16 сентября в российский прокат вышел фантастический боевик "Дюна" (12+). Мы оказались в числе первых зрителей и рассказываем, что необходимо знать перед просмотром и кому на этот фильм лучше не ходить.
Откуда такой хайп?
"Дюна" - один из самых ожидаемых релизов этого года. Причин тому несколько. Фильм основан на одном из самых известных научно-фантастических романов XX века, который американский писатель Фрэнк Герберт написал ещё в 1965 году. Произведение стало началом успешной франшизы, которая объединяет 20 книг, несколько видео- и настольных игр (про фильмы и сериал расскажем отдельно). Вселенная "Дюны" оказала большое влияние на фантастику, и вдохновила авторов на создание многих произведений, в том числе "Звёздные войны" и "Чужой".
Над современной экранизацией работала сильная команда, которая хотела не столько снять кассовый фильм, сколько бережно перенести на экран оригинальную историю. Режиссёр Дени Вильнёв признавался в интервью, что создание киноадаптации "Дюны" было мечтой всей его жизни. Работа над фильмом продолжалась более четырёх лет.
Изначально фильм должен был выйти в ноябре 2020-го, но из-за пандемии его перенесли почти на год. И это ещё сильнее подогрело интерес к этому проекту.
Неужели культовый роман не экранизировали раньше?
Попытки были, но все авторы спотыкались об обширность мира и сложность его переноса в видеоформат, так что их нельзя назвать успешными.
В 1974 году за дело взялся чилиец Алехандро Ходоровски. Это задумывалось как масштабный проект с участием Сальвадора Дали в роли императора и музыкой Pink Floyd. В мире "Дюны" многое построено на теме наркотиков (в оригинале "spice", в переводе "пряность"). Стоит помнить, что в то время психоделики, в частности ЛСД, были очень распространены. И режиссёр хотел снять картину, которая напоминала бы эффект ЛСД и полностью поменяла восприятие зрителей. Фильм должен был длиться более 15 часов (!!!). Но мечты съёмочной команды разбились о суровую коммерческую реальность: к проекту удалось привлечь лишь 10 из 15 необходимых для экранизации миллионов долларов. Фильм оказался лишь мечтой, но наработки нашли отражение в других произведениях.
В 1984 вышла "Дюна" (12+) Дэвида Линча (да-да того самого, который позже снимет "Твин Пикс" и "Маллхоланд драйв"). Если вы ничего не слышали об этой экранизации - не удивляйтесь, она провалилась в прокате, не отбила бюджет и получила весьма прохладные отзывы критиков. Ленту буквально громили за отсутствие структуры в передаче и без того сложного сюжета, весьма сомнительные спецэффекты. Из плюсов отмечалась актёрская игра. Фильм стал дебютом для Кайла МакЛоклена (агента Купера из того же "Твин Пикса") - он сразу получил главную роль Пола Атрейдеса. Актёр фанатеет по миру "Дюны" с 14 лет и по слухам перечитывает книгу ежегодно (сейчас ему уже 62 года). Из актёрского состава заслуживает упоминания и певец Стинг в одной из основных ролей.
В 2000 году на основе "Дюны" был снят мини-сериал, но популярность он обрёл лишь среди фанатов франшизы и вряд ли чем-то выделяется среди других фантастических произведений.
О чём "Дюна"?
В этом обзоре мы воздерживаемся от спойлеров и не стремимся передать содержание огромного произведения. Если кратко - роман о предательстве, надежде и предназначении. Если без философии и чуть подробнее, то в центре произведения находится судьба правящего Дома Атрейдесов, которые прибыли на пустынную планету Арракис по приказу императора, чтобы контролировать добычу пряности - особого наркотического вещества, которое необходимо для космических полётов. В галактике пряность встречается только в пустынях Арракиса, а её добыча связана с опасностью нападения гигантских песчаных червей.
До этого планетой управлял Дом Харконненов во главе с бароном Владимиром Харконненом - жестоким политиком, одержимым местью Дому Атрейдесов. Он хочет погубить герцога Лето Артрейдеса, его наложницу леди Джессику и сына Пола. Столкновение этих домов и формирует один из основных конфликтов произведения. В пустынях Арракиса живёт коренное население планеты - фримены, которые из поколения в поколение передают легенду о приходе "махди" - спасителя, который поведёт их в рай. И они начинают видеть черты махди в прибывшем на планету 15-летнем Поле Атрейдесе.
Справились ли с экранизацией в этот раз?
Да. Это лучшая экранизация "Дюны" на сегодняшний день и очень качественная работа. Не обошлось и без косяков, но давайте обо всём по порядку.
Режиссёр Дени Вильнёв признавался, что, создавая фильм, ориентировался не на чужие наработки, а старался передать те образы, которые возникали в его воображении при чтении книги в подростковом возрасте. Это важно знать для понимания фильма. Потому эпичность и величественность здесь возведена в настоящий культ. От графики захватывает дух. В литературном первоисточнике масштабным сценам и боям отводится немного времени, Герберт пишет про это вскользь, разве что сцены с огромными червями прописаны детальнее. Экранизация же гораздо красочнее, здесь уже не только эпичная драма, но и качественный боевик.
Парадокс, но это же и главный недостаток фильма: Вильнёв делает упор на визуальное восприятие, при этом опуская многие диалоги, через которые раскрываются герои. Анонсировалось, что в фильме образ леди Джессики (матери Пола Атрейдеса) будет раскрыт более подробно, чем в книге, а главный антагонист Владимир Харконнен и вовсе избавится от клишированного образа злодея, и зрители увидят его многогранность, поймут скрытые мотивы. Не случилось. Порой кажется, что перед тобой комикс: прекрасно иллюстрированный, с отличным сюжетом, но всё же довольно слабый с точки зрения раскрытия персонажей. Этот недостаток почувствуют в первую очередь зрители, знакомые с литературным первоисточником.
Дело и в той пресловутой сложности киноадаптации, которая преследует "Дюну" уже полвека, и в фирменном стиле Дени Вильнёва с его длинными кадрами и многозначительными паузами. По этим же причинам в фильм просто не вместились некоторые сюжетные линии и ходы, например, поиск предателя в резиденции Атрейдесов на Арракисе, поверхностно набросан образ доктора Юэ, а порочный ментат Дома Харконненов Питер де Врийе и вовсе стал декорацией, в фильме у него даже нет имени. Фейд-Раута Харконнен в фильме отсутствует вообще. Зато чаще показываются пророческие видения юного Пола, делается акцент на грядущую романтическую линию с юной фрименкой Чани.
Каст у фильма очень внушительный, хотя актёрам и не было особой нужды демонстрировать что-то особое: за них настроение создаёт визуальное оформление и музыка. В главной роли - Пола Атрейдеса - Тимоти Шаламе, которого режиссёр сравнивает с "безумной рок-звездой". На момент съёмок ему было 23 года, но камера делает его моложе своих лет, и можно поверить, что его персонажу 15 лет. Родителей Пола сыграли Оскар Айзек и Ребекка Фергюсон, их злейшего врага Владимира Харконнена - Стеллан Скарсгард, рассмотреть игру которого довольно сложно за массивным гримом, созданным для роли: актёра гримировали по семь часов ежедневно.
Роль прекрасной фрименки Чани заполучила Зендея, которая хорошо попала в образ. Отметим также участие в проекте Джейсона Момоа, Хавьера Бардема и Дэйва Батисты.
Восхитительную картинку дополняет эпичная музыка от Ханса Циммера. Не удивимся, если фильм будет номинирован и получит по этим номинациям урожай наград со всех основных кинопремий.
Фанаты вселенной не должны ждать полного соответствия книге. Обычных же зрителей главный удар поджидает в конце: спустя 2,5 часа фильм буквально обрывается на самом интересном, оставляя вопросы и желание узнать, чем же всё, чёрт побери, кончится! Дело в том, что это лишь первая часть. Да, в самом названии это не отражено, только в титрах. Её события охватывают примерно 2 из 3 томов оригинальной "Дюны". Работа над продолжением началась в этом году, но даже примерная дата выхода пока неизвестна. Заявлено, что фильм будет снят, даже если первая часть провалится в прокате. Что ж, посмотрим. Тем более грядущий провал был спрогнозирован ещё до премьеры первой части и никак не связан с качеством фильма. Дело в том, что в США (как ни крути, одной из самых "кассовых" киноплощадок мира) фильм выходит в прокат в кинотеатрах и почти одновременно на стриминговом сервисе HBO Max. Создатели фильма опасаются, что из-за этого зрители не пойдут в кино и фильм не окупится по сборам. К слову, "Дюну" стоит смотреть именно в кино - домашнее оборудование не сможет создать такое погружение.
Что лучше: книга или фильм? И есть ли важные отличия?
Многим адаптация Вильнёва придётся по душе. Всё же дух "Дюны" ему удалось передать, параллельно добавив своё авторское видение. Но вопросы всё равно остаются. Про "потерянных" персонажей и опущенные сюжетные ходы мы уже писали выше. Несмотря на визуальную мощь, образ испепелённой пустыни, которой, по сути, является вся планета Арракис, передать особо не получилось. Цветовая палитра напоминает, скорее, о "грязных" сценах предыдущего фильма "Бегущий по лезвию 2049", чем об убийственной жаре.
Ценность воды, которая в книге является главным сокровищем, в фильме тоже особо не показана. Для понимания: специальные костюмы местных жителей - фрименов собирают и перерабатывают в воду все телесные жидкости владельца, чтобы потом он мог эту воду выпить. А когда герой плачет по погибшему, это вызывает у местных настоящий шок - "он отдаёт влагу своего тела в память об умершем?". Через это в книге и показываются мечты фрименов о возрождённом, зелёном Арракисе и объясняется, на что им приходится идти ради этого. В фильме же всё почти опущено.
По уровню интриг "Дюна", конечно, не соперник той же "Игре престолов", но и тут всё предельно упрощено, чтобы не перегружать зрителей информацией. Опять же в книге важную роль играют легенды фрименов и то, как они связаны с леди Джессикой и Полом.
В итоге фильм может стать хорошей базой для перехода к книге, но никак не заменить её.
* * *
"Дюна" Дени Вильнёва дарит зрителю восхитительную картинку и отличный звук, жертвуя содержанием первоисточника. Этот фильм выбивается из череды привычных боевиков-блокбастеров. Если вы любите фантастику, то обязательно посмотрите его в кино. Но будьте готовы к тому, что история оборвётся на полуслове и потом вам придётся или терпеливо ждать продолжения или читать роман - ведь краткие пересказы в интернете не смогут её объяснить.