Что в чёрном ящике? Рассказываем о феномене настольных игр формата "легаси"
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 23 сентября 2021, 14:13  •  печать

Что в чёрном ящике? Рассказываем о феномене настольных игр формата "легаси"

"Легаси" или "наследие" - инновационный жанр настольных игр, вызывающий немало удивления при первом столкновении с ним. Сегодня мы расскажем, откуда он берёт свои корни и почему не стоит останавливать владельца такой игры, когда он начинает рвать её компоненты.

У многих Новый год связан с получением подарков - в этом нет ничего плохого. Наоборот, предвкушение момента, когда ожидание будет окончено и ты, наконец, сможешь сорвать праздничную упаковку с лежащего под ёлкой подарка, нельзя спутать ни с чем. Время идёт, мы взрослеем и начинаем покупать подарки себе сами - всё еще приятно, но аура загадочности пропала, казалось бы, навсегда.

Но что, если мы скажем, что, купив себе в подарок определённый вид настольной игры, вы снова и снова будете переживать это невероятное ощущение приоткрываемой тайны?

Настолки формата "Легаси", или "наследие" на русском, используют ваши решения, принятые в предыдущей партии, и переносят их в следующую. Последствия каждого выбора бесповоротны, а сама игра будет значительно изменяться как в своём внешнем виде, так и в правилах. Новый контент будет надстраиваться над старым, и всё это будет завёрнуто в сюжет, достойный напряжённого сериала.

Открыв коробку с такой игрой, вы вместо типично рассортированных колод карт, фигурок, и листов с жетонами увидите лишь книгу правил и множество запечатанных коробочек с яркими предупреждениями: "Не открывайте это до начала первой игры", "Откройте это при четырёх проигрышах подряд", "Откройте, когда посчитаете, что заслужили это".

Именно с этого момента игроков поглощает то самое чувство. Они захотят узнать об этой игре всё, но до наступления определённого момента сделать этого будет нельзя. Они будут кусать локти в ожидании развязки сюжета, который позволит открыть им таинственный конверт. Они будут долго спорить, но всё равно откроют коробочку с надписью "НЕ ОТКРЫВАЙТЕ ЭТО НИКОГДА. СОВСЕМ".

У таких настолок есть концовка, в отличие от любых других игр, в них нельзя играть "бесконечно", и у каждой группы игроков будет своя неповторимая история, воспоминания о которой не выцветут из памяти никогда. Сегодня мы расскажем вам об истоках жанра, на чём он основан и почему при игре в свою первую "легаси" вы будете шокированы, как при просмотре "Игры престолов".

ПРОЧТИТЕ ЭТО ПЕРЕД НАЧАЛОМ ИГРЫ

Прозвучит абсурдно, но рассматриваемый формат зародился… благодаря игре-викторине. Роб Давио, автор таких настольных игр, как Risk: Legacy, "Пандемия: Наследие" и Seafall, на заре своей карьеры работал на Hasbro (крупнейшая в мире компания по производству игрушек - прим. ред.), и среди его обязанностей была разработка игр-викторин Trivial pursuit.

Занимаясь дизайном викторины по кинотрилогии "Властелин колец", Роб понимал, что семейные игры подобного формата раскладываются пару раз в год, поэтому вложил в коробку большое, но ограниченное количество карточек с вопросами. Приложение с цифровым помощником для игры на DVD-диске вело игроков от Шира до Роковой Горы, указывая, в какой последовательности надо доставать карточки с вопросами, чтобы постепенно увеличивать сложность.

Когда работа была закончена, а игра отправилась к покупателям, Роб Давио был шокирован, увидев, что лейтмотивом всех отзывов на товар являлись вопросы: "И это всё? Я не смогу пройти эту игру ещё раз?".

В этот момент к нему пришло озарение: при покупке настольной игры потребитель ожидает, что в неё можно будет играть бесконечно, и это являлось нерушимым заветом в головах настольщиков. Обдумав это, Роб взялся за создание настольной игры, которая будет нарушать все возможные заветы и дарить игрокам неповторимые ощущения.

ЗАВЕТ ПЕРВЫЙ: ИГРОК РЕШАЕТ, СКОЛЬКО РАЗ ИГРАТЬ В НАСТОЛКУ

Первое и основное правило "настольного клуба". Покупая настолку, игрок рассчитывает раскладывать её столько, сколько посчитает нужным. У традиционных настольных игр нет никакой финальной "точки" - лишь начало и конец партии, после которой ничего не запрещает сыграть в игру ещё раз, и ещё раз, пока она не надоест окончательно. "Легаси" нарушает это правило, сходу предупреждая игроков, - после определённого количества партий вы не сможете сыграть в эту игру снова.

"Что же меня остановит?" - спросите вы. Всё потому, что игра-"наследие" своего рода настольная версия интерактивного скетчбука "Уничтожь меня". В определённый момент игры вам скажут наклеить перманентные стикеры, которые навсегда изменят игровое поле или компоненты, некоторые карты придётся в буквальном смысле порвать после прочтения, на многих элементах игры нужно будет что-то написать маркером, обозначая последствия произошедших событий.

У неподготовленного настольщика подобное вызовет самый настоящий шок, ведь они привыкли хранить первозданное состояние каждого элемента как зеницу ока. Но в этом жанре нет ничего привычного, и для полного наслаждения игрой своими принципами придётся поступиться.

ЗАВЕТ ВТОРОЙ: НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ПОЗВОЛЯЮТ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ

Каждая партия в стандартную настолку - это игра, обособленная от всех предыдущих и любых последующих. Вы всегда начинаете с первой ступени "лестницы", на которую снова вернётесь в начале следующей игры. Единственное, что переносится из партии в партию - ваш игровой опыт и знание о работе тех или иных механик.

С форматом "легаси" всё не так просто. Постоянство принятых решений, обозначенное в предыдущем пункте уничтожением или изменением игровых компонентов, будет с вами всю игру. Бой в городе был настолько ожесточённым, что сам город оказался полностью разрушен ядерной боеголовкой? Значит этот регион больше никогда не принесёт ценности ни вам, ни кому-либо ещё. Ведущий вирусолог погиб, заразившись при разработке вакцины от смертоносной болезни? Это навсегда.

Плохими или хорошими были последствия, они никуда не денутся, и с продвижением по истории игра будет постепенно наполняться всё новыми правилами, послаблениями или ограничениями. Здесь не будет "откатов" сделанных ходов, и до самого конца, который неизбежно наступит, придётся играть, основываясь на предыдущих решениях каждого из игроков.

ЗАВЕТ ТРЕТИЙ: СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ ОПРЕДЕЛЯЕТ ДИЗАЙНЕР

Настольные игры - комплексный, но завершённый продукт. Она попадает к вам в руки в полностью готовом виде - остаётся лишь наслаждаться проделанной автором работой без каких-либо запретов.

А теперь представьте, что автор игры вручает вам заветную коробку со словами: "Я завершил 80 % игры. Остальное зависит от вас!". Игрокам поручают задачу создать нечто уникальное своими руками, они сами будут вводить новые правила и компоненты, а также изменять старые, но делается это под прикрытием сюжетных поворотов, успехов или провалов в партиях и личных решений. Более того, открыть каждую волшебную коробочку с предупреждающей надписью не удастся: у каждой группы игроков будет свой собственный путь, по ходу которого одни тайны игры будут открыты, а другие - останутся загадкой навсегда. Что говорить, даже содержимое этих секретов может иногда быть разным у каждой индивидуальной коробки с игрой!

ЗАВЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ: СОДЕРЖИМОЕ КОРОБКИ С НАСТОЛКОЙ - ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ

На обороте каждой коробки с настольной игрой можно увидеть список того, что в ней содержится. Это не столько незыблемый принцип самих настольщиков, сколько обязательное условие защиты прав потребителя. Если, к примеру, для создания неповторимого вкуса напитка был использован обогащённый уран - потребитель обязан это знать, и вся ответственность за возможные последствия употребления лежит на нём.

Учитывая всю секретность формата "наследие", описать состав подобных игр не представляется возможным, во всяком случае, не со стопроцентной точностью. Максимум про что вам удастся узнать - это игровое поле, количество фишек игроков, закрытый лист наклеек, коробка А, коробка Б, ящик Пандоры и так далее. Ничего не изменится и при вскрытии самой коробки с игрой, потому что содержимое всех коробок, конвертов и пакетов - сплошные спойлеры, знания о которых нужно будет заслужить в процессе игры.

Безусловно, соблазн взять и вскрыть каждый секрет без разрешения велик - кто из нас не пытался отыскать купленные вам подарки до праздника? Никто не будет стоять над душой и бить вас по рукам при попытке получить запретные знания. Вот только накажете этим вы себя сами.

Исследования показали, что самый счастливый момент с настольной игрой - это момент её вскрытия. Популярность "легаси" именно в том, что каждая партия - это предвкушение открытия чего-то нового, и, испортив сюрприз, вы лишите себя самой сути игры. Правда, эти же исследования выявили, что количество эндорфинов резко падает, как только вы берёте в руки правила. Наша редакция уже публиковала статью о том, как сделать процесс обучения настольной игре менее тревожным, да и говорим мы сейчас не об этом.

ЗАВЕТ ПЯТЫЙ: ГЕЙМДИЗАЙНЕР НЕ СТАНЕТ ВАМ ВРАТЬ

Этот завет - совокупность четырёх предыдущих. Настольная игра должна представлять собой законченный продукт, вы имеете право знать о её содержимом от и до, а в процессе игры не произойдёт никаких непредвиденных сюрпризов, потому что все правила известны с самого начала.

Дизайнеры "Наследия" выворачивают все эти постулаты наизнанку, намеренно скрывая от игроков физические компоненты, будущие последствия принятых решений, а иногда и вовсе прибегая к "грязным" приёмам, вроде размещения тайного конверта под органайзером для игры.

Партия в подобную игру может закончиться на "клиффхэнгере" (обрыв повествования на самом интересном месте - прим. ред.), и игроки будут буквально изнывать от желания узнать, что же произойдёт дальше. Любители смотреть сериалы взапой и вовсе могут обнаружить, что они играют партию за партией, потому что легаси-настолка не отпускает их со сценарного крючка, всё глубже погружая их в кроличью нору, ведущую к одной из концовок.

Более того, настольщики заметят, что порой они совершают абсолютно нелогичные с точки зрения оптимальности действия ради того, чтобы получить заветную наклейку с улучшением для персонажа, или узнать, что лежит в запечатанном контейнере с компонентами. К концу игры благодаря манипуляциям дизайнеров весь придуманный ими мир может быть ввергнут в хаос, а игроки всё равно будут радостно танцевать вокруг горящих карт, вскрывая одну секретную колоду за другой.

НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО ДО ЗАВЕРШЕНИЯ ВСЕЙ СТАТЬИ

Каждая легаси-игра - это вложение в событие. Вы покупаете то, что не сможете перепройти, а коробку с уже законченной игрой можно будет спокойно выбросить. Подобное решение - не из простых, а потому и сам жанр экспериментальный, и основанных на нём игр немного.

  • "Пандемия: Наследие" станет для игроков попыткой спасти планету от ужасного вируса, где ставкой будет население всей планеты.
  • Risk: Legacy берёт идею классической игры с "солдатиками на карте" и выкручивает её на максимум, сталкивая игроков с последствиями передела территории в ходе глобальной войны шести сторон.
  • Seafall превращает игроков в отважных моряков и пиратов, позволяя им исследовать морские просторы, совершать невероятные открытия, а также сражаться за первенство как в бою, так и на экономическом поприще. И всё это с предоставляемой форматом аурой тайны!
  • "Gloomhaven: Мрачная Гавань" открывает огромный фэнтезийный мир, в котором игроки - это члены банды наёмников, благодаря чистой случайности вовлечённые в историю по спасению мира. Исследование новых локаций, загадки (некоторые из них будут длиться всю игру) и классы персонажей, о которых до момента открытия не будет известно ничего. Вы будете ставить успех миссии под угрозу только ради того, чтобы набить свои карманы золотом или первым добежать до сундука с сокровищами.
  • "Дилемма короля" - это квинтэссенция придворных интриг "Игры престолов". Монарх во главе государства - лишь марионетка, а вы - представители великих домов, и решение всех возникающих перед королевством проблем лежит на ваших плечах. Плетите коварные заговоры, продвигайте интересы своего дома в гонке за власть и узнайте, на какие решения можно пойти просто из соображений личной выгоды.

Заинтересованы? А ведь это далеко не всё, но спойлерить в рамках статьи мы ничего не будем.

А теперь уничтожьте эту статью и откройте страницу "Всё о жанрах настольных игр".

Читайте также