактики, объединённой уже под его флагом.

Вердикт

Не слишком похоже на глобальную стратегию, которой является Age of Wonders: Planetfall в своём видеоигровом оригинале? Однозначно. Однако, как уже упоминалось в обзоре, свежий взгляд на механику развития собственной империи, значительно отличающийся от приевшегося "вида на глобальную карту" привносит множество своих плюсов. Тщательное продумывание трат своих ресурсов, подсчёт потенциальной выгоды от наград (как единовременных, так и постоянных) и выстраивание собственного экономического движка - всё это, в сухом остатке, и есть основа всех "игр-цивилизаций", сублимированная в компактном формате настолки.

 

Более того, все перечисленное выше - это ни что иное, как проверенные временем механики "европейской" школы настольных игр, но без излишнего занудства при подсчёте, отсутствия обязательной необходимости знать все карты наизусть, да ещё и в сеттинге популярной видеоигры!

Фанатов оригинала это вряд ли утешит, потому что кроме того самого "сухого остатка" и сеттинга, в настольной версии Age of Wonders: Planetfall не осталось ничего от своего видеоигрового прародителя. Но это не мешает ей быть отлично проработанной, интересной, но при этом простой и быстрой настолкой.

Отечественные дизайнеры не привнесли в жанр "еврогеймов" никаких инноваций, но зачем чинить то, что и так не сломано? Учитывая, насколько редки действительно хорошие представители российских настольных игр, Age of Wonders: Planetfall - значительный шаг в сторону освоения более "гиковой" настольной аудитории, и шаг при этом весьма удачный.

Игра прекрасно подойдет тем, кто хотел попробовать окунуться в жанр "еврогеймов", но боялся излишней усложнённости, или для тех, кого не напугал нетипичный в сравнении с оригиналом игровой процесс. Быстрое время партии, объясняемые за 5-10 минут правила, и интересный геймплей делают Age of Wonders: Planetfall необычным, но хорошим развлечением для не слишком серьёзных встреч, или как разминка перед более масштабной настолкой.

За предоставление обзорной копии игры и фотографии, редакция благодарит издательство Hobby World, являющееся официальным издателем игры в России.

Читайте также