9 сентября отмечают Международный день красоты. Для кого-то идеалом являются пышные дамы с картин Рубенса, кому-то по душе миниатюрные красавицы восточной внешности. Женщину, считающуюся эталоном красоты в одной стране, назовут весьма посредственной в другой. Всё дело - в стандартах. Да и не стоит забывать, что красота на самом деле понятие относительное.
Найденное в 1908 году изображение Венеры Виллендорфской является самым древним изображением женщины на планете Земля. По последним данным, возраст статуэтки почти 30 тысяч лет. Она представляет собой даму с большим животом и грудью. Если судить с точки зрения идеализированного стандарта человеческого тела, который был характерен для греческой и римской культуры, а также для искусства эпохи Возрождения, то этот образ отрицательный. Тело некрасиво и несексуально и прославляет биологическую суть женщины.
Одна из самых узнаваемых и по сей день женских скульптур - Венера Милосская, пропорции которой составляют 86 х 69 х 93. Древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры, на протяжении многих веков считалась эталоном женской красоты. В течение 19-го века её восхваляли художественные критики и эксперты.
С тех пор стандарты красоты менялись несколько раз. О том, почему так происходило, рассказала преподаватель истории искусства, основатель образовательного проекта "Просвет-Бюро 404" Галина Черба.
Как менялись представления о красоте и чем это было вызвано?
На наши представления о красоте воздействуют множество самых разных факторов. Когда-то для выживания вида в целом, в условиях дефицита питания, большого количества опасностей важна была репродуктивная функция - размножение. В это время идеалом становится "телесная" женщина, крепкая, могучая с развитыми бедрами и грудью. Небольшие скульптурные изображения таких дам мы называем "Венерами", по аналогии с известной античной скульптурой. Они обнаруживаются на самых разных территориях и в большом количестве. В том числе на территории России. Однако важно понимать, что это не идеалы, а скорее идолы, поэтому о том, что было прекрасным в доисторическое время, мы имеем весьма смутное представление.
Но если провести аналогии с более поздними временами, то мы можем обнаружить следующее: если культура имеет дефицит питания, то в ней будут в цене женщины в теле - это репродуктивный признак. Если культура начинает жить в избытке питания, то в моде появляются женщины излишней стройности. Кроме того, идеал красоты существенно различался в зависимости от сословий: у крестьян - одно, у аристократов - другое. Сейчас всё иначе. Доступность информации позволяет следить за красавицами всех сфер, сред и стран.
Что, собственно, сейчас и происходит.
Да, сейчас даже фильтры к фотографиям в Instagram позволяют изменить внешность. Чаще всего используют фильтры, которые позволяют сделать большие глаза, маленький подбородок, румянец. Это некое подобие ребёнка. Юность, наивность. Этот идеал диктует культура, которой сейчас скорее управляют крупные производители. Они вносят определённые стандарты красоты. Диктат производителей в этом случае велик и может распространяться на разные сферы наши жизни, и мы можем даже об этом не догадываться. Так появляются новые эталоны красоты, которым мы хотим или не хотим, но будем следовать.
Можно ли сказать, что стандарты красоты зависят от религиозных условий?
Безусловно. Например, в Средневековье некоторые особенности внешности были продиктованы религиозными идеалами и следующей из них строгой моралью. Распространены закрытые одеяния, а образ женщины начинает походить на образ Богоматери с крупными глазами, бледным лицом и маленьким ртом с бледными, едва обозначенными губами. Многие женщины в стремлении визуально увеличить лоб удаляли себе часть волос и убирали брови. Таким образом они делали верхнюю часть лица более крупной, как у святого образа.
А политические условия влияют?
Да, есть даже книга "Политическая история брюк". В некоторых случаях специальная форма одежды может декларировать какие-то убеждения. Например, во времена французской революции одно из таких революционных объединений называлось санкюлоты, бесштанные. Кюлоты (короткие, застегивающиеся под коленом, штаны) были одеждой аристократов. Так одежда указывала на ваши протестные настроения. Или, к примеру, в то же самое время, наличие красных каблуков и роскошных украшений свидетельствовало о том, что человек аристократ, и вы реально могли потерять жизнь. Одно из самых влиятельных религиозных направлений, которое повлияло на наши представления о том, как мы должны одеваться, особенно на мужскую моду, - протестантские реформаторские движения, где предполагалась скромность во всём: от одежды до жеста. Но женщины вернули себе право наряжаться, а мужчины донашивают тёмные и сдержанные цвета, которые когда-то были принадлежностью лютеран и кальвинистов. Сейчас мужчины отвоёвывают своё место под солнцем моды. Обратите внимание, что некоторые бренды в качестве амбассадоров (лиц брендов) мейкапа теперь используют и мужчин.
Галина Черба
В разных странах представления о красоте различны?
Да, конечно. На представления о красоте может влиять множество факторов: от климата и экономического положения страны, до традиций и религиозных воззрений. Нельзя исключать и роль личности в истории. Иногда люди массово копируют стиль знаменитости, родившейся в этой стране и добившейся определённого успеха, или правителя. В настоящее время эти различия постепенно стираются. Очень быстро и свободно циркулирующая информация социальных сетей мгновенно доносит до каждого, что рекомендуют ему любить и носить крупные производители. Ведь сейчас, как никогда, именно крупные производители товаров диктуют моду не только на одежду, но даже на форму носа и цвет глаз. Хотя есть территории, где традиционные представления о красоте всё ещё очень сильны. В первом случае речь о Японии и Корее, где европеизация захлестнула страну, а во втором - Арабский мир, где видимые нам представления о красоте изменились не так значительно.
Почему сегодня женщины всё чаще включаются в погоню за стандартами красоты - пухлые губы, большая грудь, выточенные скулы?
Все эти параметры имеют отношения к юности и демонстрируют культ вечной молодости, который сейчас доминирует в нашей культуре. Вечная молодость - это затратная вещь, и, естественно, что крупным производителям выгодно, чтобы за ней (молодостью - прим. ред.) гонялись. Молодость, кроме того, это ещё и беззаботность, лёгкость в тратах, смене обстановки, стремление к удовольствиям. Если вы можете себе позволить вечную молодость, значит, вы участвуете в этой гонке, следовательно, вы можете позволить себе различные виды косметических средств, одежды, досуга. Если вы не можете себе позволить участвовать в этом, то тогда вы будете покупать себе лекарства, которые производят те же самые гиганты, что маски для лица, парфюм и спортивную одежду. И можно будет не беспокоиться о том, что вы не можете участвовать в этой гонке без победителя (улыбается).
Многие сегодня черпают представления о красоте из СМИ, мужских и женских журналов, страниц знаменитостей в соцсетях. Почему люди "ведутся" на это?
Особенность нашей психики состоит в том, что мозг награждает нас за узнавание. Если вам часто что-то показывают, то вы начинаете думать, что вам это нравится, "может быть, я это хочу", "скорее всего, мне это просто необходимо"! Так работает таргетированная всплывающая реклама, которая постоянно предъявляет вам однажды просмотренный сайт, запрос или конкретную вещь. И если, например, вас в течение длительного времени бомбардировать определённой визуальной информацией (густые брови, пухлый рот, зелёный шарф), то со временем вы начнете думать, что вам это нравится, это красиво и вам это необходимо. Этот эффект - радость узнавания - особенность нашей психики. Так мозг когда-то награждал нас за узнавание родных, членов племени, дороги к дому, безопасной еды. В общем, привлекает внимание необычное, конечно, а вот нравится и кажется желанным - знакомое.
Есть хороший пример. В конце 19 века у женщины должна быть подчеркнута грудь. Те, у кого её не было, даже прибегали к помощи специально приспособления, похожего на вантуз. После первой мировой войны в моду вошла девушка мальчикового типа. Сначала грудь перестали "носить" звезды театра и кино, дягилевские балерины и светские дамы, в конце концов грудь просто вышла из моды. Её стало неловко иметь и всем пришлось носить корсеты и эту заботливо выращенную грудь утягивать.
Пример из современного мира: стремительно ворвавшиеся в общественное сознание бёдра. Девушки с формами чувствуют себя уверенно, подчёркивают их одеждой, разучивают танцы для нижней части тела, вроде твёрка, сальсы, бачаты, кизомбы. Это влияние латино-американской и рэп-культуры.
Что, по Вашему мнению, означает быть красивой сегодня?
Главное - быть уместным и чувствовать себя комфортно. Это значит соответствовать себе, своим внутренним устремлениям, желаниям и ситуации. И когда вы решаетесь на какую-то глобальную трансформацию, нужно хорошо подумать. Мода и представления о красоте сейчас меняются быстрее, чем было раньше, и лучше не спешить, когда речь идёт о больших и часто необратимых изменениях внешности. Говоря в этом смысле о красоте как об уместности, скажу, что это быть в согласии с собой, своим возрастом и физическими возможностями, и со своей культурой, в широком смысле этого слова.