Как "Монополия", но лучше - всё о жанрах настольных игр
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь»  7 сентября 2021, 14:28  •  печать

Как "Монополия", но лучше - всё о жанрах настольных игр

Сотни красивых коробок и полнейшее непонимание того, что в них скрывается, - вот что ожидает любого новичка, впервые решившего купить настолку. Объясняем, какие жанры настольных игр существуют и кому они больше подходят.

Итак, вы решили разнообразить свой досуг и захотели купить настольную игру. Да, небольшой опыт в настолках у вас уже есть. Неважно, скоротали ли вы время в кальянной за игрой в UNO или вырвали победу, сыграв в "Монополию" в компании уже не таких близких после ваших поступков за столом друзей, - вы получили удовольствие и с полной уверенностью в том, что вы видели и знаете всё, идёте в магазин настольных игр.

И тут у вас идёт кругом голова, ведь вместо 5-10 видов игр вы видите пару-тройку сотен. Как в этом всём можно разобраться? К вам подходит консультант, но вы в смущении и замешательстве покидаете магазин.

С такой ситуацией сталкиваются многие, кто только начинает интересоваться настолками. Так что, если вам это тоже знакомо, не пугайтесь. Мир настольных игр постоянно меняется, и малознакомого с хобби человека огромное разнообразие скорее отпугивает, нежели поражает воображение.

Но не всё так страшно, ведь сегодня мы расскажем вам, какие бывают виды и жанры современных настольных игр, подходят ли они для вас и вашей компании.

ИГРЫ ДЛЯ ВЕЧЕРИНОК

"Бэнг"

Начнём с наиболее доступного жанра. Вечериночные игры, или "Патигеймы" предназначаются для игры в больших и шумных компаниях и благодаря практически обязательному наличию в них социального взаимодействия дарят положительные эмоции от происходящих в них ситуаций.

Вечеринка в баре или праздничная тусовка дома редко располагает к серьёзным раздумьям над своим ходом, а если объяснение правил затянется более чем на пять предложений, то попытки сыграть в игру разобьются о фразы, вроде "Слишком скучно…" или "Давайте лучше в карты сыграем!". Именно поэтому патигеймы имеют короткие и простые для понимания правила, очень быстро играются и в целом служат для того, чтобы провести время максимально весело.

Надоела обычная колода карт? Сыграйте во "Взрывных котят"! Любите загадки? "Кодовые имена" или "Декодер" заставят вас поломать голову. Хотите от души посмеяться, обставив своих соперников? К вашим услугам "Свинтус", "Бэнг" и многочисленные "Манчкины".

СЕМЕЙНЫЕ ИГРЫ

"Каркассон"

К планированию семейного досуга многие подходят особенно тщательно. Хочется и разнообразия, и ярких эмоций вне зависимости от возраста. И вот когда все фильмы будут просмотрены, а все парки и скверы исхожены вдоль и поперёк, возникнет закономерный вопрос: чем же интересным заняться? На помощь придут семейные настольные игры, чей простой, но интересный игровой процесс сможет заинтересовать как самых маленьких, так и самых старших членов семьи.

Основными критериями семейных настолок являются доступность для разных возрастов и простота объяснения правил. Прямых столкновений между игроками в таких играх минимум, поэтому даже если победитель будет всего один, едва ли кто-то откажется после этого жить с вами под одной крышей.

Именно поэтому, если захочется весело и интересно провести время со своей второй половинкой, родителями или детьми, познакомьте их с подходящими настольными играми и разложите партейку в "Каркассон", "Экивоки", "Билет на поезд" или "Пэчворк". Поверьте - вас поблагодарят.

ИГРЫ-АБСТРАКЦИИ

"Азул"

Вы их знаете, вы их любите. Их происхождение древнее, чем у любой настольной игры. Возможно, вы даже не воспринимаете их как настольные игры в принципе, но пришло время открыть глаза. Шашки, шахматы, игры с колодой карт, домино, нарды - всё это игры-абстракции.

Они просты для восприятия из-за отсутствия хоть какой-то тематической составляющей и в большинстве своём имеют глубокий и продуманный игровой процесс. В них нет ужасных драконов или космических кораблей - только обезличенные фигуры и элементы, что позволяет сосредоточиться именно на стратегии.

Но пускай приведённые выше примеры и являются проверенной временем классикой, это далеко не всё, что может предложить вам жанр абстракций. Выстраивайте красивейшие мозаики в "Азуле", создавайте витражи бросками цветных кубов в "Саграде", или сыграйте в одно из лучших современных переосмыслений шахмат - "Сундук Войны".

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИГРЫ

"Покорение Марса"

Вам случалось проводить вечера за компьютером, играя в Stronghold или Cities: Skylines? А может, вы любите что-то попроще, и вашим выбором была "Весёлая ферма"? В вас наверняка дремлет талант управленца, а значит жанр экономических настолок именно для вас!
Экономические игры завязаны на взаимодействии и менеджменте различных ресурсов, будь то запасы корма для животных, политического влияния или доступных войск, а также их эффективном применении.

Такие игры сложнее описанного ранее, ведь их исход зависит не от влияния случайности, а от индивидуальных навыков игрока и принимаемых им решений. Показной "крутой ход" может оказаться пустышкой, а методичное выстраивание своей ресурсной машины может, наоборот, принести вам победу тогда, когда этого никто не ожидает.

Помимо очевидных особенностей, жанр предлагает гибкость в выборе тематики: от научно-фантастической в "Покорении Марса" и "Проекте "Гайя", до приземлённого земледелия в "Агриколе" и "Ла-Гранхе".

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

"Сумерки Империи"

Если фразы "Нам нужно больше минералов!" или "Нужно построить Зиккурат" для вас не пустой звук, тогда вы почувствуете себя как дома в стратегических настольных играх. Строительство армий, ведение войн и контроль территорий, а в более продвинутых настолках даже элементы политики между игроками, - вот столпы, на которых держится этот жанр.

Напряжение между игроками будет расти, словно цены на видеокарты, и упадет так же резко, как рубль в 2014-м, как только среди играющих появится наглец, вознамерившийся в ближайшие пару ходов забрать победу, принуждая остальных к временному союзу.

Здесь неудачный ход может стоить вам всей игры, а любые договоры и обещания временны. Здесь можно возглавить армии Мордора в "Войне Кольца", быть честным полководцем, или гнусным интриганом и привести свою расу к господству над галактикой в "Сумерках Империи", или же возглавить благородный дом из "Игры Престолов", до последнего скрывая, что уже через ход на Железном Троне будете восседать именно вы. Здесь место только для тех, кто хочет побеждать.

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ ИГРЫ

"Мрачная Гавань"

"Наша отважная команда прибыла в трактир и во всеуслышание заявила, что разыскивает чудовище, способное принимать облик предметов. "Да разве ж такие бывают?" - спросил трактирщик и засмеялся. Мы засмеялись в ответ. Стол тоже засмеялся. Мы убили стол. Хорошие были времена!". Эта шутка идеально описывает приключенческие игры, потому что после каждой партии в них у вас появится своя невероятная история (а то и не одна!), которая сумеет заинтересовать даже тех, кто к настольным играм даже не притрагивался.

Тематика и история - вот сердце любой приключенческой настольной игры. Вы будете исследовать интересные локации, попадать как в абсурдные, так и в смертельно опасные ситуации, а действия каждого из игроков в конце партии могут создать как душераздирающую, так и до слёз смешную историю.

В "Мрачной Гавани" вы можете быть бандой наёмников, ввязавшихся в историю со спасением мира, потому что им не хватило денег на выпивку.

В "Немезиде" вы примерите роль экипажа космического корабля, на котором главной опасностью будут не столько смертоносные пришельцы, сколько ваши собственные товарищи, к которым вы или потеряете последнее доверие, или зауважаете их как никогда прежде.

А "Древний Ужас" перенесёт вас на век назад, объединив игроков целью спасти человечество от потусторонних кошмаров из произведений Говарда Филлипса Лавкрафта, часто - ценой собственной жизни или рассудка.

Выражение "Историю пишут победители" - не про приключенческие игры, ведь даже горькое поражение здесь может оставить воспоминания, о которых вы ещё долго не забудете.

НАСТОЛЬНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Dungeons & Dragons

Пожалуй, одна из самых популярных и известных на сегодняшний день категорий игр. Здесь нет сотен разных компонентов, в которых нетрудно запутаться и огромных стопок карт, эффекты каждой из которых нужно запомнить. Всё, что вам нужно, книга правил, несколько игровых кубиков, листы бумаги с карандашами и самое главное - ваше воображение.

Вся игра строится на прохождении фантастического приключения согласно руководству и фантазии одного игрока - так называемого мастера подземелья, который должен придумать для остальных участников историю, управлять всеми происходящими в ней процессами согласно правилам и направлять игроков в нужное сюжетное русло.

Остальные же игроки должны создать собственных внутриигровых персонажей, их класс, физические характеристики, а если захотят, то даже прописать персонажу прошлое. После этого начинается настоящее волшебство: команда игроков по сюжетной завязке "мастера" отправляется на приключения, ограниченные только собственной фантазией и миром игры.

Систем правил, по которым ведутся настольно-ролевые игры, великое множество. На слуху у всех будет легендарная Dungeons & Dragons, но помимо неё есть не менее интересные Pathfinder, "Зов Ктулху", "Кориолис" и даже "Чужой", позволяющий стать участниками культового космического хоррора.

Если вашему воображению можно только позавидовать, лучшего способа провести время, чем настольно-ролевые игры не найти. Ведь никто, кроме вашего Друида, обладающего навыком общения с животными, не сможет выяснить, знает ли о пропавшем артефакте та подозрительная курица…

ВАРГЕЙМЫ

"Ни шагу назад!"

Последний рассматриваемый нами жанр - это так называемые варгеймы. Варгейм (с английского дословно - игра в войну) - это разновидность стратегических настольных игр, призванных сымитировать военные конфликты, как реальные, так и вымышленные, сосредотачивая внимание именно на самом сражении, не затрагивая аспекты экономики и ресурсов.

У игр этого жанра давняя история. Они появились как способ обучения полевых командиров ведению сражений, затем просочились в гражданскую сферу как развлечение для аристократии, а в наши дни стали досугом для увлекающихся историей и военным делом людей.

За все эти века варгеймы не сдали позиций как самый серьёзный вариант настольных игр в принципе, конкурируя разве что с шахматами. Сами варгеймы разделяются на две подкатегории.

Первая - варгеймы с миниатюрами. Многие в детстве играли "в солдатиков", но, как и любое детское развлечение, оно имело хаотичный характер, а правила ограничивались лишь воображением и наглостью.

- Мой Железный Человек убьёт твоего Джона Сину лазером!

- Не-а, у моего Джона Сины есть щит, который отражает любые смертельные атаки обратно!

Знакомо? Забудьте о подобном ребячестве, здесь все по-взрослому.

Игровым полем в таких варгеймах является детально или абстрактно декорированный стол, имитирующий место сражения. Игроки руководят отрядами миниатюр, согласно прописанным под каждое подразделение правилами.

Каждый из игроков занимается сбором своей собственной армии согласно предпочтениям и эффективности в бою, а партии в игры подобного формата обычно проходят между двумя коллекционерами.

Исход партии здесь зависит не только от умения руководить войском, но и от того, насколько хорошо ты снарядил армию, будь то сами отряды, заточенные под конкретные нужды на поле боя, или их экипировка, повышающая шансы на победу.

Варгеймы с миниатюрами существуют как в близком к своим корням военно-историческом сеттинге, как, например, Flames of War или Black Powder, так и дающей больший простор для воображения вымышленной стилистике - Warhammer 40000, Infinity и Malifaux.

Вторая подкатегория - это классические настольные варгеймы, часто позволяющие разыграть конфликт не в тактическом, а в стратегическом масштабе, где руководить придётся уже целыми армиями, а на исход боя, часто решаемый целыми таблицами различных вариантов столкновений, могут повлиять даже особенности местности или отрезанность армии от линии поставки припасов.

Здесь балом правит минимализм в оформлении, максимальная информативность и военно-историческая достоверность происходящего. Свой классический варгейм найдётся практически на каждый реально произошедший в истории конфликт. "Пути славы" позволят изменить ход Первой Мировой, героические подвиги советских солдат на полях Великой Отечественной можно будет повторить в "Ни шагу назад!", а о завоеваниях Наполеона расскажет игра Napoleonics из серии Commands & Colors.

Попробовать себя в роли генерала армии и изменить ход истории без ужасных последствий потребует хорошего стратегического мышления и крепкой выдержки, но лучшего способа, чем варгеймы для этого не найти.

* * *

Итак, вы хотите купить настольную игру. Вы распахиваете дверь магазина и целеустремленно направляетесь к нужной вам полке. Подошедший консультант спрашивает вас, какую игру вы ищете.

"Мне нужна экономическая игра, что-нибудь про далекое будущее", - со знанием дела отвечаете вы. Продавец смотрит на вас с уважением, кивает, и показывает вам на несколько нужных коробок.

Теперь вы всё знаете.

Фото: boardgamegeek.com

Читайте также

Комментарии
Добавить свой