Сегодня, 23 июня, чествовали победителей ХХVI Всероссийского конкурса журналистов "Экономическое возрождение России". Онлайн-церемония проходила в МИА "Россия сегодня" с участием президента ТПП РФ Сергея Катырина, председателя Союза журналистов России Владимира Соловьёва, генерального директора МИА "Россия сегодня" Дмитрия Киселёва, председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, депутата Государственной Думы Евгения Ревенко, известных журналистов и главных редакторов федеральных и региональных СМИ.
Гран-при ежегодного всероссийского конкурса Торгово-промышленной палаты России получил проект телеканала "Продвижение" "Мама в деле" (16+) в номинации "За активное участие в освещении проблем экономического развития России и поддержку отечественного предпринимательства". Её автором является журналист телеканала "Продвижение" в Омске Надежда Руяткина. "Омск Здесь" ранее рассказывал о героинях этого уникального проекта. Сегодня мы встретились с его создательницей, узнали, как он зарождался, создавался и рассказывал зрителям о деловых мамах.
- Надежда, как зародилась идея создания программы "Мама в деле"?
- У меня были мысли по поводу создания разных бизнес-проектов, я сама в 2018 году участвовала в программе "Мама - предприниматель". Там и увидела, как много в нашем городе женщин, создающих интересные проекты, со многими познакомилась, продолжала общаться и подумала, почему бы о них не рассказать? Некоторые знакомства вылились впоследствии в темы моих программ.
- Как вы ищете и подбираете героинь для новых выпусков?
- У нас есть некоторые условия: героиня должна быть мамой, у неё должен быть зарегистрированный бизнес, причём его проект должен быть не в варианте "купи-продай". Нас не интересует перепродажа, поэтому в наших программах нет ни одного проекта, связанного с перепродажей готового продукта, торговлей.
- Мы видели немало программ про омских бизнес-мам, но география проекта расширилась, и героинями "Мамы в деле" стали и жительницы других регионов. Сколько городов уже охвачено?
- Да, в первом сезоне программы мы рассказывали только об омских мамах, получилось найти для съёмок 21 интересный бизнес-проект. Со следующего телесезона "Мама в деле" вышла в федеральный эфир. Потому мы и решили, что рассказывать всей России исключительно про омский опыт нелогично и начали снимать передачи про интересные проекты из разных уголков нашей страны. Мы ездили в Сочи, Москву, Новосибирск, Тюмень, Екатеринбург, Волгоград и Пермь. Мы искали оригинальные, неповторяющиеся проекты, рассказывали в каждом выпуске об уникальном опыте. То есть, если мы сняли программу об успешном открытии и работе кондитерской, то больше мы подобную тему не берём. Перед нами стояла задача рассказывать не столько про бизнес, как сделать миллионы на платьях или чём-то другом. Наша программа о том, что стоит за успехом каждой героини, что приходится предпринимать человеку, на какие компромиссы маме приходится идти, чтобы ежедневно обеспечивать работу своего проекта, и чтобы при этом дома всё было в порядке.
Приведу интересный пример: в Волгограде мы снимали программу о проекте "Лучший в мире хостел". Героиня этого выпуска с мужем решила открыть суперхостел в 2014 году. После успешного открытия она забеременела, а через год супруги развелись. Все кредиты, оформленные для развития бизнеса, были оформлены на неё. Перед женщиной стоял выбор: всё продать или дальше пытаться тянуть своё дело. И она успешно тянет, не понижая высокой планки: этот хостел до сих пор входит в топ-5 лучших России. У каждой героини остро вставал вопрос выбора - бизнес, семья или попытка совмещения этих двух сфер жизни.
- Чем ваш телепроект полезен для зрителей?
- Для тех, кто смотрит проект "Мама в деле" и подумывает открыть свой бизнес, это такая мотивационная штука, которая помогает им оценить свои силы, понять, сможет ли он или нет его вести. В каждом выпуске мы показываем, что за любым успехом стоит тяжёлый непрерывный труд и жертвы, которые в любом случае приходится приносить. А с другой стороны, программы позволяют понять, что всё возможно, всё реально. Ведь героинями проекта "Мама в деле" часто становятся самые простые женщины, не имеющие богатого предпринимательского опыта, богатых родителей, мужа, который даёт деньги на все идеи. В основу всегда положен личный опыт героини, который удалось получить с минимумом вложений, поднять с нуля до определённого уровня. И этого может добиться любой человек, который знает, в каком направлении двигаться. В нашей программе всегда есть эксперты, которые могут дать свои оценки, рекомендации тем, кто уже открыл какой-то свой бизнес-проект, но находится только в самом начале этого пути. Эксперты подсказывают полезные вспомогательные инструменты, связанные с продажами, маркетингом, управленческими делами. Такие рекомендации - это неотъемлемая часть нашего телепроекта.
- Поддерживаете ли вы отношения с героинями своих программ? Может быть, удалось с кем-то сблизиться, подружиться?
- Я поддерживаю отношения со всеми участницами, и для меня неважно, из Омска они или из других городов. С каждой мамой мы проводим по несколько дней. По факту зритель видит один день из жизни героя, но чтобы снять программу, одним днём не обойтись. На выезде нам необходимо провести с человеком гораздо больше времени. Дома мы общаемся с его семьёй, находимся на работе, смотрим, как проходит рабочий процесс. И за проведённое вместе время мы сближаемся, смотрим, и по окончании съёмок участницы программы удивляются, что мы уже уезжаем, уверяют, что будут скучать. А после пишут сообщения, передают приветы членам съёмочной группы. И это искренне, по-настоящему. Это та откровенность, которая есть в каждой нашей программе, все героини рассказывают честно о многом очень личном.
- Сложившаяся ситуация с вирусом как-то повлияла на ваш проект, отношения с героинями?
- В начале ситуации с "коронакризисом" я звонила нашим героиням, спрашивала, как складываются их дела в период пандемии, как идут продажи, где что тормозилось. У многих были планы по расширению бизнеса, и, конечно, у большинства эти планы накрылись. Но эта ситуация помогла нам создать два спецвыпуска в финале второго сезона, в которых мы рассказали, что произошло с проектами в течение года, пока шли съёмки. Ведь некоторые проекты мы готовили в июне 2019 года. Нам удалось показать, чего бизнес-мамы смогли достичь за минувшее время, и, самое главное, чего они смогли достичь в период пандемии, как на них отразилась изоляция. Интересно, что у всех проектов ситуации разные.
- Ситуация с коронавирусом серьёзно ударила по бизнес-проектам?
- По некоторым коронакризис ударил очень сильно, например, пострадала сфера развлечений: наш омский частный зоопарк, фитнес-индустрия, организатор событий, про которую мы снимали сюжет в Тюмени. А кого-то пандемия вообще не коснулась. Например, у Маши Захаровой - омского производителя крафтовой косметики - продажи даже выросли, и она планирует расширение бизнеса. Нам было интересно посмотреть, какие решения человек принимает в кризисной ситуации, ведь выбор перед бизнес-мамами стоял достаточно серьёзный. Им нужно было платить аренду, зарплаты своим сотрудникам, искать выход из сложившейся ситуации, кто-то вынужден был брать кредиты, кто-то изыскивал другие источники доходов. Например, руководитель клининговой компании в Тюмени свой отдел продаж перепрофилировала под кол-центр другой компании. Она нашла выход, чтобы её дело продолжило работать, пусть и в изменённом виде, смогла извлекать прибыль. Она смогла обеспечить сотрудникам работу, выдала зарплату. Это простые женщины, взявшие на себя смелость принимать серьёзные решения, от которых зависят другие люди. Поверьте, если у вас в подчинении человек 80, то принимать такие решения очень непросто.
- Вашу программу оценили на высоком профессиональном уровне. Что для вас значит эта награда?
- Получать награды всегда приятно. Приятнее вдвойне оттого, что конкурс называется "Экономическое возрождение России". И мы рассказываем, что своё дело возможно, оно реально, говорим про тот самый малый бизнес, который должен двигать экономику России. В принципе, такие проекты поддерживают, про них рассказывают. Нам хотелось, чтобы про наших героинь, про наших сильных и смелых девочек узнало как можно больше людей. Это хороший, честный и настоящий бизнес. Потому что он завязан не на деньгах, а на идее. Это программа про миссию, про что-то хорошее и доброе. В период самоизоляции многие из героинь нашей программы делали добрые дела абсолютно бесплатно. Например, в кондитерской Новосибирска стали варить и раздавать своим посетителям морс, просто потому что в такой период людям нужны витамины. Это обошлось в полмиллиона рублей за месяц, но это делали совершенно бесплатно. Про такой бизнес очень приятно рассказывать, и приятно, что проекты о добром бизнесе отмечают на федеральном уровне.
Напомним, проект "Мама в деле" выходит на телеканале "Продвижение" два сезона каждое воскресенье в 20:00. Это программа о том, как в декретном отпуске открыть своё дело и при этом остаться заботливой мамой. Во втором сезоне программа "Мама в деле" покидает границы Омской области и отправляется искать истории успеха молодых бизнес-леди по всей России. Авторская группа уверена, что эти примеры вдохновят омичек и они рискнут последовать за своей мечтой.