Давайте договоримся на берегу, что не будем сравнивать фильм и книгу. Умники, которые в первую очередь скажут, что кино - бред, потому что у дедушки Толкиена было по-другому, могут идти в Лихолесье. Кино - это другой род искусства и самостоятельная вселенная, где книжные законы функционируют слабо. Это надо просто понять и простить.
Бумажный "Хоббит" мог уместиться и в один фильм, но Питеру Джексону опять хотелось снимать трилогию. А недавно Иэн Маккеллен (он же Гэндальф) намекнул в интервью, что и эта сага, возможно, не была последней.
Режиссёры такого масштаба не затевают кино ради одной ленты и не успокаиваются, когда снято шесть эпизодов. Давайте говорить честно, что, например, в "Звёздных войнах", уже давно выяснили, кто чей отец, 30 слонов станцевали об этом, стало понятно, на чьей стороне силы есть печеньки и т. д. Однако космическая сага Джорджа Лукаса снова подала признаки жизни и показала, что нельзя просто так взять и закончить историю, если из неё текут деньги. То же самое происходит с "Гарри Поттером" и 12 новыми рассказами Джоан Роулинг. И надо здесь сказать прямо: умение поставить точку должно цениться выше, чем начинать любое дело "за здравие".
Эффект обманутых ожиданий
Вы ведь помните те восхитительные эмоции, которые дарил первый фильм серии "Хоббит: Нежданное путешествие"? Как все были тогда рады вернуться на девственные луга Новой Зеландии, в мир Средиземья. Вновь увидеть Фродо, Гэндальфа и даже прелестника Голлума. Фанатов у франшизы много, и то, что они скучали, даже не обсуждается. План, что фильмов про опасное приключение Бильбо Бэггинса будет всего два, продержался до 2012 года. Затем что-то пошло не так, и теперь мы вынуждены идти в кинотеатры на "Хоббит: Битва пяти воинств".
Интересно, что пять армий насчитать в картине, говоря языком мэра Киева, смогут не только лишь все. Мало кто сможет это сделать даже среди тех, кому подвластен счёт на пальцах одной руки. Или пять воинств набирается, исходя из такой ситуации: все летучие мыши и орлы получают повестки и в срочном порядке отбывают на службу.
Режиссёру Питеру Джексону ещё во "Властелине колец" удалось найти самоучитель игры на струнах зрительской души. Он знает, как делать эту самую эпичность, но при одном условии: идея и сценарий должны соответствовать. Иначе зрителя не пробить, не развести его на деньги и сопереживание. В "Хоббите" Джексон пошёл по той же карте, но другим путём.
История хоббита? Какого хоббита? Посмотрите лучше, как у нас лёд взрывается!
Любовь и смерть в полутонах
Нельзя сказать, что Джексон из-за алчности загнал себя в такие рамки: вынужден был каждый год выпускать по фильму. Режиссёра подвело то, что во "Властелине колец" материал был целиком и полностью толкиеновский, а в "Хоббите" кинополотно пришлось расширять сценаристам. Новая трилогия имеет массу достоинств в плане постановки сражений, спецэффектов, кастинга и саундтрека, но Джексон, похоже, ошибся в идее. Не жажда злата заставила делать его третий фильм про хоббита, а мысль, что он проник в суть людей, эльфов и гномов. Режиссёр уверовал, что его "схема побольше пороха" сработает бесконечное количество раз.
Питер Джексон создал настолько уникальный мир, что когда попытался войти в него снова, то наткнулся на древнее заклятье, которое не пустило его внутрь.
"Хоббит: Битва пяти воинств" в нескольких ключевых моментах наступает на горло собственной песне. Так, три армии у нас уже дрались в "Двух крепостях", поэтому сейчас нужно больше народа на поле боя. В итоге воинов в кадре настолько много, что уже никто и не помнит, за что идёт битва, где Аркенстон или мистер Бэггинс. Самое главное - агония цвета, которая происходит перед вашими глазами.
На полотне сражения, конечно, видно, как эльфийки снова достаются кому угодно, но только не эльфам. Любовная линия между гномом Кили и эльфийкой Тауриэль по механике должна напоминать отношения Арвен и Арагорна. Когда Она бессмертная, Он обречён, но любовь заставляет Её отказаться от бессмертия, лишь бы быть с Ним. Вообще Кили легко можно было бы уйти из миссии и открыть школу пикапа, потому что весь их романчик закрутился с одного взгляда и одного диалога о звёздах и красной Луне в лучших традициях правил съёма. Возможно, зритель сильнее бы проникся их историей, если бы Джексон выделил этим двоим больше времени. По классическому рецепту следовало показать, какие воздушные замки гном и эльфийка успели понастроить, а затем растоптать их с жестокостью орка.
Галадриэль, Саурона прогони
"Властелин колец" был душевной трилогией. Атмосфера сгущающегося мрака заставляла людей по другую сторону экрана чувствовать единение, как будто на них самих сейчас наденут доспехи, а владыка Арагорн поведёт их в битву. Зритель уже не чувствовал грани между мирами и был готов умереть у Чёрных врат Мордора. Во "Властелине" главный злодей не был персонифицирован и оттого казался ещё более ужасным. Саурона мы видели только в прологе "Братства кольца" и в форме огненного ока. Хотя у Джексона была идея устроить битву Арагорна и Саурона у тех самых врат. Однако от этого эпизода решили отказаться даже в режиссёрской версии.
В "Пяти воинствах" Саурон есть. Более того, в "Пустоши Смауга" он появляется в облике огненного вихря. То, что к моменту действия "Братства кольца" все забывают о том, что Саурон вернулся - откровенный ляп и просчет сценаристов.
Напомним, что Питер Джексон в "Возвращении короля" посчитал, что прямой потомок королевского рода, наследник Исилдура Арагорн, не достоин сражаться с Сауроном. А уже В "Пяти воинствах" Галадриэль и Саруман сталкиваются с Сауроном в открытую. Ради пресловутого экшена пожертвовали имиджем абсолютного зла, бестелесного и всепроникающего.
В конце "Властелина колец" многие эльфы покинули Средиземье, их время ушло. "Хоббит: битва пяти воинств" выпроваживает из мира ещё одного важного персонажа: волшебное повествование. Здесь останутся только рубка и посмертная слава, но вы ведь идёте в кино не за этим. Новый "Хоббит" не готов вам предложить что-то кроме динамики, отточенных по-фабричному сражений и спецэффектов.
Питер Джексон хотел показать главных героев не статичными, а способными на ложь и предательство своих идеалов. Почти у каждого висит скелет в шкафу, и оттого брат не доверяет брату. Однако всё это не находит достойного выражения, и поэтому зритель не сопереживает полутонам. Идеалы и желания Торина и Трандуила - не близки.
Проблема фильма во взаимоотношениях персонажей, которые в большинстве своем остаются как бы не активированными, одномерными. Они есть на экране, открывают рот, издают звуки, но историй за ними не стоит, им не о чем рассказать.
Просмотр оставляет чувство краденой новогодней ёлки. Чудо-то где?
Рейтинг фильма: 6 пальцев из 10 на волосатых ногах полурослика.
очень хорошая рецензия!!
все правильно сказал.
а мне кажется, что фильм хороший. не без своих, конечно же, ошибок, но хорош. во Властелине колец мне не понравилось то, как много они тратили времени на каждый хоббитовский шаг, он слишком долгий. а Хоббит прост и настоящий. Бильбо проще Фродо, но в хорошем смысле, и эта простота так облегчает восприятие. чем проще жизнь, тем она реалистичнее. хотя со многим я согласна в этой статье, и многое кажется менее пластичным и реалистичным, и тем не менее я считаю, что фильм удался. я смотрела его с удовольствием, и даже не против посмотреть еще раз.
Понимаю, что хоть автор статьи и говорит о невозможности сравнивать книгу и фильм - я всё же не могу сдержаться и уточню, что книга намного интереснее.