Премьера от польского режиссёра Петра Шальши должна была состояться сегодня, 8 июля. Но несколько дней назад в театре сообщили, что показы переносятся на осень в связи с болезнью одного из ключевых артистов - Николая Пушкарёва. Впрочем, ситуация вокруг спектакля оказалась не столь однозначной.
Внимание к омской постановке было приковано ещё на этапе репетиций. В основу "Хоровода" легла одноимённая пьеса австрийского драматурга Артура Шницлера, написанная в 1896-1897 годах. В своё время произведение считалось непристойным, поэтому спектакли по ней запрещались. Со временем отношение к пьесе Шницлера менялось, и после Второй мировой войны её начали играть на лучших сценах Европы. До Сибири пьеса добралась впервые, и её ставили как подарок Омску на 300-летие.
- Это одна из самых популярных австрийских пьес знаменитого автора Артура Шницлера. Она пользуется большим успехом во всём мире, даже нельзя сказать, сколько инсценировок во всех странах уже было. Существуют и пять-шесть художественных фильмов по этому сюжету, - рассказывал Пётр Шальша, ставивший свои спектакли в Австрии, Польше, Израиле и Германии.
Репетиция спектакля "Хоровод" в Лицейском театре
Однако подарок оказался в Омске не ко двору. Учредитель Лицейского театра - Департамент культуры горадминистрации отложил премьеру. Субъективное решение чиновников было принято именно из-за неоднозначности пьесы.
Я [к пьесе "Хоровод"] отношусь негативно. Может кто-то озабочен, так пусть и относится позитивно. Я прочитал всю эту пьесу, был на просмотре. Есть претензии. Работа не для Лицейского театра. Или вы хотите повторения "Тангейзера"? Нам сегодня легче закрыть, чем завтра на всю страну прогреметь, - рассказал директор депкультуры Владимир Шалак журналистам телеканала "Продвижение".
"Хоровод" отличается от оперы "Тангейзер", которая в 2015 году была снята с показа в Новосибирске, тем, что в произведении Шницлера тема религии не затрагивается. Но и в том, и в другом случаях спектакли отменили после вмешательства духовенства. Под страхом увольнения в частной беседе работники театра рассказывают, что их руководству и департаменту культуры пришло письмо от Омской епархии. В епархии эту информацию журналистам не подтверждают, однако говорят, что с руководством театра был "частный разговор".
Добавим, что Владимир Шалак не исключил, что спектакль вообще никогда не будет показан на омских подмостках.
Соглашусь с Юлией Хазовой, что истинные причины никто не узнает. К сожалению этот запрет уж слишком напоминает цензуру СССР.
Если департамент культуры сказал, что нельзя показывать, значит, этот спектакль никто и не увидит. Ну а там кто его знает, может, и правильно запретили показа, а может и нет, истинные причины никто не узнает.