Общество  •   7 ноября 2025, 14:10, последнее обновление 28 ноября 2025, 15:47

Слушаем и готовимся: члены жюри конкурса им. Шпета дали напутствие участникам

У юных скрипачей, альтистов и виолончелистов есть ещё время, чтобы заявиться на большой профессиональный конкурс. Как себя настроить на такое соревнование, подсказывают эксперты, которые и будут оценивать выступления.

Осталось совсем немного до момента, когда Омск станет Культурной столицей России 2026 года. И первым масштабным событием из череды тех, которые запланированы к проведению в городе в рамках этого статуса, станет IIIМежрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета (6+). Он состоится с 7 по 15 февраля, а до 15 декабря идёт регистрация участникам.

Принять участие в крупнейшем соревновании для скрипачей, виолончелистов и альтистов могут исполнители от 7 до 23 лет из любых городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Претендентам необходимо отправить видеозапись своего исполнения через сайт конкурса. И ещё на этапе подготовки к записи у юных музыкантов возникает множество вопросов. Какой репертуар выбрать? На что жюри обращает пристальное внимание? Как показать себя с максимально выгодной стороны? Многие ответы можно найти в аудиоподкасте "Шпет. Дневник конкурса", гостями которого стали члены жюри всех трёх специальностей.

В первом выпуске слушатели подкаста познакомились с членом жюри по специальности "виолончель", лауреатом международных конкурсов, советником при ректорате Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова Кириллом Кравцовым. Он озвучил мысль, которую впоследствии так или иначе повторяли все члены жюри:

- Для меня в искусстве нужна в первую очередь личность. Мне не нужна наученность, вызубренность. Очень много ребят умеют более-менее хорошо играть на виолончели, но ты знаешь заранее, как и что они сейчас сделают, что сыграют. Потому что педагоги играют это по клише. Поэтому для меня на любом конкурсе в первую очередь важна персоналия, личность. Может быть, [участник] менее технически подкован, чем кто-то другой, но если там будет происходить вот это замечательное чудо - когда у тебя начинает что-то внутри шевелиться, то это мой человек.

Профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского, почётный профессор Пекинской консерватории Кирилл Родин подчеркнул, что в исходе конкурса есть доля случайности, но всё же усердная подготовка кратно повышает шансы занять высокое место:

- Помимо мотивации, помимо того, что называется "быть поцелованный Богом", нужен ещё рутинный ежедневный труд, многомесячный. Не все это выдерживают. Быстрые успехи в нашей профессии, в классической музыке невозможны. Конечно, нужно так выступить, чтобы доказать, что я имею право выходить на сцену. <…> Выступать на конкурсе - это и тест на выносливость. Не все выдерживают. Например, первый тур можешь сыграть очень здорово, а от тебя же дальше и публика, и жюри ждёт твоего конкурсного развития. Да, [надо] распределить силы, но эти силы нужно выдавать по максимуму. Где их ещё добирать? Многомесячная подготовка и создаёт этот запас прочности. Это как марафонцы, которые тренируются, чтобы пробежать больше 40 км.

Председатель жюри по специальности "скрипка", Заслуженный артист России, преподаватель Московской государственной консерватории имени Чайковского Граф Муржа отметил, что даже не добившись победы на конкурсе, юный музыкант уже сделал шаг вперёд в своей карьере:

- Очень важно внутри чувствовать, что то, что ты отдаёшь, в конечном итоге приносит результат. Конкурс может и не быть суперудачным, но он принесёт пользу, и в следующий раз наверняка будет успех. А успех заключается в том, что когда вы работаете, занимаетесь, представляете материал, нужно это делать с большой любовью. Не бойтесь членов жюри. Они такие же живые, как вы, и просто хотят услышать, как вы чувствуете музыку. Нужно постараться сыграть с большим удовольствием то, что есть.

В четвёртом выпуске подкаста продолжается разговор с Кириллом Кравцовым. Он напомнил о возможности, которую получит победитель и ради которой стоит заниматься, - выступление на на гала-концерте с симфоническим оркестром:

- Это верх того, что вообще может случиться с нами. Сыграть с оркестром - это потрясающе! Единственное (я по себе помню), это реально страшно, потому что ты попадаешь в звуковую палитру, в которой никогда в жизни не был. Одно дело - играть в оркестре в своей группе. А другое, когда ты сидишь в центре, и вокруг тебя вот это всё происходит! Это как из полной тишины вдруг попасть в какое-то совершенно безумное звуковое пространство, и ты при этом должен там что-то говорить. Первый момент будет очень сложный, мозг будет перезагружен, будет дымиться, как компьютер. Ребята, готовьтесь, будет фантастический момент! Это то, ради чего мы всем этим занимаемся. Потому что совместная деятельность твоего голоса и ещё, условно, ста человек - это самый счастливый момент, который только может быть для музыканта! Не в оркестре, а вместе с оркестром делать музыку - вообще кайф полный!


Член жюри по специальности "скрипка", преподаватель и заслуженный работник культуры России Владимир Аксаментов сам был учеником Вильгельма Яковлевича Шпета. О своём преподавателе он вспоминает с теплотой и благодарностью, хотя, конечно, были в обучении и трудные моменты:

- Он, конечно, был фанатик. Я вообще ненавижу фанатизм, но в искусстве фанатизм необходим. Потому что с нашей зарплатой удерживаются те, кто действительно фанатики. Но в то же время он был страстно темпераментный. До невозможности! Это трудолюбие неимоверное, это внимание каждому ученику. Понять его я смог только тогда, когда сам начал преподавать. Преподавать я начал с 17 лет и тогда, конечно, сполна оценил то, что я от него получил. Но всю жизнь я испытывал перед ним чувство вины, потому что в третьем или четвёртом классе заявил: "Я не буду на скрипке учиться. Не буду скрипачом". Я не хотел учиться, но знал, что вечером будет звонок. Каждый вечер садился и с ужасом ждал, что сейчас зазвонит телефон, Шпет скажет [маме], что опять я был не готов или сбежал с урока.

Член жюри по специальности "альт", основатель квартета имени Берлинского, основатель московского оркестра "Новая камерата" Павел Романенко дал свои рекомендации по выбору конкурсного репертуара:

- Когда мы готовимся на конкурс, нужно брать то, что мы уже когда-то играли, то, что уже звучало на сцене, и стараться избегать нового во время подготовки на конкурс, если ты хочешь, конечно же, добиться успеха. Это относится не только к альтистам, но и к любому исполнителю. Для альта написано просто невероятное количество музыки. Но проблема в том, что её крайне редко играют, крайне редко открывают что-то новое. Хотя если мы посмотрим на музыку 20 века, а то и 21-го, мы увидим просто невероятное количество опусов для альта. Но, естественно, во время обучения наши педагоги используют определённую, так скажем, "стопочку" музыки, которую все играют, и если ты сам не хочешь открывать для себя чего-то нового, то ты останешься в этой маленькой стопочке своим мышлением.

Практически все гости отмечали, что ребёнку необходима не только техническая подготовка, но и психологическая. Как её добиться, рассказала член жюри по специальности "скрипка", доцент Московской государственной консерватории имени Чайковского Анна Соколова:

- Ребёнок должен быть в себе уверен. Мы просто ему помогаем работать самому с собой. Ты же не можешь за него всё сделать! У каждого ребенка - своя нервная система, свои особенности, "настройки", и он учится с ними работать. Также очень важно общение с публикой. Они видят ответную реакцию: зашло или нет. У каждого есть своя изюминка, так вы понимаете, что вас этот артист зацепил, а вот тот не очень зацепил. У этого есть какая-то особенность, которая вам импонирует, и вы хотите на концерт этого исполнителя ещё раз прийти, вам хорошо, когда он играет. Вам можно погрустить, подумать, повеселиться - у нас есть масса разной музыки, благодаря которой человек, который целый день сидит в офисе и не имеет возможности эмоционально себя проявлять, на концерте получает "таблетку счастья". Я бы это так назвала, потому что зрителям хорошо. Они отдыхают душой, у них голова освобождается от проблем и мыслей. Музыка на самом деле лечит.

"Дневники конкурса" продолжаются. Впереди - беседы с лауреатами конкурса предыдущих лет. Они расскажут, как сложилась их судьба, и дадут советы тем, кто готовится занять их конкурсное "место". Так что оставайтесь с нами и слушайте подкаст каждую пятницу на всех стриминговых платформах!

Читайте также