Развиваясь в какой-либо области, люди постепенно становятся экспертами. Но на вершине их поджидает парадокс: чем больше человек знает о предмете, тем вероятнее, что он прекратит дальнейшее обучение. В восточной культуре есть средство для преодоления интеллектуальной самоуверенности - шошин, или ум новичка.
Шошин - концепция из дзен-буддизма, означающая подход к любому делу без предубеждений и сложившихся установок, то есть так, как это сделал бы новичок. В Японии концепция была описана в XIII веке, а западная аудитория широко познакомилась с ней после издания в 1970 году книги "Разум дзен, разум начинающего". Вот цитата из неё: "В уме новичка существует много возможностей, в уме мастера - мало… Это также является действительным секретом искусства - всегда быть "новичком", обладать свежим взглядом". Шошин учит оставаться в позиции ученика, чтобы не останавливаться в развитии и познании, не закрываться от новых знаний и сохранять любопытство.
Важность ума новичка можно продемонстрировать на множестве примеров из науки. Так, в 1912 году немецкий геофизик Альфред Вегенер предложил теорию дрейфа материков и был поднят на смех учёными-современниками. И лишь через 50 лет, по прошествии десятилетий после его смерти появились доказательства теории Вегенера, которая сейчас описана в любом учебнике географии.
Ранее мы рассказывали, почему важно постоянно пробовать что-то новое и как обратить провал в свою пользу.
Больше советов и лайфхаков читайте в других статьях рубрики "Ловим кайдзен".