Сегодня, 14 декабря, в Международном пресс-центре "МКР-Медиа" прошла пресс-конференция, на которой солисты Омского академического симфонического оркестра вспомнили о самых ярких моментах в истории коллектива.
Ведущая программ, музыковед Ольга Бурик, которая работает в Омском симфоническом оркестре уже 25 лет, по сей день вспоминает гастроли коллектива с Мстиславом Ростроповичем в Оренбурге: "Таким оркестр я никогда не видела, потому что тогда на сцене было два лидера - Ростропович и Шестаков (Евгений - экс-дирижер Омского оркестра - прим. ред.). Тогда именно Ростропович и руководил репетицией. И лица оркестрантов, то, как они реагировали на каждое его пожелание, и как моментально все исполняли... Впечатления, конечно, незабываемые".
Заслуженный артист РФ, скрипач Александр Муралёв вспоминает победные гастроли коллектива в 1984 году. Тогда Омский симфонический оркестр занял первое место на Всесоюзном конкурсе оркестров в Москве. Гастролей за полувековую историю коллектива было немало, а некоторые из них очень тяжёлые: доставлять музыку публике приходилось по горам и пустыням.
- Страшно, когда водитель везёт тебя по горам 17 часов без сна по плохой дороге. Или, например, мы ехали из Африки в Испанию, и всю ночь шёл сильный ливень стеной, - рассказывает скрипач. - Мы садились в Москве в автобус. А дальше были Брест, Польша, Чехия, где нам дали поспать ночь в отеле, потом Германия, Франция, где дали походить вокруг автобуса, чтобы водители смогли отдохнуть. Неделя в автобусе, где ты ешь и спишь. Приятного мало, и по сторонам уже меньше смотришь, любопытство теряется. И так потом обратно домой.
Александр Муралёв
Александр Муралёв помнит и первый концерт омского оркестра в 1966 году, правда, тогда он сидел в зале как зритель. К коллективу он присоединился в 1969 году после окончания первого курса музыкального училища. И по сей день скрипка для него не просто рабочий инструмент, а ребёнок, с которым иногда можно и поговорить. Скрипка, внутри которой есть надпись "К 100-летию Владимира Ильича Ленина", - это подарок его педагога Владимира Шпета.
Не менее значимым в коллективе является инструмент художественного руководителя, главного дирижёра Омского симфонического оркестра Дмитрия Васильева, однако жизнь дирижёрской палочки в сравнении со скрипкой коротка и зависит от степени эмоциональности своего хозяина. Как признался дирижёр, они ломаются и на репетициях, и на концертах, отлетая в оркестр. На этот случай у Дмитрия Васильева всегда есть запас палочек на год, который ему изготавливает его отец-художник.
Дмитрий Васильев
Наивысшие достижения в области моей профессиональной деятельности связаны именно с Омским симфоническим оркестром. Только кропотливая работа может привести к настоящему взаимопониманию. Я работал в Сочинском и Тамбовском оркестре, был приглашённым дирижёром, и могу сказать, что со своим оркестром работается эффективнее. За годы работы складывается особое понимание, когда уже не надо ничего говорить, музыканты понимают уже по взгляду, - говорит Дмитрий Васильев. - Работа в новом Концертном зале с хорошей акустикой строится совершенно иначе, формируется высокое отношение к звуку, меняется стиль игры, но это не значит, что раньше всё было плохо. Благодаря новому залу появилось больше тонкости. Одно дело, когда ты выступаешь в обычном ДК, когда от зала нет отдачи, от стен, звук дубовый, и совсем другое, когда ты выходишь на сцену Мариинского театра или нашего Концертного зала.
Есть у музыкантов, как и у артистов, свои суеверия. Они также садятся на упавшие ноты, и как считает концертмейстер оркестра Андрей Лопатин, который проработал несколько лет в США, но всё-таки вернулся в родной Омск, в этом и есть уникальность российских музыкантов. "Когда я работал в Америке и у кого-то из наших музыкантов упали ноты, и он сел на них, американцы очень удивились, потому что у них такого нет. Если ноты падают в Америке, то ничего плохого не случится, а если в России, то непременно" (смеётся).
ОМСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ОТПРАВИТСЯ В ГАСТРОЛЬНЫЙ ТУР В ЧЕСТЬ СВОЕГО ЮБИЛЕЯ